mathematicus wrote:
Т.е., Вы считаете, что ребенка возраста, допустим, полтора года можно взять от матери в детскую группу из, допустим, 5-6 детей с воспитателем? Не в исключительном случае, а как распространенное явление? Моим наблюдениям это не соответствует, но, может, израельские дети быстрее развиваются на ранней стадии?
Мои наблюдения - а я работаю в этой области уже 10 лет - привели меня к абсолютному убеждению, что полтора года - это крайний срок, когда надо отдавать ребенка в детский сад. Оптимальный срок - 6-8 месяцев, но у меня бывают и малыши с 3.5-4 месяцев - в Израиле декретный отпуск 14 недель, и иногда мамам нужно вернуться на работу, чтобы ее не потерять. У меня в саду было довольно много "вторых" детей - братьев-сестер наших выпускников, они всегда попадали ко мне в более раннем возрасте, чаще всего до года. И все мамы в один голос говорят: "Не жалею. Вижу разницу". Мой собственный младший попал в ясли (тогда еще не мои) в возрасте 4.5 месяца - и тоже не жалею. Его уже в 7-8 месяцев интересовали рамки Монтессори, квадраты Никитина и пр.
Модель "группа 5-6 детей с воспитателем" мне не кажется оптимальной, моя модель - 12-14 детей (от 3-х месяцев до года - до 5 + остальные от года до двух) на двоих взрослых. Плюс 4-5 приходящих педагогов. Это для группы до двух лет. С двух до трех - 14-16 детей на двоих взрослых, педагогов столько же, но одна из них работает каждый день по полдня, до обеда. Плюс в этой группе есть несколько более взрослых детей - "продленщики", они с ними пересекаются только после дневного сна и в каникулы. Что также полезно - дает младшим детям модель поведения, игр, помогает двигаться в занятиях.
mathematicus wrote:
Что касается математики до 2-ух лет, точнее, об умении считать до 10 (предположим, по пальцам), Вы имеете в виду просто освоение названий чисел (ассоциированных с пальцами или с рисунком), или ассоциацию количеств с названием числа или пальцами ("сколько кошечек?" - "пять!", "а собачек?" - "три!")? Первое - просто изучение слов, а вот второе - именно счет. И если первое действительно доступно на самых ранних стадиях развития речи, то со вторым, как правило, не так все просто. Конечно, игру в количества, да еще загибая пальцы, откладывая палочки или сдвигая бусы на счетах, можно начинать с того возраста, когда человек воспринимает речь и фокусирует взгляд на отдельных деталях. Хуже от этого точно не будет, игра как игра. Более того, какую-то базу под умение считать она заложит. Но сможет ли человек возраста полтора года активно участвовать в этой игре? Не в исключительном случае, а в достаточно частом?
У меня есть три блузки разного цвета, но одного фасона, с рядом мелких пуговичек на груди. Когда я их купила года три назад, кто-то из детей стал их считать,, трогая каждую пуговку пальчиком. Остальным понравилось, и сразу оказалось, что им тоже срочно надо. В тех пор и завелась традиция, которую я можно сказать, поддерживаю: как только я прихожу в садик в одной из этих блузочек, возле меня начинается столпотворение, все хотят считать пуговицы. Я устанавливаю и регулирую очередь, прошу посчитать то на русском, то на иврите. Поначалу, конечно, сбиваются и проскакивают, но в конечном итоге умеют считать довольно уверенно. Причем, количество пуговиц на разных блузках разное - от 5 до 7. Закрепляем, тысзть пройденный материал.
А воспитательница реально работает с ними над различением цифр в разном написании (распознавание символа). Только вчера снимала новый клип - к трем годам они уже уверенно пересчитывают мелкие предметы на карточке и кладут эту карточку под карточку с нужной цифрой.