mathematicus wrote:
Это - Российского Императорского Флота шлюп "Мирный". По описанию генерала Веселаго, шлюп в то время - "военное трехмачтовое судно (sic!) с одной открытой батареей. Оснастка первых двух мачт - корабельная (фрегатская), а задняя (sic!) носила только бизань и на стеньге топсель, подобный тендерному".
Не сходится.
На приведенных модели и рисунке прекрасно видны прямые паруса на бизань-мачте, а топселя нет.
Согласен, что по тогдашней классификации, приведенной тем же Веселаго - это корвет: трехмачтовое судно с корабельным парусным вооружением и одной открытой батареей. Но вот во всех списках, с самого момента постройки, он проходит как шлюп! Согласитесь, "Мирный" - довольно известный корабль, и то, что он известен как шлюп, мы все знаем. Может быть, дело в том, что строился он как шлюп "Ладога" на Олонецкой верфи, но перед знаменитым походом в южные моря был перестроен под наблюдением Лазарева. Я вот читаю:
Корпус судна в кормовой части удлинили наделкой штульцев, на форштевне поставили княвдигед, устроили дополнительную обшивку дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Вторую обшивку тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменён дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на судах военно-морского флота.
Главная энергетическая установка парусная, судно несло 10 прямых (фок, фор-марсель, фор-брамсель, фор-бом-брамсель, грот, грот-марсель, грот-брамсель, грот-бом-брамсель, крюйсель и крюйс-брамсель) и 5 косых парусов (фор-стаксель, фор-стеньги-стаксель, кливер, бом-кливер и бизань). Шлюп имел 1 руль из дуба.
Вооружение состояло:
Из 10 одноствольных 12-фунтовых (120-мм) карронад с длинной ствола 7 калибров, установленных в батарейной палубе (опер-деке). Карронады предназначались для ближнего боя. Заряжание ручное ядрами или картечью. Боезапас расположенный в погребах подавался из погреба боезапаса вручную. Расчёт орудия включал 5 человек. Орудие чугунное гладкоствольное, тонкостенное размещалось на неповоротном станке. Дальность стрельбы при возвышении 5° до 880 метров. Масса карронады 305 кг.
Из 10 одноствольных 18-фунтовых (136-мм) пушек с длинной ствола 22 калибра, установленных на верхней палубе. Заряжание ручное ядрами. Боезапас расположенный в погребах подавался из погреба боезапаса вручную. Расчёт орудия включал 5 человек. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном станке. Угол возвышения пушки доходил до 10°, а дальность стрельбы не превышала 2 км. Масса пушки 2,1 тонны.
Тактико-технические данные шлюпа "Мирный"
Водоизмещение: 530 тонн
Длина наибольшая: 36,6 метра
Ширина наибольшая: 9,15 метра
Осадка по корпусу: 4,6 метра
Силовая установка: 7 косых парусов (3 гафеля, 2 стакселя, 2 кливера),
14 прямых парусов (6 лиселей), 1 руль из дуба
Скорость хода: до 10 узлов
Вооружение: .
артиллерийское: 10 12-фн. карронад в батарейной палубе
10 18-фн. пушек на верхней палубе
Экипаж: 124 человека (4 офицера)
http://www.and-kin2008.narod.ru/mirnyy.html Таким образом, это как минимум корвет, а скорее малый фрегат (батарея на батарейной палубе + еще одна на верхней палубе). Вопрос: почему же он в списках проходил как шлюп?