sanitar wrote:
Читаю сейчас Дину Рубину. Талантливая тетка. Но вот наткнулся у нее на такую сцену. Русский мальчик решил стать евреем. Место и время-Москва, 80-е годы. Подпольно учил иврит, занимался ТАНАХОЙ-ГАЛАХОЙ. А потом приехавший из Риги(!) раввин(!) отрезал ему что надо прямо на квартире. Он чуть не помер от кровотечения, но стал-таки евреем.Я знаком с процедурой гиюра, и мне кажется, что тетенька...кхм...фантазирует. Что скажет израильская фракция?
Я не соовсем точно поняла - в чем именно твой вопрос. 1) в том, какова процедура гиюра? 2) в том, что обрезание можно сделать на дому? 3) в том, что от неудачно сделаного обрезания можно помереть от кровотечения?
На всякий случай
, дам все три ответа.
1) Про процедуру гиюра я подробно писала в этой ветке - но кратенько напомню: основное в этом деле - изучение Торы и Галахи и изучение и соблюдение заповедей еврейской жизни. После чего раввинский суд (трое раввинов) должен проверить претендента - и вынести решение о разрешении перехода в иудаизм. Сама процедура включает омовение в микве - особом ритуальном бассейне, либо в природном источнике с проточной водой - и прочтение особых благословений - после чего переход считается совершенным. Для мужчин перед погружением в микву делают обрезание. (Не непосредственно перед - а в смысле, что к моменту погружения в микву обрезание уже должно быть сделано.)
2) Обрезание в еврейской традиции веками делают на дому - но делает это не раввин, а моэль. Вообще говоря, это разные специальности: раввин - знаток еврейского права (еще раз повторю - это не священник!), и получают эту степень при многолетнем обучении в ешиве. Моэль - это особое название для того, кто делает обрезания, и учатся этому на личном опыте друг от друга - у моэля обычно есть помощник, который, вероятно, после достаточно долгой практики сам сможет научиться.
Обрезание делается по обычаю младенцам в возрасте восьми дней - если они доношены, здоровы и нет других противопоказаний - иначе ждут разрешения врача. Обрезание в еврейской традиции - это праздник, не особо меньше свадьбы. Накрывают пышную праздничную трапезу и в гости приходят родные, друзья и соседи. Особая роль отводится сандАку - это может быть отец, дед или очень уважаемый человек. Сандака сажают в особое "кресло пророка Элиягу" - это специальное кресло, обильно украшеное резьбой - и используется только для этой цели. На колени сандаку кладут младенца, и моэль, прочтя положеные благословения, одним коротким движением отрезает положеное. (У меня никогда не хватало духу рассмотреть вблизи детали процедуры - но говорят, что ее техника очень проста и
ошибиться довольно трудно). Младенцу обычно перед процедурой чуть смачивают губы вином - местная анестезия
. После процедуры моэль так же быстро отсасывает капельку крови через специальную трубочку (чтобы не было непоняток: кровь абсолютно запрещена к попаданию в рот - так что вся кровь после обрезания остается в этой трубочке). После чего делает особую повязку - которую назавтра уже и снимают.
Как это делают в современном Израиле. Да, собственно, по желанию родителей. Есть те, кто заказывают банкетный зал, и делают все примерно по описанному сценарию. Есть те, кто делает обрезание дома, в узком семейном кругу. Есть те, кто идут в особый кабинет - сейчас уже давно есть врачи, которые частным образом делают и обрезания тоже, с обезболивающим уколом. Моим мальчишкам делал обрезания моэль - дома, в узком кругу, на восьмой день - а уж в месяц были гости и банкетный зал. Мы долго колебались, какой вариант выбрать, и после серьезных раздумий порешили вот что. Хороший моэль с многолетней практикой делает обрезаний на порядки больше, чем врач, для которого это - не основная деятельность. Что же до обезбаливания - укол тоже болезненный сам по себе, не сильно отличаясь от самой процедуры. Вот мы и выбрали такого, очень опытного моэля, который - мне это было очень важно - навещал нас еще дважды, за день до, и на следующий день приезжал сам купать мальчишек и снять повязку. Как он обращается с малышами - я передать даже не смогу - они у него в руках затихали, как по волшебству. И научил он меня в обращении с малышами бОльшему, чем детская консультация - это точно!
3) Об осложнениях. Насколько я понимаю, осложнения случаются довольно редко - а про осложнения с обильным кровотечением я никогда не слышала вообще. Бывают иногда воспаления, или - совсем уж редко - действительно отрежут лишнее. Все сказаное выше не относится ко взрослым - у них все уже намного сложнее - и в Израиле им делают обрезание только в больнице, под местной анестезией. И заживает все гораздо дольше - в отличие от малышей, у которых все заживает за пару дней, максимум неделю.
Так что - вернувшись к рассказу Дины Рубиной. Вполне могу поверить, что обрезание делал моэль на дому - а как же иначе? В те времена брит был попросту криминалом. Вполнее вероятно, что это несколько осложнило период заживления - ведь в государственные медучреждения обращаться было нельзя - ну, типа, чтобы перевязку сделали грамотно или антибиотики прокололи. Так что парню, скорее всего, пришлось с месяц поваляться дома... испытывая сильный дискомфорт. Но "чуть не помер от кровотечения" - скорее всего, все-таки лирическое преувеличение для драматизма - или от избытка пережитых эмоций. Думаю, что если бы у парня были настоящие, серьезные и опасные осложнения - отвезли бы в больницу, невзирая на
последствия - жизнь дороже, в конце концов.