JOURFIXE

It is currently Wed May 08, 2024 12:39 am

All times are UTC - 8 hours [ DST ]




Post new topic Reply to topic  [ 14 posts ]  Go to page Previous  1, 2
Author Message
 Post subject: Re: Научные труды
PostPosted: Tue Nov 17, 2009 2:07 am 
Offline
1947 - 2018
User avatar

Joined: Fri Oct 12, 2007 2:19 am
Posts: 2325
Location: Москва
Дмитрий Володихин, Ольга Елисеева, Дмитрий Олейников.
История России в мелкий горошек

М.: ЗАО. «Мануфактура», ООО «Издательство «Единство»

Схема изображения героев екатерининского времени в советской историографии, полностью унаследованная Радзинским, была довольно проста. Она воспроизводилась в школьных и вузовских учебниках, была обязательной для монографий и статей.

ЕКАТЕРИНА II - немка, умело притворяющаяся русской. Умная, энергичная лицемерка, умело прикрывающая просветительскими фразами свои крепостнические устремления и всемерно укрепляющая диктатуру дворянства. Честолюбива, развратна, падка на лесть.

ПЁТР III - немец душой и телом, непонятно как попавший на российский престол и от этого страдавший. Презрительно относился ко всему русскому. Поклонник Фридриха II и прусской военной муштры. Свергнут с трона своей женой Екатериной II и убит Алексеем Орловым по молчаливому приказу императрицы, но субъективно способствовал им, издав в 1762 г. Манифест о вольности дворянства. Жертва кровожадных наклонностей Екатерины II.

ЦЕСАРЕВИЧ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ - сын Екатерины II и Петра III. Законный наследник престола. Отстранён матерью от власти, «Русский Гамлет». Притесняем и оскорбляем всеми фаворитами императрицы. Из-за этого у него развивается жестокий мстительный характер, что в конечном счёте приводит к цареубийству 11 марта 1801 г. Жертва материнской чёрствости.

ОРЛОВЫ - невежды, бездельники, цареубийцы, погрязшие в разврате. Любители кулачных боёв и рысаков. Фавориты Екатерины II, возведшие её на престол. Жертвы личной неблагодарности царицы.

Е.Р. ДАШКОВА - светлый луч в тёмном царстве екатерининского самодержавия. Единственная просвещённая дама, умеющая читать и писать) в России XVIII в. Первая (и последняя) женщина - директор Академии наук. Несколько преувеличивала свою роль в перевороте 1762 г., искренне исповедовала идеи французских просветителей, стремилась к отмене крепостного права, поэтому её конфликт с властолюбивой императрицей был неизбежен. Жертва личной неблагодарности Екатерины II.

Н.И. ПАНИН - талантливый глава внешнеполитического ведомства, либерал, вынашивающий планы установления в России конституционной монархии. Вынужден был терпеть абсолютистские замашки Екатерины II. Жертва стремления императрицы не до конца осуществлять его прогрессивные замыслы.

Г.А. ПОТЁМКИН - тёмная личность. Сибарит, развратник с явной склонностью к авантюризму. Вечно валяется нечёсаным на диване и грызёт ногти. В промежутках между бездельем и капризами присоединяет Крым, осваивает Северное Причерноморье, строит флот, реформирует армию, притесняет гениального русского полководца А.В.Суворова и присваивает его победы. Жертва неустойчивого сердечного расположения Екатерины II.

А.В. СУВОРОВ - светлое пятно среди мерзости екатерининского запустения. Великий полководец, символ русского национального воинского духа. Добр к солдатам, сочувствует народу. По чистой случайности участвует в разделах Польши и подавлении Пугачёвщины. А вот если бы он поговорил с вождём народной войны и повернул оружие против самодержавия... Жертва зависти бездарного временщика Потёмкина, фаворита Екатерины II.

Е.И. ПУГАЧЁВ - народный герой, вождь крестьянской войны. В силу личной несознательности присвоил себе имя убитого императора Петра III, в чём выразились отсталость и царистские иллюзии широких народных масс. После поражения восстания казнён в Москве. Жертва кровожадных инстинктов Екатерины II.

КНЯЖНА ТАРАКАНОВА – авантюристка, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с ... варианты: А.Г Разумовским, И.И.Шуваловым. Поймана за границей .... варианты: Алексеем Орловым, Григорием Орловым. Посажена ... варианты: в Петропавловскую крепость, в Шлиссельбург, где ... варианты: утонула, умерла от чахотки. (Правильное подчеркнуть.) Жертва властолюбия Екатерины II.

КУЧА ФАВОРИТОВ – без имён. Красивые глупые мальчики. Жертвы сладострастия Екатерины II.

ФРАНЦУЗСКИЕ ФИЛОСОФЫ-ПРОСВЕТИТЕЛИ – Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеций и др. Переписывались с русской императрицей и искренне верили в её желание просветить народ. Создали ей имидж «мудреца на троне». Жертвы лицемерия Екатерины II.

Н.И. НОВИКОВ – русский просветитель, издатель жжурналов, пользующихся огромной популярностью у читателей. Враг крепостного права. Вёл полемику с Екатериной II и её «улыбательной» сатирой в журнале «Всякая всячина». За свои прогрессивные воззрения арестован и посажен в крепость. Жертва реакционных настроений Екатерины II, возникших после Великой французской революции.

А.Н. РАДИЩЕВ – первый русский революционер. Написал генипльную книгу «Путешествие из Петербурга в Москву, в которой заклеймил самодержавие и крепостное право. Предтеча декабристов. Сослан в Сибирь. Вскрыл себе вены после встречи с Александром I. Жертва реакционых взглядов Екатерины II.

П.А. ЗУБОВ – Последний и самый злой фаворит императрицы, почти не уступает ей в коварстве, но бездарен как государственный деятель. Жертва несвоевременной кончины
Екатерины II.

_________________
Из России с любовью.


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Научные труды
PostPosted: Fri Nov 27, 2009 2:06 am 
Offline
1947 - 2018
User avatar

Joined: Fri Oct 12, 2007 2:19 am
Posts: 2325
Location: Москва
О! вот что мной подсознательно двигало, когда я открывал эту ветку.
Ведь это же самое подходящее место и для одного моего труда.

Анализ стихотворения Заболоцкого

Как мыши c котом воевали

    Жил-был кот.
    Ростом он был с комод,
    Усищи - с аршин,
    Глазищи - с кувшин,
    Хвост трубой,
    Сам рябой.
    Ай да кот!

    Пришёл тот кот
    К нам в огород.
    Залез кот на лукошко,
    С лукошка прыгнул в окошко,
    Хвостом по полу постукал,
    Углы на кухне обнюхал:
    -Эге, - говорит, - здесь пахнет мышами,
    Поживу-ка я недельку с вами!

    Услыхали в подполье мыши -
    От страха чуть дышат.
    -Братцы, говорят, - что же это такое?
    Не будет теперь нам покоя,
    Не пролезть нам теперь пирогу,
    Не пробраться теперь к творогу,
    Не отведать теперь нам каши,
    Пропади головушки наши!

    А котище лежит на печке,
    Глазищи горят, как свечки.
    Лапками брюхо поглаживает,
    На кошачьем языке приговаривает.
    - Здешние, - говорит, - мышата,
    Вкуснее, - говорит, - шоколада,
    Поймать бы их мне штук двести,
    Так бы и съел всех вместе!

    А мыши в мышиной норке
    Доели последние корки,
    Построились в два ряда
    И пошли войной на кота.
    Впереди генерал Культяпка,
    На культяпке - железная шляпка,
    За Культяпкой - серый Тушканчик,
    Барабанит Тушканчик в барабанчик,
    За Тушканчиком - целый отряд,
    Сто пятнадцать мышиных солдат.

    Бум! Бум! Бум! Бум!
    Что за гром? Что за шум?
    Берегись, усатый кот,
    Видишь - армия идёт,
    Видишь - армия идёт,
    Громко песенку поет.
    Вот Культяпка боевой
    Показался в кладовой.
    Барабанчики гремят,
    Громко пушечки палят,
    Громко пушечки палят,
    Только ядрышки летят!

    Прибежали на кухню мыши,
    Смотрят - а кот не дышит,
    Глаза у кота закатились,
    Уши у кота опустились,
    Что случилось с котом?
    Собрались мыши кругом, -
    Глядят на кота, глазеют,
    А тронуть кота не смеют.

    Но Культяпка был не трус -
    Потянул кота за ус, -
    Лежит котище - не шелохнётся,
    С боку на бок не повернётся.
    Окочурился, разбойник, окочурился,
    Наступил на кота карачун, карачун!
    Тут пошло у мышей веселье,
    Закружились они каруселью,
    Забрались коту на брюхо,
    Барабанят ему прямо в ухо,
    Все танцуют, пляшут, хохочут...

    А котище-то как подскочит,
    Да как цапнет Культяпку зубами -
    И пошёл воевать с мышами!

    Вот какой он был, котище, хитрый!
    Вот какой он был, котище, умный!
    Всех мышей он обманул,
    Всех он крыс переловил.
    Не лазайте, мыши, по полочкам,
    Не воруйте, крысы, сухарики,
    Не скребитесь под полом, под лестницей,
    Не мешайте Никитушке спать-почивать!

Прежде, чем приступить к главной теме, бросим ретроспективный взгляд на то, как отразились в творчестве Заболоцкого образы мышей и кошек. Что касается мышиной темы, то поэт лишь однажды, да и то по касательной, задевает её в стихотворении «Иванов»:

    О мир, свернись одним кварталом,
    Одной разбитой мостовой,
    Одним заплёванным амбаром,
    Одной мышиною норой!

Из чего можно сделать вывод, что мыши его не особенно интересуют, и более того – их жилище, мышиная нора, представляется ему местом глубоко несимпатичным. Но с другой стороны, мыши в стихотворении тоже достаточно симпатичны. По-видимому поэт разделял народное отношение к мышам, глубоко двойственное: с одной стороны – грызуны поганые, а с другой – милые симпатичные зверьки – мышка-норушка и т.д. (Заметим, что в Пярну в советское время существовало кафе «Мышиная нора»).

Котам и кошкам повезло гораздо больше. В стихотворении «Бродячий музыкант» читаем следующее

    Певец был строен и суров...
    Трудился он, могуч и прям,
    Вокруг него система кошек.
    ...............................................
    При лунном свете, вся дрожа,
    В глаза ему глядела кошка,
    Как дух седьмого этажа.

И целиком котам посвящено стихотворение «На лестницах».

    Коты на лестницах упругих,
    Большие рыла приподняв,
    Сидят, как будды, на перилах,
    Ревут, как трубы, о любви.
    Нагие кошечки, стесняясь,
    Друг к дружке жмутся, извиняясь,
    Кокетки, сколько их кругом!

Отсюда очевидна симпатия поэта и к котам и даже к голым кискам – (нагие кошечки, так сказать pussycats; правда, я не уверен, что Фрейд здесь применим к поэту, а не к исследователю, а во-вторых, слово киска в его, ну сами понимаете, каком значении, имело хождение в СССР середины 50-х годов).

О народном отношении к кошкам приведено в Приложении.


Итак, приступим всё же к анализу.

Жил-был кот. Традиционный зачин. Ср. “Жили-были старик со старухой”. А.С.Пушкин, «Сказка о золотой рыбке», М., Детская литература, 1978.

Ростом он был с комод. - Ну что ж, если и преувеличение, то в пределах допустимого. Если бывают мальчики-с-пальчики, то почему бы и не быть коту-с-комод. Правда, кухня должна быть просторной.

Усищи с аршин,
Глазища – с кувшин.


Конечно, более привычно к сравнению кувшинное рыло. Но если были на свете собаки с глазами величиной с чайное блюдце и даже с мельничные жернова, то почему бы и коту-с-комод не иметь глаз величиной с кувшин. Длина усов тоже соразмерна (аршин = 28 дюймов = 71.120 сантиметров - см. В.М.Деньгуб, В.Г.Смирнов «Единицы величин. Словарь справочник», Москва, Издательство стандартов, 1990, стр. 22).

Сам рябой,
Хвост трубой.


Ну мало ли кто бывает рябым – курочка Ряба, к примеру. А может, он оспой болел. Или, что тоже вероятно, проплешины от драк. Заметьте – хвост трубой, но это же боевая поза.

Пришел тот кот
К нам в огород.


Я расцениваю это так: боевой кот заблудился, преследуя противника. Чтобы вернуться домой ему надо было подкрепиться. Вот он и проникает в чужой дом.

Залез кот на лукошко,
С лукошка прыгнул в окошко,
Хвостом по полу постукал,
Углы на кухне понюхал.


Учуяв мышей, почувствовал зверский аппетит. Но и охотничий азарт тоже. Прикинул, что развлечение займет примерно неделю:

-Эге, - говорит, - здесь пахнет мышами.
Поживу-ка я недельку с вами.



Понятно, что проголодавшемуся коту любая корочка деликатесом будет, а тут мышата! И он мечтает съесть штук двести мышат на месте. Обратим внимание, на месте – это значит за один присест. Тут мы можем выяснить производительность кота. Сколько может длиться один присест? Для человека это примерно час. А для кота? Пусть одного мышонка он ест за минуту; значит для кота один присест – порядка трёх с половиной часов. Цифра, кажется слегка преувеличена, но и кот-то – с комод. Поэтому такой кот может даже не прожёвывать мышат, хотя это сомнительно. Вот только какое время он собирается их ловить. Или это выдержка такая: ловить в течение недели, а съесть всех разом. Ну конечно же, собираем же мы ягодки по одной, а уж потом, из кувшинчика или лукошка – горстями... (Кстати, лукошко под окном кухни валялось во дворе. По грибы ходили или по ягоды, а убрать забыли – ничего необычного).


Услыхали в подполье мыши -
От страха чуть дышат.
-Братцы, говорят, - что же это такое?
Не будет теперь нам покоя,
Не пролезть нам теперь пирогу,
Не пробраться теперь к творогу,
Не отведать теперь нам каши,
Пропади головушки наши!


Развитие древнерусской традиции причитаний. Ср. с плачем Ярославны (Слово о полку Игореве). Отметим также, что Заболоцкому принадлежит один из переводов Слова.


Впереди генерал Культяпка,
На Культяпке - железная шляпка,
За Культяпкой - серый Тушканчик,
Барабанит Тушканчик в барабанчик,
За Тушканчиком - целый отряд,
Сто пятнадцать мышиных солдат.


Очень любопытное место!

Вначале идет несуразица, простительная разве только глубоко штатскому человеку. Численность мышиного отряда составляет 115 бойцов, то есть – на бой с котом выступила рота, а командир отряда – генерал!!! (Впереди – генерал Культяпка). В соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных сил должности командира роты соответствует воинское звание капитан. (Вспомним также господ капитанов де Тревиля и Дезэссара – командиров мушкетёрской и гвардейской рот). Ну, правда, если это отдельная рота, то может быть майор. Ну уж в самом крайнем случае я соглашусь, чтобы эта строчка читалась:

Впереди – подполковник Культяпка!
(А то – генерал; еще бы маршал или генералиссимус сказал!)

Хотя... если это вся армия, то тут вполне уместен и генерал.

Да, по-видимому так. Ведь в отряде имелся и артиллерийская батарея (громко пушечки палят; - пушек было никак не менее трех, по три-четыре мыши на расчет и командир батареи). А у генерала Культяпки имелся и личный адъютант (барабанщик по совместительству) – Серый Тушканчик.

Барабанит Тушканчик в барабанчик,

Кстати, вспомним, на что употребляются в некоторых целях барабанщики, а не фланговые (соч. Козьмы Пруткова). Вот то-то! Здесь же и содержится ответ на вопрос – а что делал тушканчик среди мышей. Любовь зла.

Железная шляпка – элемент профессиональной боевой экипировки. В данном случае только на командире: по-видимому не хватило ресурсов на обмундирование всех. Ср. с Окуджавой – «Но пряников сладких всегда не хватает на всех...».

Теперь о Тушкнчике. Смотрим в словаре.

Quote:
БОЛЬШОЙ ТУШКАНЧИК
Allactaga major (Kerr, 1792)
Отряд Грызуны – Rodentia
Семейство Тушканчиковые – Dipodidae
Статус. 1-я категория. Вид, находящийся под угрозой исчезновения.
Распространение. Лесостепи, степи и полупустыни Украины, Европейской России, Западной Сибири и Казахстана (1). По Московской области проходит северная граница ареала вида. В начале XX века большой тушканчик был распространен к югу от реки Ока, изредка встречался и на левобережье Оки в Коломенском у. (2, 3). Ныне известны единичные встречи на юго-востоке Зарайского, юге Луховицкого и в Серебряно-Прудском районе; возможны заходы на юг Каширского района (4).


Обратим внимание на ареал распространения тушканчиков. Поэт до войны жил в Ленинграде, после войны – в Москве. Дачу снимал в Подмосковье. И тут поэт документально точен.

    Бум! Бум! Бум! Бум!
    Что за гром? Что за шум?
    Берегись, усатый кот,
    Видишь - армия идёт,
    Видишь - армия идёт,
    Громко песенку поет.
    Вот Культяпка боевой
    Показался в кладовой.
    Барабанчики гремят,
    Громко пушечки палят,
    Громко пушечки палят,
    Только ядрышки летят!

О значении музыки для морально-психологического состояния бойцов знали уже древние греки. У Гаспарова («Занимательная Греция», ОГИ, 2000) приводится легенда о том, что афиняне, связанные союзным договором со Спартой, но не любившие спартанцев и втайне желавшие Спарте поражения, вынуждены были оказать им военную помощь в очередной войне Спарты. Но выделили лишь хромого учителя музыки Тиртея. Но перед боем Тиртей заиграл на флейте боевой марш и спартанцы победили!

А вот как поступал русский полководец суворовского масштаба – Скобелев:

Quote:
-Вот я их подбодрю! - говорит Скобелев.
И через час является оркестр Владимирского пехотного полка. Музыка в окопах, в ста шагах от неприятеля! Но если бы вы видели, как ободряюще подействовало это на утомленных солдат. Народный гимн аккомпанировался залпами наших батарей, перестрелкой часовых и громкими аплодисментами картечниц. Только что он кончился, с конца в конец грянуло оглушительное "ура", в котором точно в море, утонули и выстрелы ружей, и рев наших орудий... Потом - знакомые уже этому отряду звуки плевненского марша. Музыка сегодня играла до вечера, и с тех пор каждый полк является в траншею со своим оркестром. Сами солдаты стали просить музыки.

Мы забыли войну, - говорит Скобелев. - Наши отцы были лучшими боевыми психологами и понимали влияние музыки на солдата. Она поднимает дух войск. Наполеон - бог войны - хорошо сознавал это и водил атаки под громкие звуки марша...
(В.И.Немирович-Данченко,«Скобелев»)


Опять-таки можно вспомнить и как оркестр подбадривал бойцов и помог выиграть битву во время Русско-Японской войны (см. историю вальса "На сопках Манчжурии".
Quote:
Одно из кровопролитных сражений состоялось под Мукденом и Ляояном. Мокшанцы одиннадцать суток не выходили из боев, удерживая свои позиции. На двенадцатый день японцы окружили полк. Силы оборонявшихся были на исходе, заканчивались боеприпасы. В этот критический момент в тылу у русских заиграл полковой оркестр, которым дирижировал капельмейстер Илья Алексеевич Шатров. Сменяли друг друга марши. Музыка придавала солдатам силы, и кольцо окружения было прорвано.

За этот бой семь оркестрантов были удостоены Георгиевского креста, а сам капельмейстер - ордена Станислава 3-й ст. с мечами.


    Прибежали на кухню мыши,
    Смотрят - а кот не дышит,
    Глаза у кота закатились,
    Уши у кота опустились,
    Что случилось с котом?
    Собрались мыши кругом, -
    Глядят на кота, глазеют,
    А тронуть кота не смеют.

    Но Культяпка был не трус -
    Потянул кота за ус, -
    Лежит котище - не шелохнётся,
    С боку на бок не повернётся.
    Окочурился, разбойник, окочурился,
    Наступил на кота карачун, карачун!

    Тут пошло у мышей веселье,
    Закружились они каруселью,
    Забрались коту на брюхо,
    Барабанят ему прямо в ухо,
    Все танцуют, пляшут, хохочут...

Ну, тут всё ясно – чистый лубок. Как мыши кота хоронили. Но не прост был котяра, ох, как не прост!

    Вот какой он был, котище, хитрый!
    Вот какой он был, котище, умный!
    Всех мышей он обманул,
    Всех он крыс переловил.

Непонятно, откуда взялись крысы. И могут ли крысы и мыши сосуществовать под одной крышей, то есть под полом?

    Не лазайте, мыши, по полочкам,
    Не воруйте, крысы, сухарики,
    Не скребитесь под полом, под лестницей,
    Не мешайте Никитушке спать-почивать!

Редкий сплав заговора и колыбельной. Аналогов мною не обнаружено.

Заключение. Смысл этой работы состоит в том, чтобы показать, что буквально за каждым словом стихотворения стоит целый пласт культуры, биографическая подробность или меткое наблюдение натуралиста.

Приложения.
Quote:
Кошка
ЗВЕРЬ, очень любимый народом. С нею связано множество примет и пословиц: "Кто кошек любит — будет жену любить!", "Без кошки не изба", "На мышку и кошка зверь!", "Кошки дерутся — мышкам приволье!" Кошка свертывается клубком к морозу, крепко спит брюхом кверху — к теплу, скребет лапами стену — к ветру непогожему, умывается — к ведру (и к приходу гостей), лижет хвост — к дождю, на человека тянется — обновку (корысть) сулит.

Существует старинное поверье, что кошка так живуча, что только девятая смерть и может ее уморить до смерти. Загадки загадывает посельщина - деревенщина про этого живучего зверя такие, например: "Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка!"
Заводит русский мужик кошек для борьбы со страшным для него зверем, маленьким, но свирепым, когда об иную пору мышиный народ у него чуть не весь хлеб на гумнах да по амбарам поедает! И даже особыми заговорами, из уст ведунов-знахарей, заговаривает свои скудные запасы — "от мышеяди".

Кошка у всех народов была спутницею колдунов. Народное суеверие приписывает ее видящим в темноте глазам необычайную силу, почерпнутую из мира таинственного. Трехшерстная кошка, по мнению наших пахарей, приносит счастье тому дому, где живет; семишерстный кот является еще более верным залогом семейного благополучия. По словам русских сказок, кошка — чуть ли не самое смышленое животное. Она сама сказывает сказки и не хуже дотошного знахаря умеет отводить глаза. Кот - баюн был наделен голосом, слышным за семь верст, и видел за семь верст; как замурлыкает, бывало, так напустит, на кого захочет, заколдованный сон, которого и не отличишь, не знаючи, от смерти.

Черная кошка является, по народному слову, олицетворением нежданного раздора: "Им черная кошка дорогу перебежала!" — говорят о врагах, недавно еще бывших чуть не закадычными друзьями. В стародавние годы знающие всю подноготную люди говаривали, что на черную кошку можно выменять у нечистой силы шапку-невидимку и неразменный червонец. Нужна-де ей, окаянной, черная кошка, чтобы прятаться в нее на свят - Ильин день, когда грозный для всякой нежити-нечисти пророк сыплет с небес своими огромными стрелами.
Еще и в наши дни говорят на Руси, что кто убьет чьего-нибудь любимого кота, тому семь лет ни в чем удачи не будет. Кто любит-бережет кошек, того этот хитрый зверь охраняет от всякой "напрасной беды". Много и других поверий связано с ним в богатом суеверной памятью русском народе.
У болгар существует поверье, что странствовал когда-то Господь по земле и остановился вечером у стога сена переночевать. В котомке у него был хлеб, а ночью мышки хлеб-то весь и погрызли. Рассердился Всевышний, швырнул в мышь свою рукавицу — а рукавица-то превратилась в кошку. С той поры и начался кошачий род.


Quote:
МЫШЬ — нечистое животное, считающееся созданием дьявола. МЫШЕЙ и крыс народная традиция относит к “гадам”: их называют “гадом”, “гадиной”, “поганью” и т. п.

Говорят, что на всякую тварь Бог дает хлебушка, лишь на такую нечистую, как МЫШЬ не дает. Согласно легенде, во время всемирного потопа МЫШЬ прогрызла дыру в ковчеге, которую заткнула кошка своим хвостом. МЫШЬ, оказавшаяся в выкопанной могиле, означает, что покойник был колдуном и что злой дух в облике МЫШИ вышел навстречу умершему колдуну, чтобы забрать его душу. В образе МЫШЕЙ представляют души умерших. По поверью, если оставить на ночь недоеденный хлеб, ночью в виде МЫШЕЙ придут им питаться души умерших. Если кошка поймает такую МЫШЬ, то это грозит неисчислимыми бедствиями всем домашним за гибель предка. Сербы считают, что, если будешь играть ночью на музыкальном инструменте, приманишь мышей в дом. В сказке польского Поморья герой получает от МЫШИ волшебную дудочку, исполняющую все его желания.

С МЫШЬЮ связаны различные приметы. Так. если МЫШИ покидают дом, быть пожару. МЫШЬ, попавшая за пазуху,— предвестье большой беды. Тот. кому МЫШИ погрызут одежду или обувь, вскоре умрет. Если МЫШЬ прогрызет верхнюю корку у каравая, будет высокая цена на хлеб. если нижнюю — хлеб будет дешевым. МЫШИ одолевают — к голоду. Мышиные гнезда на поле близко к колосу предвещают сырую осень. Считается, что мышей больше в сырой год, а зайцев — в сухой. Если приобретенный купцом товар будет попорчен МЫШАМИ., то продать его можно будет скорее и выгоднее. Женщинам нельзя брать МЫШЬ в руки или убивать ее, иначе хлеб не будет удаваться. Беременной женщине нельзя отказывать в том, что она попросит, иначе у того. кто откажет, МЫШИ погрызут одежду. Невеста должна ехать к венчанию натощак, чтобы МЫШИ ничего не погрызли у нее в доме.
Известны различные способы изгнания изведения МЫШЕЙ и обереги от них. Для избавления от МЫШЕЙ обходили вокруг дома с освященной пасхальной едой, разбрасывали скорлупки пасхальных яиц по углам дома. Чтобы МЫШИ не наносили ущерба в хозяйстве, на Рождество запрещалось вынимать одежду из сундуков. В течение всего святочного периода называли МЫШЕЙ не иначе как “панночками”, а в некоторых местах вообще никогда не упоминали о них за едой.

Чтобы МЫШИ не поели зерна, снопы с поля начинали свозить в овин в тот день недели, на который пришелся в этом году праздник Благовещения. Считали, что везти снопы надо поздно вечером или ночью, когда все спят, причем так, чтобы не встретиться по пути с женщиной. По дороге сквозь спицы колес телеги бросали камни. Снопы с первого воза ставил в овине раздевшийся донага мужчина. Для мышей опрокидывали набок первый сгруженный с воза сноп или оставляли им зерна на дне телеги. От МЫШЕЙ помещали в овине палку, с помощью которой до этого удалось разнять ужа и гадюку. В некоторых местах под снопы стелили ольховые ветки, а на дно сусеков клали ветки бузины. У южных славян оберегам от МЫШЕЙ посвящены специальные “мыщьи дни”.

Судя по поверьям и народным приметам, существует определенная связь между МЫШАМИ и зубами человека. Считается, например, что если МЫШИ поедят неубранные остатки ужина. то у хозяина будут болеть зубы. От зубной боли едят хлеб или сыр, объеденный мышами. Первый выпавший у ребенка молочный зуб бросали за печь со словами: “Мышка, мышка, на тебе репный зубок, а дай мне костяной”, «Мышка, мышка поиграй и отдай»; Распространены способы лечения грыжи с помощью МЫШИ: пускают МЫШЬ “на грыжу”, чтобы укусила, или прокалывают МЫШЬ, продевают сквозь нее нитку или шнурок и подпоясывают им больного. Больного чесоткой натирают пеплом от сожженной головы МЫШИ.


Quote:
КАРАЧУН (КОРОЧУН) — в славянской мифологии название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника (древнерус. корочунъ, словац. Karacun, “Рождество”, болг. крачунец, “рождественский день”, в Закарпатье крачун — рождественский пирог), а также злой дух (белорус. корочун, “внезапная смерть в молодом возрасте, судороги, злой дух, сокращающий жизнь”, рус. карачун, -“смерть”, “гибель”, “злой дух”).
Этимология слова неясна, предполагалось заимствование из латинского quartum jejunium, “большой, четвертый пост” (ср. лат. источник слова коляда); образование от глагола со значением “шагать” (сербо-хорв. крачати и т. п.) — “шагающий день”, отсюда “переходный день, день солнцеворота”; заимствование из алб. kercum, “пень”, “обрубок дерева”: рождественское полено.

_________________
Из России с любовью.


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Научные труды
PostPosted: Wed Feb 03, 2010 1:37 am 
Offline
1947 - 2018
User avatar

Joined: Fri Oct 12, 2007 2:19 am
Posts: 2325
Location: Москва
Александр Левинтов
НА РОДАХ НАУКИ О ПОРНО

(конференция по русской порнографии в Америке)
http://www.lebed.com/1998/art553.htm


В научной среде установился, после десятилетий шумов и стенок об стенку, абсолютный идеологический штиль и сформировалась спокойная деловая атмосфера профессионального сотрудничества, какой бы рискованной теме не был бы посвящен контакт.

С 22 по 24 мая в Южно-Калифорнийском Университете (Лос Анжелес) прошла международная конференция по русской порнографии. Междисциплинарный характер конферeнции обеспечивался участием филологов и лингвистов, историков, сексологов, переводчиков, литературоведов, специалистов в области права и т.п.

Откровенный мат на конференции стоял все три дня. Иллюстративные материалы брались из самых откровенных изданий. Тем не менее, все это носило вполне хладнокровный и академический характер и, более того, проходило на очень высоком научном уровне, что, как и организация всей конференции, -- несомненная заслуга профессора Маркуса Левитта.

В короткой заметке невозможно дать обзор всех докладов, всех позиций и всех поднятых проблем и вопросов. Среди 28 выдающихся докладов отметим лишь самые выдающиеся.

Скобки собрания открыла блестящая и остроумная Елена Гощило из Питтсбургского Университета, задавшая планку обсуждений – свободных по форме и глубоких по степени анализа. Русская порнография, имеющая собственные исторические и социо-культурные основания, испытала несколько взлетов, совпавших с послевоенными периодами (после войны 1812 года, Первой и Второй мировых, в ходе которых резко обострялась демографическая ситуация в стране – нехватка мужчин, а также происходили массовые контакты с европейскими образцами сексуальной жизни и европейской порнографией). В этом отношении современная Россия находится как бы в послевоенном положении: налицо и тяжелейшая демографическая ситуация национального вымирания, и почти ничем не сдерживаемый контакт с западной порнокультурой.

Тщательно исследовалась история порнографии в России, ее фольклорная и лубочная предыстория. В отличие от европейской, в частности, французской традиции, русская народная порнография почти не имела богохульственных и антихристианских подоплек (Андрей Топорков, Институт мировой литературы, Москва). Любопытна такая деталь русского фольклора (песен, сказок и т.п.): в доме и во дворе сексуальные пары достаточно привычны (муж и жена, мужик и баба, парень и девка), а в поле, у реки, в лесу, вообще в местах бесхозных и вольных – в партнерах человека могут оказаться звери, самостоятельно существующие органы, нечистая сила, здесь даже все может проходить без участия людей – от сексуальной чертовщины и вакханалий нас защищает наш собственный дом и быт, их обыденность и привычность (Владимир Клаус, Институт мировой литературы, Москва).

Культура русской порнографии сформировалась в 18 веке, от Петра до Екатерины, кстати, распорядившейся "в назидание мельчающим потомкам" сделать для Эрмитажа гипсовый слепок с феноменальных причандалов кн. Потемкина. Символично. что до сих пор хранящийся в Кунсткамере заспиртованный феномен примерно 70-сантиметровой длины, приписывается то легендарному князю Потемкину (конец куртуазного века), то не менее легендарному "х… голландскому", завезенному Петром в Россию вместе с табаком, водкой и селедкой накануне этого века. Участники конференции согласились впредь именовать данное произведение природы "Х… голландский имени князя Потемкина".

Особенностью литературной порнографии в России (доклады Манфреда Шрубы из германского университета Вильгельма, Мюнстер, Маркуса Левитта и др.) является, начиная с Баркова, явное преобладание поэтических текстов над прозаическими. Поэзия оказалась в русской культуре языком, на котором можно было в обществе говорить на фривольные темы. Изящный анализ Олега Проскурина (Московский Педагогический Университет) убедительно доказывал убийственную иронию Пушкина в адрес Владимира Ленского, подражателя европейской куртуазности, страдающего поллюциями и, в общем-то, бесплодного во всех отношениях.

Русская порнографическая проза и проза о сексуальной жизни была отражена в докладах о "Крейцеровой сонате" Льва Толстого (Даниэль Ранкор-Лаферрье из Университета в Девисе), романе "Санин" Арцибашева (Отто Боэль из Гронингенского Университета). Не обойдена была и порнографическая живопись (доклад о Константине Сомове Эдварда Казинека из Нью-Йоркской публичной библиотеки).

В дополнение к собственному саморазвитию, русская порнография несомненно испытывала сильнейшее влияние европейской культуры – речь идет о Казанове и Калиостро, Захере Мазохе и маркизе де Саде, о Зигмунде Фрейде, Отто Венингере, французской романистике и живописи.

Целый кортеж докладов (Вера Проскурина из Корнуэлльского университета, Ольга Матич из Беркли, Андрей Архипов и Хилари Теплиц из Стэнфорда) был посвящен Василию Розанову, воплощению одновременно и "бабьего" в России и ее напряженно мужского начала.

Современная российская порнография представлена была, несомненно, наиболее полно: здесь и обзор порнографической литературы и искусства (Элиот Боренстайн из Нью-Йоркского Университета), и правовые вопросы (Пол Гольдсмит из Висконсинского университета), и сексуальные анекдоты (Эмиль Драйцер, писатель и профессор Хантер Колледжа) и связь политики с порнографий (сексолог Игорь Кон из института этнологии и антропологии, Москва) и многое другое. Феминистически настроенным и воспитанным американцам нелегко дается понимание, почему в русских "сальных" анекдотах столько насилия над женщинами, а, главное, почему именно эти анекдоты наиболее популярны среди русских женщин.

Если говорить о дрейфе русских антипорнографических законов, то тут заметны две тенденции: расширение наказуемой зоны (до революции законом преследовалось только распространение, в дальнейшем – производство и даже реклама порнографии) и все меньшее понимание законодателями того, что они имеют в виду под порнографией, доведение этого непонимания до генного уровня. По последней версии закона о порнографии, рассматриваемого Государственной Думой (законопроект подготовлен группой, возглавляемой С. Говорухиным), материнские чувства подпадают под понятие порнографии, а любая откровенность лесбийской или гомосексуальной любви – нет. Согласно этому же закону можно привлкать к ответственности Родена, Микельанджело, Рафаэля и даже безымянных античных греков, а равно администрацию музеев за обнаженные фигуры, способные возбудить воображение у морально неустойчивой части публики.

Скобки конференции закрыл доклад Евгения Садового (Южно-Калифорнийский Университет) – скорее художественная проповедь, чем научный обзор. Перед аудиторией предстала галерея современной российской порнографии в ее политическом оскале, коммерциализированном декадансе, социальной патологии и воинствующей эстетике безнравственного.

Немного о практической стороне дела, потому что мы уже приучены к мысли о необходимости практического применения научных исследований.

Первое. Конференция показала, что нет тем и проблем, которые не могут быть освоены исследованиями.

Второе. Порнография и, шире, тема сексуального, выходит из рамок запретов и умолчаний, об этом можно говорить не хихикая и не покрываясь стыдливыми пятнами. Это достойно научного внимания и профессиональной оценки.

Третье. Порнография есть часть культуры и социо-культурной действительности и на этих правах может быть освобождена от истерики ("хистера" по латыни – "матка") ее запретителей и защитников.

Теперь, после этой конференции, мы имеем, хотя бы в младенчестве, порнологию (собственно, это и было основным содержанием конференции), порнотипию (фольклорная порнография, литературная, изобразительная, драматическая, музыкальная, философская, политическая и т.п.) и порнономию (что же, наконец, относить к порнографии, а что – к эротике, неизбежной для человека сексуальности и другим явлениям жизни и искусства).

Роды состоялись. Ибо результатом приложения нормальной порногорафии и должны быть роды.

_________________
Из России с любовью.


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Научные труды
PostPosted: Tue Sep 27, 2011 10:29 pm 
Offline
User avatar

Joined: Sun Sep 23, 2007 7:41 am
Posts: 38880
Location: сами знаете...:(
http://www.youtube.com/watch?v=Z-iXYdEBgt4
новое в арифметике...

_________________
Любая сложная проблема имеет простое, логичное, лежащее на поверхности неправильное решение.
Дедушка с 30 мая 2023 года.


Top
 Profile  
 
Display posts from previous:  Sort by  
Post new topic Reply to topic  [ 14 posts ]  Go to page Previous  1, 2

All times are UTC - 8 hours [ DST ]


Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 9 guests


You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot post attachments in this forum

Search for:
Jump to:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group