30 сентября 2000 года исполнилось 52 года со дня первого полета вертолета
Ми-1Первый вертолет ОКБ М.Л. Миля изначально получил название ГМ-1 (геликоптер Миля-1).
...
ГМ-1 разрабатывался как связной вертолет. На борту должны были находиться один летчик и два пассажира. Вертолет имел классическую одновинтовую схему с трехлопастными несущим и хвостовым рулевым винтами.
...
Ввиду отсутствия в ОКБ-4 производственной базы три опытные машины строились на киевском авиазаводе № 473 (ныне АО "Авиант"). Первый экземпляр был готов в августе 1948 г. Его первые испытания на жесткой привязи состоялись в Киеве, после чего вертолет был перевезен на аэродром Захарково, где 20 сентября на нем впервые было выполнено свободное зависание на привязи, а 30 сентября ГМ-1 совершил уже полет с поступательной скоростью 50-100 км/ч. Заводские испытания проводили летчики М.К. Байкалов, М.Л. Галлай и В.В. Виницкий. Ведущим инженером был Г.В.Ремезов. Окончательной сборкой и доводкой вертолетов после получения их из Киева руководил М.Н. Пивоваров. К сожалению, в ходе заводских испытаний две первые опытные машины были потеряны: одна - 24 ноября 1948 г., когда в полете при определении потолка замерзла смазка в механизмах системы управления и летчику М.К. Байкалову пришлось покинуть машину; другая - 7 марта 1949 г., когда из-за некачественной сварки разрушился карданный вал хвостовой трансмиссии - и М.К. Байкалов погиб. Третья опытная машина в конце августа 1949 г. поступила на государственные испытания, которые прошли успешно. В 1950 г. на ГМ-1 проверялась возможность аварийной посадки на режиме авторотации. В ходе постройки и испытаний вертолета был решен ряд сложных проблем обеспечения усталостной прочности элементов конструкции, работающих в условиях больших знакопеременных нагрузок.
21 февраля 1950 г. Совет Министров СССР постановил построить опытную серию из 15 вертолетов ГМ-1 под обозначением Ми-1 на заводе № 3 в Москве.
...
Пресс-служба МВЗ им. Миля