Дед Григорий wrote:
ТЭС на газе, я думаю, довольно эффективны и, что самое главное сейчас, не используют импортную нефть.
Сильвер, помнится, не так давно в дискуссии ТАМ привел факт, что в Штатах за последние 10 лет ввели больше ГЭУ в строй, чем в СССР/России за всю историю(насколько я точно запомнил цифру - 10 лет, узнаем, когда Сильвер меня поймает на неточности:-)
С углем, вроде, тоже есть пути экономичного и экологичного производства энергии.
Ты не совсем точно запомнил. Я писал, что Штаты за полтора года ввели 170 ГВт установленной мощности только по ПГУ (паро-газовым устанвкам), в то время как у России планы ввести 160-200 ГВт ВСЕГО (паро-газ, уголь, атомные станции и гЭС) до 2020 года.
Увы, мы не просто отстаем от Штатов, а НЕВЕРОЯТНО отстаем. На 2002 год Россия по энергетическим показателям занимала места с 4 по 9-е (в разных разделах - по установленной мощности, выработке э/э, количеству сетей ВЛ на одного жителя и т.д.). Уступали мы Штатам, Англии, Японии по всем этим показателям, а по ряду показателей уступали Китаю, Германии, Франции. По какому-то показателю (вроде как качество коммерческой диспетчеризации) уступали даже Бразилии. Хотя... Тут не наша слабость, а их сила - они сами безусловно уступали только Британии и Норвегии.
Ну еще по мнению экспертов из США они уступали Штатам. Но тут эти эксперты остались одиноки - с ними не согласились ни бразильцы, ни британцы, ни норги, ни швейцарцы, ни РАО ЕЭС.
Никому штатовская модель коммерческой диспетчеризации более удачной не показалась. ;-р
Единственное в чем мы (вынужденно) лидировали - это сети сверхдальних передач. Тут у нас был уникальный опыт. связанный с размерами страны и структурой топливопотребления по различным ее частям. Это скорее бед, чем повод для хвастовства.
На тему же энергии для электромобилей - ты, безусловно правильно излагаешь. Уже через несколько лет ПГУ-станции (самые современные из работающих на газе) позволят достигнуть кпд 60%. Сейчас пока лучшие показатели 56-57%.
А лучший кпд на двигателях внутреннего сгорания - около 40%.
По аккумуляторным батареям я меньше знаю, но слышал, что возвращают сегодняшние батареи около 65-70% от начально затраченной энергии.
Т.е. система "станция на газе +аккумуляторы" будет расходовать топливо с той же примерно эффективностью, что и обычный двигатель внутренего сгорания.
Там правда, кпд самого электродвигателя далео не 100%, но зато он дает возможности рекуперации (запасания энергии при торможении и повторного ее использования), так что действительно, примерно "так на так" и выйдет. Только газ и дешвле сам по себе, и экологичнее. И "политически свободнее".
И с углем то же самое почти. Уголь сегодня на больших боках с технологиями ССКД (суперсверхкритического давления) ухитряются преобразовать в Э/Э с кпд 42-43%. Меньше, конечно, чем у ПГУ, но и уголь обычно намного дешевле газа. И тем более - бензина.
Штаты, как один из мировх лидеров угольной энергетики (и в чем они еще не лидер? В атомке - один из лидеров, в ПГУ - лидер, по ВВП - тоже первые) вполне могли бы активно применять электромобили.
ИМХО - в двух вариантах:
1) "мобили - мыльницы" - легкие, относительно дешевые, с малой мощностью и небольшим радиусом дальности. Чтобы подзаряжались прямо на стоянке, ночью.
2) Гибриды. По городу и на малое расстояние едешь на "электрике", используя накопленный ночью запас, а выехав на трассу включаешь "мощщу на бензине", гонишь, что сумасшедший, и заодно имеешь возможность слегка подзарядить батареи. Подъехал ко второму городу - перешел снова на электрику. Там на стоянке поставил заобно подзаряжаться. Обратно - в таком же режиме.
Чистые же электромобили пока не смогут ни массово внедряться (не хватит мощности станций), ни заправляться. Да и скоростно-дальностные их характеристики пока желют лучшего. Высокая мощность, скорость или дальность - не их "конек".
А вот указанные ниши - вполне можно было бы. ИМХО. Если естественно, автомобильные концерны на это пойдут.
С цыфрами все более менее ясно а затраты на налаживание дополнительного производства свинца, кадмия, лития для батарей? Причем эти производства далеко не безвредные.А затраты на утилизацию использованных бататрей? Как правильно здесь замечено мощностей станций не хватит-так что строить новые на натуральном топливе или всетаки попытаться выжать еще пару процентов кпд из обычных двигателей?