Тут в соседнем топике граждане недоумевают почему цены на авиабилеты так сильно различаются.
Некоторые соседи как обычно намекают о преимуществах капитализма и извечных российских проблемах.
Поскольку тема международная и поднималась неоднократно, открыл отдельный топик.
Так вот, нынешний бардак с ценами на авиабилеты и многие другие товары первой необходимости - это наследие Госплана
творчески переработаное и дополненное в 90х самыми человечными и конкурентоспособными капиталистическими корпорациями. Ленин умер, но Обама живет.
В результате получилось то что получилось.
В старые добрые времена, когда было понятно где капитализм а где социализм цены назначались по более менее понятным принципам: цены конкурентов, себестоимость, загрузка на линии, время покупки (чем ближе к вылету тем дешевле, продадим сколько можем а перед тем как товар протухнет, билет на улетевший рейс стоит ноль, продадим подешевле).
В СССР цены назначались по тем же принципам, за исключением наличия отсутствия конкуренции.
Но потом СССР кончился и краснеть стало не перед кем, компьютерные мощности увеличились и так совпало что маркетологи и прочие наймиты показали свое истинное лицо.
Началось как раз как я понимаю с авиабилетов, а распространяется на все большее количество товаров и услуг - интернет и телефония, потребительская электроника, автомобили, банковские комиссии и т.п.
Умные головы в маркетинговых и плановых отделах авиакомпаний покумекали и решили что пора бы уже подергать потребителя за вымя по настоящему. И отменили старомодные принципы ценообразования полностью.
Сейчас единственный критерий установления цен на авиабилеты - получение необходимой выручки с рейса для погашения банку очередного лизингово платежа ну и чтобы осталось немного на рекламу и зарплату. прибыль, выручка и т.п. устарели. Для этого умные головы подключили психологов, статистиков, маркетологов и айтишников, построили модели, прогоняют их непрерывно по накопленным данным включая фазы луны, консультации профсоюзных боссов и жрецов вуду. и все с целью извлечь максимум именно выручки (не прибыли) любой ценой за счет пассажиров.
Ну и как следствие всего этого бардака получаются совершенно забавные вещи, замеченные на собственном опыте:
у авиакомпаний есть сетка тарифов, и есть базовый тариф на данное направление в данный сезон в определенный класс - бизнес, эконом. тариф этот всегда совершенно конский и он кстати больше всего похож на реальную себестоимость. но поскольку желающих лететь по такому тарифу немного и объем выручки они не обеспечивают (а надо брать, брать кредиты, покупать покупать самолеты, от этого же Бонусы зависят) то большая часть билетов продается по более дешевым тарифам - промо, суперпромо, супермегапромо, супермегапромодаром, даромещедоплатим и т.п. Разница между самым дешевым и базовым тарифом может достигать 10 раз, встречалась вилка 500 базовый, даромещедоплатим 50 евро.
Отмечу что разные сборы в т.ч. и за багаж считаются от базового тарифа.
задолго до рейса начинаются прода
чем ближе к вылету тем билет дороже, особенно цена начинает возрастать в последние часы перед вылетом. купить дешевле базового (а у некоторых появляется еще и тариф базовыйэлит раза в 2 дороже) уже невозможно. маркетологи и психологи вынесли суждение что если уж пассажиру надо лететь сейчас то деньги его уже не остановят.
чем дальше от вылета тем билет дешевле, и обычно даже на глаз сильно ниже себестоимости. психологи и маркетологи посчитали что цена на билет по цене маршрутки соблазнит пассажира слетать туда, куда ему лететь вообще не нужно было, но раз халява...
цены на билеты скачут не только по сезонам, что логично, не только по празничным дням, что понятно, но и по малейшим зацепкам, могущим принести удобство пассажиру. за удобство надо делится! так встречался разброс цен в 3 раза на утренний (удобный) рейс и вечерний (чуть менее удобный рейс) и наоборот. или если в области возле данного аэропорта будет местный праздник им.святого Витта то будьте уверены, что в тот день когда будет допвыходной цены на рейс скакнут в 3 раза, не терять же пассажирам лишний выходной день. так же будет учтен прогноз погоды, размер квартальных премий и количество свадеб.
Прямые рейсы это конечно удобно. пассажир это понимает и заплатит за это, никуда не денется. Но если у него вдруг очень несговорчивое зеленое домашнее животное - авиакомпания всегда готова предложить ей перелет по тому же маршруту в 3 раза дешевле с 3 пересадками. пример - как то маршрут Тенерифе - Москва стоил за 1000 евро. такой же, на тот же день, той же авиакомпанией Иберия стоил (при наличии мест на обоих в экономе) но Тенерифе-Мадрид-Барселона-Москва 350 евро.
Кликает значит надо. Тормозил инет, срывалась связь при покупке. Но счетчик то щелкает - на 10й раз билет на маршрут подорожал в 2 раза. после паузы в несколько часов, потраченных на распитие пива цена билета вернулась на старый уровень.
Отдельно идут дискаунтеры. они за полет могут еще и пассажиру приплатить. в рекламных целях. главное - оплачивать сборы и доп.услуги. а вот тут уже фантазия маркетологов безграничка - возьмут и за топливо и за стюардессу и за каждый кармашек на сумке. так из 25 евро спокойно получается уже 150 реальных.
Ну а вся конкуренция между авиакомпаниями заключается в том, у кого завтра истекает срок лизингово платежа. Если истекает послезавтра - заломим цену повыше и подождем. наблюдалось расхождение цен в 3 раза на одном и то же маршруте (места и т.п. были на обоих)
Ну а остальные отрасли народного капиталистического хозяйства ? Они перенимают передовой опыт авиакомпаний.
Цены на авто и электронику в США, Европе, Англии и России часто одинаковые. до последнего знака. Равенство!
Но ничего конечно, что валюты и их курсы везде разные. Зато цифры в ценнике одинаковые! (В России часто ставят что то среднее между Европой и Англией, по курсу 40 руб/евро).
Ну а количество и скорость изменения тарифов у мобильных операторов уже даже не поражают.
Вот в у Мовистара например понравился тариф - днем оч дешево, вечером дорого. или другой тариф, наоборот. а если ты такой богатый что хочешь говорить и днем и вечером - плати в 2 раза дороже.