JOURFIXE

It is currently Tue May 07, 2024 3:46 am

All times are UTC - 8 hours [ DST ]




Post new topic Reply to topic  [ 2 posts ] 
Author Message
 Post subject: 27 сентября 1942 бой сухогруза «Стивен Хопкинс» с рейдером
PostPosted: Fri Sep 26, 2008 8:53 am 
Offline

Joined: Sat Sep 15, 2007 9:52 am
Posts: 14113
Location: Ukraine Donetsk
27 сентября 1942 В этот день американский сухогруз «Стивен Хопкинс» принял неравный бой с германским рейдером «Штир».

http://brummel.borda.ru/?1-10-0-0000004 ... 1171153131

Виктор Галыня

Атлантика, сентябрь 42-го


«Стивен Хопкинс»

Американский сухогруз «Стивен Хопкинс» заложили 2 января 1942 г. на верфи № 2, принадлежавшей знаменитому американскому кораблестроителю Генри Кайзеру, в городе Ричмонд, штат Калифорния. Он входил в число первых двадцати из 2750 судов типа «либерти» построенных в США за годы войны.

Регистровый тоннаж составлял 7182 брт, длина – 134,6 м, ширина – 17,4 м, осадка – 8,5 м.
«Стивен Хопкинс» получил вооружение, считавшееся достаточным для торгового судна. На носовой платформе располагались две 37-мм зенитки. Одно старое 102-мм орудие времен Первой мировой войны находилось на корме. Кроме этого имелись 4 – 12,7-мм и 2 – 7,62-мм пулемета, установленные попарно на мостике, рядом с 102-мм орудием и позади рубки. Экипаж корабля составляли 42 офицера и матроса.

«Штир»


«Штир» заложили как «Каир» в 1936 г. на верфи «Крупп-Германиа» в Киле по заказу бременской компании «Дойче Атлас-Левант Линие». 17 октября состоялся спуск на воду и вскоре он вступил в строй. Водоизмещение нового корабля составило 11000 т, грузоподъемность – 4778 брт, скорость хода – 14 узлов, экипаж насчитывал 9 офицеров и 30 матросов.

Первоначально «Каир» использовался как ледокол и корабль защиты судоходства на Балтике, получив в германском флоте обозначение «вспомогательное судно 23» (Schiff 23). С
В марте 1941 г. руководство Кригсмарине приняло решение переоборудовать судно во вспомогательный крейсер.

При водоизмещении 11000 т, длина между перпендикулярами составляла 125 м, наибольшая – 133 м, ширина – 17,3 м, осадка – 7,2 м. Машина – один семицилиндровый дизель «МАН» мощностью 3750 л.с., максимальная скорость хода – 14 уз., дальность плавания – 38000 миль при скорости 12 уз.

В качестве главного калибра на нем, как и на других рейдерах, установили 6 150-мм орудий, но уже типа Tk С/36 L/48(См.ссылку№2) . Дальность стрельбы составляла 21500 м, максимальная эффективная дальность стрельбы чуть больше 18000 м. Зенитное вооружение состояло из 2х1 37-мм С/30 L/83 и 4х1 – 20-мм C/38 L/65 зенитных автоматов. Так же имелось два подводных 533-мм торпедных аппарата. Погреба боезапаса вмещали 1800 снарядов для 150-мм орудий, 4000 для 37-мм, 8000 для 20-мм и 24 торпеды. Кроме того, на рейдере базировались 2 гидросамолета «Арадо» Ar-231. В качестве средств пассивной защиты на вспомогательном крейсере смонтировали аппаратуру для постановки дымовой завесы, для которой перед выходом в море погрузили около 1000 литров дымообразующего состава. Экипаж состоял из 14 офицеров (трое из них должны были в случаи необходимости возглавить призовые партии) и 310 нижних чинов.

27 сентября 1942, Атлантика

В 08:52 находившиеся на мостике «Хопкинса» старпом Ричард Можковски и третий помощник Вальтер Ниберг обнаружили впереди справа по борту 2 судна и тут же вызвали на мостик капитана Бака.

Неожиданно неизвестные корабли подняли германские военно-морские флаги и выстрелом отдали приказать остановиться. После этого у американцев не осталось никаких сомнений, что перед ним германские рейдеры. Оценив ситуацию Пол Бак понял, что у его «либерти» нет ни единого шанса на спасение, поскольку удрать от противника он не мог, так как судно шло в балласте, и его ход не превышал 7 узлов, а на фоне предполагаемого мощного вооружения немецких кораблей единственная 102-миллиметровка американца выглядела, мягко говоря, неадекватно. Несмотря на это, он объявил, что собирается принять бой с рейдерами. Следуя инструкциям, Бак приказал немедленно дать полный ход и развернуться к неприятелю кормой, что бы уменьшить размер цели для германских комендоров и увеличить орудию, обслуживаемого артиллеристами из NAG, углы обстрела. Радист Хадсон Хевей начал подавать по радио сигналы о помощи, которые, правда, тут же успешно заглушили немцы, имевшие более мощные радиостанции.

Хотя, на самом деле, из встреченной американцами пары только «Штир» относился к знаменитой когорте германских «волков в овечьих шкурах» – коммерческих судов, перестроенных и вооруженных для охоты за транспортами союзников (вторым оказался блокадопрорыватель «Таннефельс», используемый в качестве судна снабжения), для экипажа «Стивена Хопкинса» ровным счетом ничего не менялось. Вес бортового залпа только главного калибра немецкого вспомогательного крейсера на порядок превосходил, все, что могли противопоставить ему американцы.

В свою очередь на германских кораблях сразу после обнаружения транспорта немедленно сыграли боевую тревогу, подняли военно-морские флаги и выстрелом из 37-мм дежурного орудия отдали приказ остановиться. Однако неизвестный торговец не подчинился приказу и немедленно начал поворачивать кормой к «Штиру», подавая по радио сигналы о помощи. Не желая терять уже третье подряд судно, Герлах тут же приказал дать полный ход и открыть огонь из 150-мм орудий на поражение. На все это ушло не более трех минут.

Начало сражения оказалось за немцами. Артиллеристы рейдера поразили «либерти» уже третьим залпом. Снаряды разрушили ходовой мостик и радиорубку, а так же сбили мачту, которая, падая, оборвала антенну. При этом погиб радист Хевей, а старпома Можковски получил тяжелое ранение. Кроме этого, осколок в живот получил выскочивший на палубу при первых же звуках выстрелов, командир артиллерийского расчета энсин Уиллет. Но он нашел в себе силы добраться до 102-мм орудия и командовать своими канонирами до самого конца.

Закончить поворот так и не удалось. Следующий 150-мм снаряд взорвался в машинном отделении, при этом транспорт практически лишился хода – скорость упала до 1-го узла. Котельная вахта была обварена паром и почти вся погибла, включая первого механика Чарльза Фицджеральда. В живых остались только второй механик Джордж С. Кронк, кадет О’Хара и тяжелораненый старший механик Рудольф А. Рутц. Они выбрались на палубу, но вскоре Рутц вновь вернулся в машинное отделение.

Долгие тренировки дали о себе знать – паники на сухогрузе не наблюдалось. Экипаж и артиллеристы быстро и четко заняли места по боевому расписанию и уже в 9:00 начали отвечать немцам изо всех стволов. Второй помощник Джозеф Э. Лайман командовал носовыми 37-мм орудиями, Вирджил Баллок стрелял из 12,7-мм пулемета, расположенного на мостике, кормовое орудие под руководством Уиллета открыло огонь по меньшему из судов противника (им оказался «Штир»). Старший стюарт Форд Стилсон перевязал тяжелораненого Можковски, однако того вскоре опять серьезно ранило.

Начавшийся бой походил на дуэль австралийского легкого крейсера «Сидней» с германским рейдером «Корморан», только наоборот. Германским 6х150-мм, 2х37-мм, 4х20-мм орудиям американцы смогли противопоставить только одно кормовое 102 мм, два носовых 37 мм и шесть пулеметов (4х12,7-мм и 2х7,7-мм). Вес бортовой залп американца составил всего 14 кг против 181 кг у его противника. Однако, немцы не ожидавшие получить столь ожесточенного отпора растерялись. Поразив назначенные цели (радиорубку, мостик, машинное отделение) расчеты орудий «Штира» открыли беспорядочную стрельбу по судну противника. При этом, немецкие артиллеристы совершили ту же ошибку, что и во всех предыдущих столкновениях. Орудия транспорта оказались неподавленными, хотя дистанция (чуть более 1000 м) позволяла это сделать с легкостью. В результате американцы смогли расстрелять по германскому рейдеру практически весь имеемый боезапас, нанеся ему серьезные повреждения.

Один из первых снарядов, поразивших «Штир» заклинил руль на правый борт, лишив вспомогательный крейсер возможность управляться. Другой попал в машинное отделение, разбив один из цилиндров дизеля, а его осколки продырявили трубу гидравлической системы, идущую к приводу наведения торпедных аппаратов. В результате этого попадания рейдер потерял ход, и из строя вышли торпедные аппараты.

Седьмой снаряд, разорвавшись в носовом трюме, перебил трубопровод соединяющий носовые топливные танки с машинным отделением. Начавшийся там пожар не удалось потушить до момента гибели рейдера. Из-за перебоя в подаче топлива остановились электро-дизель генераторы, при этом прекратилась механическая подача боезапаса. Снаряды пришлось подавать вручную. Очередной снаряд, поразивший топливную цистерну почти на миделе, вызвал в ней пожар, который вскоре перекинулся на центральную надстройку. Так как из строя так же вышла система пожаротушения, значительной части личного состава пришлось включиться в борьбу с огнем. Все это привело к тому, что пушки рейдера стали стрелять значительно реже. «Танненфельс», видя бедственное положение товарища, ввязался в бой, открыв огонь из своих зенитных автоматов и пулеметов. Примечательно, что во время боя Герлах пытался вызвать на помощь находившийся в 120 милях «Михель», но фон Руктешелль посчитал это сообщение ловушкой и ушел из опасного района.

Однако, огневое превосходство «Штира», находившегося даже в таком плачевном состоянии, в купе с посильной помощью «Танненфельса», вскоре начало сказываться. «Либерти» полыхал практически от носа до кормы, скудный боезапас подходил к концу, а экипаж транспорта понес большие потери убитыми и ранеными. Видя бесперспективность дальнейшего сопротивления Пол Бак отдал приказ команде покинуть судно. Приблизительно в это время, снаряд попал в носовую орудийную платформу, при этом погибли Лайман и два подносчика снарядов. Оставшийся в живых артиллерист Уоллес Э. Брэк спрыгнул за борт и забрался в одну из шлюпок спущенную по правому борту. Однако в нее тут же попал снаряд и Брэк вновь очутился в воде, оказавшись единственным выжившим из всех находившихся в шлюпке.

Буквально сразу после этого другой снаряд разорвался рядом с кормовым орудием и уничтожил весь расчет, который успел к этому времени сделать 35 выстрелов. «Стивен Хопкинс» остался без защиты. Но тут к 102-миллиметровке бросился самый юный член команды, 18-летний кадет Эдвин Джозеф О’Хара. Приписанный к машинному отделению, он, тем не менее, все свое свободное время проводил у орудия. За время рейса кадет очень подружился с ненамного старшим, чем он сам, 22-летним энсином Уиллетом, и тот обучил друга премудростям артиллерийской науки. Это оказалось ненапрасным. О’Хара в одиночку сумел выпустить последние пять снарядов, добившись при этом пяти (!!!) попаданий в «Штир». К сожалению, юный герой погиб через несколько минут, когда помогал переправлять раненных на спасательные плоты.

В 09:18 Герлах отдал приказ прекратить стрельбу из-за того, что американский корабль уже весь горел и прекратил сопротивление. Всего бой продлился около 20 минут. Однако повреждения нанесенные противниками друг другу оказались фатальными для обоих.

После приказа капитана Бака оставить судно, второй механик Джордж С. Кронк и старший стюард Форд Стилсон смогли спустить уцелевшую спасательную шлюпку №1. На нее перешли 19 оставшихся в живых из 58 человек, находившихся на борту американского транспорта. Пятеро из них имели тяжелые ранения. Еще несколько человек во главе с третьим помощником разместились на спасательных плотах. Около 10:00 «Стивен Хопкинс» затонул. На его борту остались капитан Пол Бак и тяжелораненый старший помощник Ричард Можковски отказавшиеся покинуть судно, так же как и не вернувшийся из машинного отделения старший механик Руди Рутц. Кронк был последним, кто видел капитана живым – тот выбросил за борт пакет с секретными документами и скрылся за надстройкой с другой стороны борта. Покинувшим же «Хопкинс», предстояло изнурительное 1800-мильное путешествие без каких-либо навигационных приборов, которое закончилось через месяц, 27 октября, на побережье Бразилии в небольшой рыбацкой деревушке Барра-де-Стапапуана в 22 километрах от Рио-де-Жанейро.

Только, 15 отважным морякам, из 19 находящимся в шлюпке удалось увидеть землю. Четверо не вынеся лишений плавания умерло в океане, так же как и все кто находился на спасательных плотах. Всего в живых осталось 10 моряков из экипажа транспорта и 5 артиллеристов. Для единственного пассажира Джорджа Таунсенда решение пересечь океан именно на «Стивене Хопкинсе» оказалось роковым. Уже после войны стало известно, что несмотря на приказ Герлах найти и поднять на борт «Таннефельс» спасшихся с американского судна, экипажи обоих германских кораблей, озлобленные собственными потерями, отказались его выполнять

Принято считать, что всего в течение боя американцы добились около 35 (!) попаданий, из них 15 приходилось на долю 102-мм орудия. Сам Герлах в своем официальном рапорте насчитывает 30 попаданий 102-мм снарядов, что дает фантастическую точность стрельбы американцев – 75 %. Спишем это на горячку после боя (вероятно, учли и попадания из 37-мм орудий), а также на вполне понятное желание оправдаться за потерю «Штира».
Кроме этого рейдер получил несчетное количество пробоин от пулеметного огня. Оказавшись в рейхе, Герлах ни как не мог поверить, что его противником оказался медлительный и слабовооруженный «либерти». В рапорте он утверждал, что принял бой с вспомогательным военным кораблем, а то и вспомогательным крейсером:

«Встреченный нами транспорт был так же хорошо вооружен, как и «Штир». Мы все хорошо видели на «Хопкинсе» на корме одно орудие калибром 150-мм, в середине перед трубой и на носу по паре 102 или 127-мм орудий, а так же несколько зенитных орудий калибром 20- и 40-мм».

Так закончилась несчастливая одиссея Хорста Герлаха и его команды. Впоследствии большая часть офицеров и матросов со «Штира» получила назначение на несостоявшийся рейдер «Шифф 5» («Ганза»). Карьера «Штира» стала самой быстротечной и неудачной из всех девяти германских рейдеров действовавших в мировом океане во время Второй мировой войны. Она продолжалась 142 дня. За это время было потоплено всего 4 корабля суммарным водоизмещением 30725 брт.

_________________
В жизни все не так, как на самом деле (с).


Last edited by sds on Mon Sep 27, 2010 9:16 am, edited 1 time in total.
удалил дублирование


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: 27 сентября 1942 бой сухогруза «Стивен Хопкинс» с рейдером
PostPosted: Fri Sep 26, 2008 10:12 am 
Offline

Joined: Sat Sep 15, 2007 9:52 am
Posts: 14113
Location: Ukraine Donetsk
Как упоминалось выше, самому «Стивену Хопкинсу» присвоили статус «Gallant Ship». Энсина Кеннета М. Уиллета посмертно наградили Военно-морским крестом за доблесть, а также назвали в его честь эскортный миноносец DE-354 «Кеннет М. Уиллет», вступивший в строй в 1944 г. Кроме этого, его именем и именем кадета Эдвина Джозефа О’Хара были названы строения в Академии торгового флота США в Кингз-Пойнт, Нью-Йорк, которая единственная из всех учебных гражданских учреждений США получила право на подъем боевого флага. Пола Бака, Ричарда Можковски, Джозефа Э. Лаймана, Эдвина Джозефа О’Хара посмертно наградили высшей наградой торгового флота США Distinguished Service Medal, как и капитана «Стэнвэк Калькутты» Густава О. Карлссона. Выжившие Джордж С. Кронк и Форд Стилсон за мужество, отвагу и верность долгу также получили Distinguished Service Medal . Главный механик «Хопкинса» Рудольф А. Рутц посмертно удостоился Mariner’s Medal. Три новых «либерти» получили имена в честь Пола Бака, Ричарда Можковски и Эдвина Джозефа О’Хара. Кроме этого в строй вошел новый «Стивен Хопкинс». Правда, карьера «Эдвина Дж. О’Хара» оказалось недолгой. После спуска на воду транспорт по ленд-лизу передали Великобритании и переименовали в «Самбо». Плавая под флагом знаменитой компании «Кунард Уайт Стар» 10 ноября 1943 г. он был торпедирован в Аденском заливе японской подводной лодкой I-27. Уже в наши дни, в 1985 г., «Америкэн Шип Билдинг Компани оф Тампа» построила для Командования морских перевозок США 30000-тонный танкер, получивший название в честь капитана «Стивена Хопкинса» Пола Бака.

_________________
В жизни все не так, как на самом деле (с).


Top
 Profile  
 
Display posts from previous:  Sort by  
Post new topic Reply to topic  [ 2 posts ] 

All times are UTC - 8 hours [ DST ]


Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 1 guest


You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot post attachments in this forum

Search for:
Jump to:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group