Глава РАН назвал несправедливой разницу доходов ученых в разных регионах
Зарплаты ученых в Москве и Петербурге выросли намного больше, что у их коллег из других регионов страны, сообщил президент Российской академии наук. Зарплаты были увеличены в соответствии с «майскими указами»
Выполнение так называемых майских указов президента РФ привело к повышению зарплат ученых, но этот процесс был неравномерным: в Москве и Санкт-Петербурге они выросли в разы сильнее, чем в ряде других регионов. Об этом глава РАН Александр Сергеев заявил в интервью программе «Поздняков», которое опубликовано на сайте НТВ.
По его словам, в результате произошел резкий перекос в сторону центра. «Образовалась очень сильная диспропорция, которая воспринимается как несправедливость», — сказал Сергеев.
«В институтах в Москве один научный сотрудник на этот год получил приблизительно на 1 миллион рублей больше, чем в прошлом году. В Питере — от 500 до 700 тысяч. В Новосибирске — 150 тысяч; в Перми 40 тысяч, в Карачаево-Черкессии — ноль», — отметил президент РАН.
Он добавил, ученые в регионах делают не менее «конкурентную научную продукцию», чем в Москве или Петербурге. «Ученые не могут себе представить, как можно за одну и ту же сделанную работу, которая имеет одинаково важный результат, платить меньшие деньги в одном месте и в другом. На самом деле, это несправедливо», — сказал Сергеев.
Глава РАН также отметил, что число научных сотрудников в расчете на 100 тыс. жителей в России сейчас меньше, чем в Китае. «И оно продолжает падать», — добавил Сергеев.
Ректор Московского физико-технического института (МФТИ) Николай Кудрявцев в беседе с РБК высказал мнение, что зарплаты ученых в разных регионах не могут расти одинаково.
«На мой взгляд, такое ранжирование правильно, так как отражает специфику, которая существует в разных регионах России», — заявил он.
По его словам, речь идет о том, что зарплаты педагогических и научных работников привязываются к средней зарплате по региону в соответствии с указом президента. «В каждом регионе ситуация своя, цены везде разные. В больших городах они гораздо выше», — подчеркнул ректор.
«Еси предположить, что зарплата будет фиксированной по стране, то тогда возникнет другая несправедливость — повышение зарплаты в крупных центрах, где жизнь более дорогая, будет существенно менее заметно, чем в периферийных городах», — пояснил Кудрявцев.
В конце марта на Общем собрании академии Сергеев заявил о подготовке новых майских указов по развитию науки. Он также отметил, что РАН должна должна представить свои предложения по этому вопросу
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/society/16/04/2018/5 ... m=newsfeed В числе ответных мер на усиление западного давления на Россию, помимо высылки дипломатов, укрепления армии и санкционной войны, в последнее время предлагается также создать условия для возвращения российских студентов, которые учатся в «недружественных» странах. Корреспондент «Росбалта» поинтересовался у экспертов, насколько осуществимой выглядит такая идея.
Как рассказал член ученого совета НИУ ВШЭ, глава Школы востоковедения Алексей Маслов, для начала нужно понимать, на каких условиях люди уехали учиться за рубеж. «Если они поехали за границу за свой счет или получили прямые стипендии от правительств этих стран или от университетов, то технически вернуть их будет довольно сложно. Если студент сам подал заявку и выиграл иностранный грант на обучение, даже не будучи при этом студентом российского вуза, тогда это частная история. Вернуть его невозможно, не создав каких-то условий для того, чтобы ему самому этого захотелось.
Кого можно вернуть? Студентов, которые учатся за границей по межвузовским соглашениям. В таком случае соглашение либо считается утратившим силу, либо не работающим с какого-то момента, например, с конца учебного года. Но поскольку соглашение двустороннее, нам придется отправить обратно всех иностранных студентов, которые учатся в наших вузах по тем же соглашениям и программам. Хотя таких в России немного», — отметил собеседник «Росбалта».
Также, по словам Маслова, можно вернуть студентов, которые поехали за границу по российским грантам от президента, правительства или вузов. Но сделать это будет крайне непросто по многим причинам, и точно не без последствий. Во-первых, как отметил эксперт, мы знаем далеко не всех студентов, кто уехал учиться самостоятельно. Во-вторых, есть студенты, у которых родители постоянно живут за рубежом. То есть, формально эти студенты являются гражданами РФ, но по факту давно утратили связь с Россией. Кстати, большая группа российских студентов за границей — дети российских чиновников (не обязательно высокопоставленных). «В Китае, когда стало понятно, что очень много студентов не просто уезжают (это само по себе не страшно), но и не возвращаются, от чиновников потребовали, чтобы их дети приезжали работать в Китай после окончания обучения», — рассказал Маслов.
Что можно сделать со студентами, которые уехали учиться в зарубежный вуз сами, и возвращаться не хотят? По опыту Китая, вполне рабочая схема — специальные кредиты на обучение за границей, которые обязывают студента или вернуться и отработать, или заплатить госбанку кругленькую сумму. Кроме того, до недавних пор в Китае устанавливали минимальную зарплату для людей, которые закончили зарубежные вузы. В 2004 году — минимум 1 тыс. долларов США в месяц. «Для того времени это была очень большая сумма, и люди, конечно, возвращались», — отметил Маслов.Если человек окончил Гарвард или Лондонскую школу экономики, он получал очень высокую должность, и оставаться за границей, где таких условий предложить всем не могли, не было смысла.
«Самый главный момент, который влияет на то, вернется студент или нет, — состояние рынка труда. Если нет большого количества достойных вакансий, если нет серьезной системы обеспечения работой молодежи, а в России ее нет, то возвращаться и некуда. Чтобы по-настоящему возвращать студентов, нужно менять рынок труда. Простым постановлением или приказом ничего не сделаешь. Более того, жесткая политика может производить обратный эффект. Студенты, которые учатся за рубежом и еще не определились, хотят ли вернуться на родину, станут всеми правдами и неправдами искать способ остаться за границей», — считает Маслов.
Но такое поведение российских властей может отразиться на имидже отечественного образования и поставить под угрозу все усилия по привлечению иностранных студентов. В последние годы Россия делала ставку именно на прием студентов, а не на отправку, и создала около 15 тыс. государственных стипендий для обучения иностранцев. Все эти вложения могут оказаться под угрозой.
Если студентам закроют западные вузы, по мнению Маслова, вероятнее всего, они поедут в азиатские. «Серьезная альтернатива Англии и США в этом смысле — Сингапур и Гонконг. Но образовательные ресурсы этих стран ограничены, а стипендиальных программ для иностранцев там практически не бывает, так что людям придется платить за свое обучение. Вряд ли многим российским студентам такое подойдет. Поэтому, скорее всего, они поедут в Китай, который предлагает много стипендий и считается страной, очень открытой в плане образования. Но, хотя китайское образование сейчас сильно развито, уровень подготовки иностранных студентов там крайне невысок. Обычно они обучаются в отдельных институтах, на отдельных программах, и изучают не столько специальность, сколько китайский язык», — рассказал эксперт. Таким образом, променяв западные вузы на китайские, мы вряд ли получим хороших специалистов, которые нужны нашей экономике.
Помимо китайских останутся еще и скандинавские вузы, против которых вряд ли объявят санкции. Но маловероятно, что туда направится массовый поток.
«Сказав „А“, придется будет говорить „Б“. И если мы возвращаем студентов из Англии и США, придется отказаться от участия в западных рейтингах вузов, в которые последние годы Россия вкладывает столько денег, сил и времени», — также отметил Маслов.
Кроме того, в отечественных образовательных учреждениях зачастую просто нет тех специальностей, которые нужны экономике. И речь даже не об IT-сфере. В России всего один-два вуза дают курс «бизнес в Азии», который, казалось бы, сейчас крайне для нас актуален. В то же время, в США и Великобритании курс читают практически повсеместно.
«Сейчас все-таки уже не те времена, когда людей можно просто отозвать. Но даже если бы было можно, совсем не очевидно, что они вернулись бы. Скорее наоборот», — отметил в свою очередь директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.
Если студенты поехали учиться на российские гранты, их, конечно, можно попытаться вернуть. Но в таком случае, по словам собеседника «Росбалта», мы потеряем деньги, потраченные на их обучение. «Кого мы в таком случае накажем?» — недоумевает эксперт. Даже если у студента, который поехал учиться в Англию или Америку, отзовут грант, он вряд ли вернется. Он скорее пойдет работать и найдет способ учиться дальше, считает Кагарлицкий.
«Если, закончив обучение на Западе, человек может рассчитывать на нормальную работу в России, почему бы не вернуться? Но когда его попытаются выдернуть, он, скорее всего, попытается остаться», — заметил он.
Другой вопрос, что делать с возвращенными студентами в России? «Например, человек отучился по западной программе год, и его возвращают. А должен был учиться три. Что с ним делать? Он не сможет занять то место, под которое его готовили. В таком случае возвращение — это выброшенные деньги и потерянные кадры», — подчеркнул эксперт.
Чтобы студенты перестали уезжать, нужно менять систему образования, считает председатель Всероссийского студенческого союза Олег Цапко. «Почему люди уезжают учиться за рубеж? Потому что качество западного образования, его престиж объективно выше. Мы сами стремимся в эти международные рейтинги, значит, верим, что такое положение дел реально», — заметил он.
«В России есть программа „Глобальное образование“. Если ты поступил в один из топовых вузов мира, тебе оплачивают обучение. Получается, государство согласилось выделить деньги, люди прошли многоэтапный отбор. Будет в крайней степени нечестно по отношению к студентам просто взять и вернуть их назад. Да и вряд ли они вернутся. Скорее, продолжат обучение. Так что такое решение просто сильно ударит по их карману. А если вернутся, в их лице мы вряд ли получим лояльных власти граждан», — считает Цапко.
http://www.rosbalt.ru/moscow/2018/04/16/1696877.html«Подопечный» Шойгу войдет в руководство военного технополиса «Эра»
Гендиректор «Кузбасского технопарка» Антон Силинин войдет в руководство строящегося в Анапе военного технополиса «Эра». Попасть в технополис Минобороны Силинину помогло участие в конкурсе «Лидеры России»
Наставник Шойгу
Выпускник «Сколково» и гендиректор единственного в Кузбассе технопарка Антон Силинин в ближайшие несколько недель станет заместителем начальника военного технополиса «Эра», рассказал РБК источник в Минобороны. Он уточнил, что этой должности пока нет в штатном расписании. «Должен пройти наблюдательный совет самого технополиса», — сказал он.
Антон Силинин подтвердил РБК свой переход в новую структуру Минобороны. «Я буду курировать взаимодействие с гражданским сектором: с академическими вузами и предприятиями, которые будут заниматься соответствующими разработками», — сказал он.
На вопрос РБК, что привело гендиректора Кузбасского технопарка в структуру Минобороны, Силинин ответил, что, возможно, это связано с итогами конкурса «Лидеры России». Силинин принимал в нем участие и вышел в финал, но победителем не стал. «Я не вошел в число сотни победителей, но тем не менее мне тоже был определен наставник этого конкурса. Этим наставником стал [министр обороны] Сергей Кужегетович Шойгу. Я был, безусловно, сильно и приятно удивлен. И, конечно же, не понимал, какая связь между мной и Министерством обороны. Ну а когда публично объявили о технополисе «Эра», я понял, почему моя кандидатура привлекла внимание», — прокомментировал свое предстоящее назначение Силинин.
Что такое «Лидеры России»
Основной заявленной задачей конкурса «Лидеры России» был отбор талантливых менеджеров по всей стране для программы развития кадрового управленческого резерва. Стать его участником мог только россиянин не моложе 18, но не старше 50 лет с опытом работы на руководящей должности, сказано на сайте конкурса. Проходил он в несколько этапов — с ноября 2017-го по февраль 2018 года. Заявку на участие подали более 199 тыс. человек, в финал попали 300 участников. Они получат образовательные гранты в размере до 1 млн руб.
У победителей конкурса (103 человека), также будет возможность в течение года получать консультации наставников проекта — среди которых числятся министр обороны Сергей Шойгу, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст. Некоторые из победителей конкурса уже получили повышение. В частности, Олег Салагай стал замминистра здравоохранения, Павей Сорокин — замминистра энергетики, Илья Торосов — замминистра экономики.
Помимо 103 победителей конкурса, в программу наставничества были включены 39 финалистов, с которыми наставники познакомились в ходе оценочных мероприятий и личных встреч.
Физик из Кемерово
Уроженцу города Кемерово Антону Силинину 36 лет. Он окончил Кемеровский государственный университет по специальности «физика конденсированного состояния». Там же преподавал и заведовал лабораторией. Позже работал начальником департамента инвестиций стратегического развития Кемеровской области. Затем возглавил Кузбасский технопарк.
Силинин дважды учился в «Сколково». В 2012–2013 годах, будучи преподавателем, учился там по программе «Подготовка ректорского корпуса», осуществляемой Минобрнауки совместно со школой управления «Сколково». Второй раз обучение проходило в 2015 году по заказу Фонда развития моногородов. «У нас, в Кемеровской области, много моногородов, их 24. Я был в составе команды города Юрга. Обучение длилось чуть меньше года», — уточнил Силинин.Инновационный технополис «Эра» — это своего рода «военная» версия «Сколково». Технополис строится в Анапе, на месте закрытого на реконструкцию санатория Минобороны «Десантник».
Как указано в концепции технополиса (есть в распоряжении РБК), «Эра» станет специализированным научно-исследовательским и производственным комплексом со своими лабораториями и инжиниринговыми центрами, где будут разрабатываться продукты для российского оборонно-промышленного комплекса. «Эра» будет организована по кластерному принципу. Планируется, что их будет три: научно-исследовательский (предназначен для исследований, лабораторных экспериментов и имитационного моделирования), научно-образовательный (будет формировать необходимые для выполнения научных исследований компетенции у аспирантов, курсантов и студентов) и научно-производственный (будет отвечать за создание прототипов образцов военной и специальной техники).
Помимо опытных специалистов и ученых, в технополис будут привлекать аспирантов, курсантов и студентов. В частности, на базе «Эры» создадут четыре сводные научные роты. Кроме того, на территории «Эры» создадут школу-лагерь для одаренных детей. Их будут «воспитывать в духе патриотизма» и готовить к обучению в вузах сразу по нескольким специальностям, которые связаны с укреплением обороны страны. Начальником «Эры» назначен бывший замдиректора Рособоронзаказа, заместитель председателя военно-научного комитета Вооруженных сил Федор Дедус. Научным руководителем — президент Курчатовского института Михаил Ковальчук.
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/politics/16/04/2018/ ... m=newsfeed