5 октября 1943 В Черном море немецкой авиацией потоплены 2 эсминца и лидер ЧФ.
http://gazeta.media-objektiv.com/print. ... rial_id=28Лидер «Харьков» и эсминцы «Беспощадный» и «Способный» вышли из Туапсе под флагом командира I дивизиона Г.П.Негоды. К тому времени на лидере сменилось командование. Меньшикова назначили командиром первого дивизиона эсминцев, а старпом Уваров ушел командиром на сторожевик «Шторм». Командование кораблем принял Петр Ильич Шевченко.
Первую ошибку сделал разведотдел флота — он «проспал» перебазирование в Крым Х авиакорпуса Люфтваффе — летчиков с большим противокорабельным опытом, которые начинали свой путь еще на Крите против англичан. Об этом на кораблях не знали. В час ночи «Харьков» отделился для артудара по Ялте, в 2.30 на нем засекли самолет-разведчик, в 5.04 тот сбросил осветительные бомбы. Наверное, после этого стоило прекратить рейд... В 6.30 корабль открыл огонь по берегу — противник ответил стрельбой береговых батарей, в 7.15 — соединился с остальными кораблями. В начале девятого советские истребители сбили самолет-разведчик, экипаж которого выпрыгнул на парашютах. Негода приказывает подобрать летчиков — третья и фатальная ошибка. Корабли потеряли 20 минут, снизили скорость. Сигнальщики ослабили внимание. Немецких пикировщиков, которые зашли со стороны солнца, заметили в последний момент — три бомбы попали в лидер. Одна взорвалась под килем, две поразили первое и второе машинное отделение. Корабль погрузился носом по надпись. А вот дальше началась полоса и вовсе необъяснимых поступков комдива. Вместо того, чтобы снять команду и на максимальной скорости уходить с места боя, добив обреченный корабль (до базы — 3 часа хода), Негода приказывает начать его буксировку эсминцем «Способный». Новый налет в 11.50 и даже прикрытие из 9 наших истребителей не спасает «Беспощадный» — эсминец теряет ход. И еще более необъяснимое решение Негоды — он приказывает уцелевшему кораблю попеременно буксировать два поврежденных. На «Харькове» тем временем в результате упорной борьбы за живучесть дали ход в 10 узлов. Это произошло в 14.00. А в 14.10 показались 25 Ju 87... В 14.25 затонул «Беспощадный». Еще один налет — и в 15.37, получив еще два попадания и до последнего момента ведя огонь из уцелевших орудий, «Харьков» скрывается под водой. Еще два часа «Способный» спасал два экипажа, но и его судьба уже была решена. В 18.10 очередная волна немецких самолетов наносит удар по уцелевшему кораблю и в 18.30 гибнет «Способный». Но особенно ужасно то, что глубинные бомбы на палубе «Способного» начали срабатывать, когда корабль пошел ко дну, унося жизни людей. Лишь 10% из состава трех экипажей удалось подобрать катерами и гидросамолетами. Такова была цена ошибок начдива.
Эта трагедия настолько потрясла руководство СССР, что был издан приказ: больше не задействовать тяжелые корабли в морских операциях.