10 октября 732
Битва при ПуатьеБитва при Туре (10 октября, 732)[3], также известна как Битва при Пуатье и в арабских источниках как араб. معركة بلاط الشهداء (ma‘arakat Balâṭ ash-Shuhadâ’) Битва когорты смертников[4] произошла поблизости от города Тур, недалеко от границы между Франкским королевством и тогда независимой Аквитанией. В битве столкнулись франкские и арабские[5][6] силы под руководством Австразийского майордома Карла Мартелла против армии Омейядского Халифата под командованием Абдур-Рахмана ибн Абдаллаха, генерал-губернатора аль-Андалузии. Франки одержали победу, Абдур-Рахман ибн Абдаллах был убит, а Мартелл распространил впоследствии своё влияние дальше на юг. Хроники IX века, трактовавшие исход битвы как знамение божьего благоволения к Карлу, дали ему прозвание «Молот» (Martelus), возможно, в память Иуды Маккавея («Молотобойца») времен восстания Маккавеев[7][8]. Детали битвы, включая ее точное место и численность сражавшихся, не могут быть установлены из сохранившихся источников; хотя, согласно легенде, франкские войска выиграли битву без кавалерии[9].
Хотя поздние летописцы превозносили Карла Мартелла как радетеля за христианство, историки до XX века характеризовали эту битву как решающий поворот в сопротивлении исламу. «Большая часть историков XVIII и XIX веков, таких как Гиббон, видели в Пуатье (Тур) знаменательную битву, отметившую наивысшую точку продвижения мусульман в Европе»[10]. Леопольд фон Ранке считал, что «Битва при Пуатье была поворотным пунктом одной из самых важных эпох в истории мира» [11].
Хотя современные историки разделяются во взглядах на роль победы — как уверяли Гиббон и его поколение историков — в спасении христианства и предотвращении покорения Европы исламом, битва заложила основание для доминирования в Европе франков и Каролингской империи в следующем веке. «Установление франкского владычества в Западной Европе оформило судьбу континента, и битва при Туре подтвердила это владычество»[12].