JOURFIXE

It is currently Thu Mar 28, 2024 5:26 am

All times are UTC - 8 hours [ DST ]




Post new topic Reply to topic  [ 101 posts ]  Go to page Previous  1 ... 7, 8, 9, 10, 11  Next
Author Message
 Post subject: Re: Корабли и яхты
PostPosted: Thu Nov 14, 2013 10:25 pm 
Offline
User avatar

Joined: Mon Sep 24, 2007 11:47 am
Posts: 4490
Location: London, Swansea (UK)
Domnitch wrote:
mathematicus wrote:
Это - Российского Императорского Флота шлюп "Мирный". По описанию генерала Веселаго, шлюп в то время - "военное трехмачтовое судно (sic!) с одной открытой батареей. Оснастка первых двух мачт - корабельная (фрегатская), а задняя (sic!) носила только бизань и на стеньге топсель, подобный тендерному".
Не сходится.
На приведенных модели и рисунке прекрасно видны прямые паруса на бизань-мачте, а топселя нет.

Согласен, что по тогдашней классификации, приведенной тем же Веселаго - это корвет: трехмачтовое судно с корабельным парусным вооружением и одной открытой батареей. Но вот во всех списках, с самого момента постройки, он проходит как шлюп! Согласитесь, "Мирный" - довольно известный корабль, и то, что он известен как шлюп, мы все знаем. Может быть, дело в том, что строился он как шлюп "Ладога" на Олонецкой верфи, но перед знаменитым походом в южные моря был перестроен под наблюдением Лазарева. Я вот читаю:
Quote:
Корпус судна в кормовой части удлинили наделкой штульцев, на форштевне поставили княвдигед, устроили дополнительную обшивку дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Вторую обшивку тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменён дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на судах военно-морского флота.

Главная энергетическая установка парусная, судно несло 10 прямых (фок, фор-марсель, фор-брамсель, фор-бом-брамсель, грот, грот-марсель, грот-брамсель, грот-бом-брамсель, крюйсель и крюйс-брамсель) и 5 косых парусов (фор-стаксель, фор-стеньги-стаксель, кливер, бом-кливер и бизань). Шлюп имел 1 руль из дуба.

Вооружение состояло:

Из 10 одноствольных 12-фунтовых (120-мм) карронад с длинной ствола 7 калибров, установленных в батарейной палубе (опер-деке). Карронады предназначались для ближнего боя. Заряжание ручное ядрами или картечью. Боезапас расположенный в погребах подавался из погреба боезапаса вручную. Расчёт орудия включал 5 человек. Орудие чугунное гладкоствольное, тонкостенное размещалось на неповоротном станке. Дальность стрельбы при возвышении 5° до 880 метров. Масса карронады 305 кг.

Из 10 одноствольных 18-фунтовых (136-мм) пушек с длинной ствола 22 калибра, установленных на верхней палубе. Заряжание ручное ядрами. Боезапас расположенный в погребах подавался из погреба боезапаса вручную. Расчёт орудия включал 5 человек. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном станке. Угол возвышения пушки доходил до 10°, а дальность стрельбы не превышала 2 км. Масса пушки 2,1 тонны.

Тактико-технические данные шлюпа "Мирный"
Водоизмещение: 530 тонн
Длина наибольшая: 36,6 метра
Ширина наибольшая: 9,15 метра
Осадка по корпусу: 4,6 метра
Силовая установка: 7 косых парусов (3 гафеля, 2 стакселя, 2 кливера),
14 прямых парусов (6 лиселей), 1 руль из дуба
Скорость хода: до 10 узлов
Вооружение: .
артиллерийское: 10 12-фн. карронад в батарейной палубе
10 18-фн. пушек на верхней палубе
Экипаж: 124 человека (4 офицера)

http://www.and-kin2008.narod.ru/mirnyy.html

Таким образом, это как минимум корвет, а скорее малый фрегат (батарея на батарейной палубе + еще одна на верхней палубе). Вопрос: почему же он в списках проходил как шлюп?

_________________
Я скачу, но я скачу иначе...


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Корабли и яхты
PostPosted: Thu Nov 14, 2013 10:42 pm 
Offline
User avatar

Joined: Mon Sep 24, 2007 11:47 am
Posts: 4490
Location: London, Swansea (UK)
Имею догадку про "Мирный". Корвет, а тем паче фрегат - корабли ранговые, а значит, ими должны командовать капитаны, а не какой-нибудь лейтенант Лазарев. Помните немецкие звания - корветтен-капитан, фрегаттен-капитан, и потом - капитан-цур-зее?

А шлюп - корабль вне рангов, не корабль, а вообще почти что воспомогательное судно. Маскировочка.

Осталось понять, почему капитан второго ранга Белинсгаузен командовал шлюпом "Восток". Ведь с ним то же самое:

Quote:
Главная энергетическая установка парусная, судно несло 10 прямых (фок, фор-марсель, фор-брамсель, фор-бом-брамсель, грот, грот-марсель, грот-брамсель, грот-бом-брамсель, крюйсель и крюйс-брамсель) и 5 косых парусов (фор-стаксель, фор-стеньги-стаксель, кливер, бом-кливер и бизань). Шлюп имел 1 руль из дуба.

Вооружение шлюпа состояло:

Из 12 одноствольных 12-фунтовых (120-мм) карронад с длинной ствола 7 калибров, установленных в батарейной палубе (опер-деке). Карронады предназначались для ближнего боя. Заряжание ручное ядрами или картечью. Боезапас расположенный в погребах подавался из погреба боезапаса вручную. Расчёт орудия включал 5 человек. Орудие чугунное гладкоствольное, тонкостенное размещалось на неповоротном станке. Дальность стрельбы при возвышении 5° до 880 метров. Масса карронады 305 кг.
Из 16 одноствольных 18-фунтовых (136-мм) пушек с длинной ствола 22 калибра, установленных на верхней палубе. Заряжание ручное ядрами. Боезапас расположенный в погребах подавался из погреба боезапаса вручную. Расчёт орудия включал 5 человек. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном станке. Угол возвышения пушки доходил до 10°, а дальность стрельбы при этом угле возвышения составляла до 2 км. Масса пушки доходила до 2,1 тонн.

Тактико-технические данные шлюпа "Восток"
Водоизмещение: 985 тонн
Длина наибольшая: 39,62 метра
Ширина наибольшая: 10,36 метра
Осадка по корпусу: форштевнем 4,5 метра, ахтерштевнем 4,8 метра
Силовая установка: 9 косых парусов (1 гафель, 5 стакселей, 3 кливера),
8 прямых парусов, 1 руль из дуба
Скорость хода: до 10 узлов
Вооружение: .
артиллерийское: 12 12-фн. карронад в батарейной палубе
16 18-фн. пушек на верхней палубе
Экипаж: 167 человек (5 офицеров)

Более того, прямо сказано, что он строился по типу спущенных в 1807 году корабельным мастером Исаковым фрегатов "Кастор" и "Поллукс", с той только разницей, что не имел разрезных шкафутов, иначе говоря, со сплошной верхней палубой. Т.е. это усовершенствованный фрегат. Но шлюп. Почему?

_________________
Я скачу, но я скачу иначе...


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Корабли и яхты
PostPosted: Fri Nov 15, 2013 1:39 am 
Offline
User avatar

Joined: Sun Sep 09, 2007 11:53 pm
Posts: 18377
Location: St.-Petersburg, Russia
Я вообще ничего не понимаю.
Описание радикально отличается от модели и рисунка.

mathematicus wrote:
Главная энергетическая установка парусная, судно несло 10 прямых (фок, фор-марсель, фор-брамсель, фор-бом-брамсель, грот, грот-марсель, грот-брамсель, грот-бом-брамсель, крюйсель и крюйс-брамсель) и 5 косых парусов (фор-стаксель, фор-стеньги-стаксель, кливер, бом-кливер и бизань).
По описанию, фок- и грот-мачты несут по 4 прямых паруса, бизань -2. На рисунке и предположительно на модели - 3, 3 и 3 (нет бом-брамселей, зато есть прямая бизань). С косыми парусами тоже непонятно - в описании 4 перед фок-мачтой и косая бизань. На модели и рисунке, кроме того, фор-трисель и грот-трисель.
http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.ph ... 0%B4%D0%B0

С вооружением тоже непонятно.

mathematicus wrote:
Вооружение состояло:

Из 10 одноствольных 12-фунтовых (120-мм) карронад с длинной ствола 7 калибров, установленных в батарейной палубе (опер-деке). Карронады предназначались для ближнего боя. Заряжание ручное ядрами или картечью. Боезапас расположенный в погребах подавался из погреба боезапаса вручную. Расчёт орудия включал 5 человек. Орудие чугунное гладкоствольное, тонкостенное размещалось на неповоротном станке. Дальность стрельбы при возвышении 5° до 880 метров. Масса карронады 305 кг.

Из 10 одноствольных 18-фунтовых (136-мм) пушек с длинной ствола 22 калибра, установленных на верхней палубе. Заряжание ручное ядрами. Боезапас расположенный в погребах подавался из погреба боезапаса вручную. Расчёт орудия включал 5 человек. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном станке. Угол возвышения пушки доходил до 10°, а дальность стрельбы не превышала 2 км. Масса пушки 2,1 тонны.

Но на модели нет никакой батарейной палубы - все орудия на верхней! Одно утешает, что сходится число - названо 20 орудий и видны 20 портов для них.

Дальше полное противоречие с первым описанием, зато какое-то согласие с моделью.

mathematicus wrote:
Силовая установка: 7 косых парусов (3 гафеля, 2 стакселя, 2 кливера),
14 прямых парусов (6 лиселей)

Разницу между гафелем и триселем я не знаю, будем считать ее результатом эволюции терминов (200 лет прошло все-таки). Зато сошлось число косых парусов. Можно допустить, что сошлось и число прямых парусов, если считать, что прямая бизань на бизань-рее (бегин-рее ?) не ставилась.
Но на модели/рисунке нет ни лиселей, ни лисель-спиртов для них...

_________________
Кот домашний средней пушистости


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Корабли и яхты
PostPosted: Fri Nov 15, 2013 6:56 am 
Offline
User avatar

Joined: Mon Sep 24, 2007 11:47 am
Posts: 4490
Location: London, Swansea (UK)
С "Востоком" кажется понятно:
Attachment:
vostok02.jpg
vostok02.jpg [ 84.58 KiB | Viewed 8796 times ]

Сходится число прямых парусов, кливеров и фор-стакселей (и бизаней :D ) и число орудий. Правда, возможно эта модель просто делалась по описанию. Хотя - будь так, откуда косые паруса на гроте?

_________________
Я скачу, но я скачу иначе...


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Корабли и яхты
PostPosted: Fri Nov 15, 2013 7:14 am 
Offline
User avatar

Joined: Sun Sep 09, 2007 11:53 pm
Posts: 18377
Location: St.-Petersburg, Russia
С "Востоком" тоже проблемы:

1. В описании дважды перечислены паруса, и эти описания между собой отличаются так же сильно, как у "Мирного"
2. В описании 10 каронад на батарейной палубе и 10 пушек на верхней. На модели я вижу 22 порта батарейной палубы, из которых торчат 18 орудий, и 10-12 (трудно разглядеть) верхней.

_________________
Кот домашний средней пушистости


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Корабли и яхты
PostPosted: Fri Nov 15, 2013 7:19 am 
Offline
User avatar

Joined: Mon Sep 24, 2007 11:47 am
Posts: 4490
Location: London, Swansea (UK)
А модель "Мирного", что я привел, считается очень приличной: три золотых медали на выставках. Автор - Е.Епур.

Но я нигде не вижу ни модели, ни изображения "Мирного" с заявленым парусным вооружением: 10 прямых, 5 косых. Ни на одном изображении/модели он не несет бом-брамсели. Может, их и не было? Шлюп был перестроен из военного транспорта, а не построен по заранее намеченному проекту, потому получился не фрегат, а усиленный корвет. А описание парусного вооружения просто содрали с "Востока".

Прочтите внимательно описание воружения "Востока": именно 16 орудий (пушек) на батарейной палубе и 12 карронад на верхней.

_________________
Я скачу, но я скачу иначе...


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Корабли и яхты
PostPosted: Fri Nov 15, 2013 7:29 am 
Offline
User avatar

Joined: Sun Sep 09, 2007 11:53 pm
Posts: 18377
Location: St.-Petersburg, Russia
mathematicus wrote:
Прочтите внимательно описание воружения "Востока": именно 16 орудий (пушек) на батарейной палубе и 12 карронад на верхней.

Виноват, перепутал.
Но все равно не сходится :wtf:

Quote:
Вооружение:
артиллерийское: 12 12-фн. карронад в батарейной палубе
16 18-фн. пушек на верхней палубе

_________________
Кот домашний средней пушистости


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Корабли и яхты
PostPosted: Fri Nov 15, 2013 7:32 am 
Offline
User avatar

Joined: Mon Sep 24, 2007 11:47 am
Posts: 4490
Location: London, Swansea (UK)
Domnitch wrote:
Разницу между гафелем и триселем я не знаю, будем считать ее результатом эволюции терминов


Представьте, что вам нужно поставить косой четырех-угольный парус - трисель. Его нижний рей - горизонтальный - называется гик. А наклонный верхний рей - гафель. Перепутать их нельзя, и эволюционировать им некуда. По-голландски gaffel - это вилы, и в название паруса они никак мутировать не могут - только рангоут.

_________________
Я скачу, но я скачу иначе...


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Корабли и яхты
PostPosted: Fri Nov 15, 2013 7:36 am 
Offline
User avatar

Joined: Mon Sep 24, 2007 11:47 am
Posts: 4490
Location: London, Swansea (UK)
Domnitch wrote:
mathematicus wrote:
Прочтите внимательно описание воружения "Востока": именно 16 орудий (пушек) на батарейной палубе и 12 карронад на верхней.

Виноват, перепутал.
Но все равно не сходится :wtf:

Quote:
Вооружение:
артиллерийское: 12 12-фн. карронад в батарейной палубе
16 18-фн. пушек на верхней палубе


Я тут еще одно описание нашел:
http://windgammers.narod.ru/Korabli/Vostok.html
По нему сходится. По нему небось и модель делали.

(С отчаянием) Бля! :bang: Дорогая редакция, где-нибудь есть какое-нибудь официальное описание этих шлюпов? Тех.задание или отчет об инвентаризации или чего еще? Хоть бы один чертеж, не восходящий к "Моделисту-конструктору" 1960-70гг?

_________________
Я скачу, но я скачу иначе...


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Корабли и яхты
PostPosted: Fri Nov 15, 2013 7:54 am 
Offline
User avatar

Joined: Sun Sep 09, 2007 11:53 pm
Posts: 18377
Location: St.-Petersburg, Russia
mathematicus wrote:
Представьте, что вам нужно поставить косой четырех-угольный парус - трисель. Его нижний рей - горизонтальный - называется гик. А наклонный верхний рей - гафель. Перепутать их нельзя, и эволюционировать им некуда. По-голландски gaffel - это вилы, и в название паруса они никак мутировать не могут - только рангоут.

Логично.
Теперь читаем:

Quote:
Силовая установка: 7 косых парусов (3 гафеля, 2 стакселя, 2 кливера)

Погружаемся в затяжное мучительное раздумье...

_________________
Кот домашний средней пушистости


Top
 Profile  
 
Display posts from previous:  Sort by  
Post new topic Reply to topic  [ 101 posts ]  Go to page Previous  1 ... 7, 8, 9, 10, 11  Next

All times are UTC - 8 hours [ DST ]


Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 6 guests


You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot post attachments in this forum

Search for:
Jump to:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group