От чего же зависят так отличающиеся друг от друга цены на бензин?
1. Наличие у государства собственных месторождений нефти. Естественно, если сама страна является поставщиком нефти на мировой рынок, то и продукты ее нефтепереработки могут стоить гораздо дешевле в сравнении с государствами-импортерами нефти. Поэтому в Венесуэле (0.016 доллара за литр АИ-95 бензина) и в Японии (1.42 доллара за литр аналогичного бензина) цены не могут быть одинаковыми. 2. Наличие в государстве собственных нефтеперерабатывающих предприятий. Здесь начинается самое интересное, если сравнить цены у нефтедобывающих стран, имеющих собственные нефтеперерабатывающие заводы (цены представлены в долл. США за литр АИ-95):
Венесуэла — 0.016 дол.; Туркменистан — 0.023 дол.; Иран — 0.08 дол.; Казахстан — 0.6 дол.; Россия — 0.74 дол. Как видно, разница в ценах между Россией и Венесуэлой составляет 4600%, Туркменистаном и РФ 3217%. 3. Наличие конкуренции среди производителей. Тоже, на первый взгляд, вроде бы все понятно. Чем больше в государстве будет нефтеперерабатывающих компаний, тем острее будет и их конкуренция между собой за снижение цены на товар. Так пишется в экономических учебниках. Смотрим на "прозу жизни" и видим, как далека жизнь от "академических догм":
Туркменистан — 0.023 дол.; Россия — 0.74 дол. Канада — 1 доллар. Итого: вторая догма экономистов так же не выдерживает испытание жизнью. 4. Специфика внутренней политики государства. Монопольно высокие налоги на бензин — залог высокого уровня жизни ее граждан. Экономисты обычно приводят пример нефтедобывающей Норвегии, в которой цена на бензин одна из самых больших в мире – 2,7 доллара США за литр в отличие от той же Венесуэлы или Ирана. Пойдем по их логике дальше и снова удивимся:
США 0.75 дол.; Россия — 0.74 дол.; Узбекистан 0.86 дол.; Цены на бензин почти одинаковые, а уровень жизни населения... разный. 5. Самый дешевый бензин в мире можно купить в... "диктаторских" государствах: Венесуэле, Туркменистане, Иране, Саудовской Аравии, Ливии и т.д. Почему? Экономисты поясняют: потому что все эти страны – крупные экспортеры нефти с доминированием государственного сектора в экономике и довольно авторитарными режимами власти, не соблюдающими многие права человека. Именно с целью снижения недовольства населения, считают западные аналитики, эти авторитарные режимы "идут на искусственное удешевление бензина". В Туркменистане литр 95-го бензина (на его примере и будем изучать цены) стоит 2,3 цента, в Венесуэле – 1,6 цента, в Иране 8 центов. В остальных арабских странах цена колеблется вокруг 10 центов за литр. Наиболее дорогой бензин (в связи с высокими налогами) в Германии, Исландии, Турции, Норвегии.
Цены на бензин АИ-92 в странах СНГ: самый дешевый бензин –
2 цента за литр (АИ-92) все в том же Туркменистане; 46 центов за литр — в Азербайджане (АИ-92); вслед за двумя прикаспийскими странами идет третья – Казахстан. Богатая ресурсами республика позволяет себе продавать населению бензин по цене 56 центов за литр АИ-92; Россия, для которой это и вовсе больной вопрос: цена на «92-ой» бензин составляет 67 центов за один литр; Таджикистан, в котором недавно поднялись цены на автомобильное топливо, в результате чего АИ-92 стал стоить примерно 80 центов за литр. Примерно такая же цена в Узбекистане — 83 цента за литр; Беларусь, после целой серии подорожаний, вызванных проблемами с ценой российской нефти, бензин марки АИ-92 стоит 0,91 доллара США. в Армении похожие проблемы: постоянно дорожает бензин – сегодня литр топлива стоит уже 96 центов. В Украине — 99 центов за литр; самый дорогой бензин в Молдове — цена около 1,14 доллара. Такова специфика страны – ссоры с Россией стали причиной ввода мировых цен на нефть, а дотировать население государство не способно.
_________________ Любая сложная проблема имеет простое, логичное, лежащее на поверхности неправильное решение. Дедушка с 30 мая 2023 года.
|