Там же:
На Т-210 тотчас после подрыва канонерской лодки уменьшили ход до самого малого, а транспорт «Майа» после выхода из строя тральщика «Ударник» вступил в кильватер флагманскому кораблю. Командир группы, правильно оценив обстановку и поручив заботы об остальных кораблях командиру тральщика «Ударник», решил, что нельзя долго подвергать транспорт риску атак вражеской авиации, и поэтому приказал продолжать путь на восток. Около 8 часов на Т-210 определились по полузатонувшему танкеру № 11, и только тогда выяснилось, что отряд шел значительно южнее рекомендованного курса, из-за чего, может быть, и попал на неизвестные ранее минные заграждения противника.
Ветер, усилившись до 7–8 баллов, переменил направление на северо-восточное. Шедший с Т-210 катер МО сильно обледенел и начал терять остойчивость. На крупной волне плавающие мины [342] обнаруживались только в последний момент, и одна из них в 11 часов прошла совсем рядом с бортом тральщика. Несколько позднее огнем Т-210 отразили атаку самолетов противника. Проводка транспорта «Майа» на рейд Сууркюля закончилась только в 17 часов, ровно через сутки после выхода его из Ханко. Остальные корабли четвертой группы вернулись к Гогланду еще позже, между 19 и 21 часом.
На канонерской лодке «Волга» к 08:45 справились с течью и выравняли крен, после чего «Ударник» повел корабли за змейковым тралом. Тральщик вскоре обледенел, размахи качки стали угрожающими, поэтому ввиду наличия на корабле около 400 пассажиров пришлось для увеличения остойчивости выбросить за борт часть находившегося на верхней палубе ценного груза. Меньше всего страдали от холода пассажиры, пересаженные в море на канонерскую лодку «Лайне», так как из Ханко корабль вышел без пассажиров, и помещения оставались свободными. Около 19 часов, когда корабли обходили южную оконечность Гогланда, волнение настолько усилилось, что поврежденная канонерская лодка «Волга» потеряла ход и, не добравшись до рейда Сууркюля, стала на оба якоря.
За время двухдневной стоянки в Ханко отряда под командованием командующего эскадрой, никто при планировании обратного перехода не учел, что транспорт «Иосиф Сталин» с его высокими надстройками (их высота вместе с высотой борта более чем в два раза превышала величину осадки судна) на среднем ходу в 12 узлов сносился ветром значительно сильнее, чем эскадренные миноносцы. Поэтому при следовании точно в кильватер «Стойкому» транспорт уже при угле сноса в 4–5° мог выйти из тральной полосы. Поскольку на судах вообще не умели ходить в строю уступа, следовало поставить транспорт в голове колонны проводившихся кораблей, то есть он должен был идти непосредственно в кильватер концевому Т-205. Однако этого сделано не было. В 21 час 2 декабря отряд вышел из Ханко в прежнем порядке: впереди пять тральщиков в измененном «минном» уступе, за ними в кильватерной колонне «Стойкий» (флаг командующего эскадрой), «Иосиф Сталин», «Славный» и Т-217 без трала. На корабли приняли более 8600 эвакуируемых, из них около 5600 человек на транспорт, почти по 600 на эскадренные миноносцы и по 300–340 человек на каждый из шести тральщиков. [344]
На инструктаже перед выходом командир отряда траления особо указал на необходимость максимально точного выхода на обходный путь III. Поэтому всем командирам тральщиков приказали после поворота с курса 106° на курс 45° донести по УКВ счислимую широту точки пересечения меридиана 24°. Рекомендованный курс пересекал этот меридиан по параллели 59°35',9, но все корабли, за исключением головного Т-218, считавшего себя точно в заданной точке, около 00:30 3 декабря показали счислимую широту около 59°36',5. Отсюда следовало, что поворот произвели несколько преждевременно. Однако командир отряда траления не придал существенного значения этому небольшому уклонению от рекомендованного пути и не подправил курс головного Т-218. Находившийся на Т-215 командир 2-го дивизиона, видя, что Т-218 в 00:59 опять преждевременно повернул с курса 90° на курс 45°, по своей инициативе приказал ему уклониться на 3° вправо. Но это не помогло избежать попадания на «немецкое наргенское заграждение» в невыгодных условиях под углом встречи около 30°.
Как и на переходе в Ханко, не на всех кораблях соблюдалась положенная дистанция, вследствие чего общая глубина походного ордера колебалась в пределах от 30 до 34 кб. После поворота с курса 90° на курс 45° строй в общем выровнялся, и один только транспорт шел, несколько оторвавшись от «Стойкого». Но даже если бы не было этого небольшого нарушения порядка равнения, то все равно при боковом сносе в 3–4°, образовавшемся под влиянием дрейфового течения и усилившегося до 5 баллов северо-западного ветра, правый параван транспорта шел бы близко к подветренной кромке тральной полосы. Именно здесь, при приближении к заграждению И-57, сказались неправильные построение ордера и порядок равнения в нем, при котором проводившиеся корабли должны были придерживаться подветренной, а не наветренной кромки тральной полосы.
В 01:09 взрывами двух мин один за другим оторвало оба паравана головного Т-218. Поняв, что отряд попал на «немецкое наргенское заграждение», на флагманском Т-207 спохватились и приказали Т-218 изменить курс на 5° вправо. Но такое незначительное уклонение в сторону от опасности ничем помочь не могло, а круто изменить курс на заграждении недопустимо. Попавшими в трал Т-211 минными защитниками оторвало оба полутрала, таков же был результат [345] пересечения линии мин Т-215, и, наконец, взрыв одной мины лишил Т-207 правого паравана. В общем в течение четырех минут у трех тральщиков перебило шесть тралящих частей, а у четвертого вышел из действия один полутрал. На первых трех кораблях пришлось потом перематывать тралящие части, а на Т-207 тралящая часть уцелела, поэтому потребовалось всего около получаса времени для замены потерянного паравана запасным.
Несмотря на эти тяжелые потери в тральном оружии, базовые тральщики выполнили задачу очистки от мин прохода через заграждение И-57, ширина тральной полосы сократилась менее чем на одну треть, и впереди проводившихся кораблей остался один Т-205 с исправным тралом. Расстояние до ближайшего минного заграждения, на которое мог попасть отряд, составляло свыше 30 миль, следовательно, имелся достаточный запас времени для замены поврежденных тралов. Но все эти выгодные для дальнейшей проводки условия практически реализовал только флагманский эсминец.
Идя в кильватер базовому тральщику Т-205, «Стойкий» держался примерно в шестидесяти метрах от подветренной кромки тральной полосы, а транспорт «Иосиф Сталин», сносившийся ветром сильнее эсминца и имевший малую поворотливость, шел по волнообразной кривой, периодически выходя за подветренную кромку тральной полосы Т-205. Около 01:15 со «Стойкого» передали: «Мина слева», вследствие чего на транспорте уклонились вправо. Не обнаружив мину, о которой сообщили с эсминца, на транспорте положили «лево руля», чтобы снова выйти в кильватер флагманскому кораблю. Примерно в 01:17 при пересечении заграждения И-57 в левом (по другим сведениям, правом) параване транспорта без существенного вреда для судна взорвалась мина, стоявшая, очевидно, близ подветренной кромки тральной полосы. Другая мина, захваченная правым (по другим сведениям, левым) параваном транспорта, повидимому, взорвалась с некоторой затяжкой, около 01:18 или минутой позже{54}. В момент когда взорвалась вторая мина, транспорт [346] медленно катился влево, а затем так и продолжил циркуляцию. Дело в том, что от сотрясения, вызванного близким взрывом, выбило электрические автоматы, электрическое управление рулем выключилось, и руль оказался заклиненным в положении «лево». Вместе с тем в машинном и котельном отделениях остановились электрические вспомогательные механизмы, из-за чего одна за другой замерли главные и вспомогательные турбины.
Теряя ход, «Иосиф Сталин» все же прошел по инерции около 3 кб, из-за чего вышел за наветренную кромку тральной полосы и примерно в 01:22 подорвался кормой на мине, получив при этом тяжелые повреждения. Предполагалось, что оторвало руль и гребные винты. Взрывом сбросило за борт много ящиков и других предметов, которые при лунном свете принимались потом за плавающие мины. Но они и на самом деле обнаруживались в районе аварии транспорта, и одну из мин пришлось отталкивать шестами от борта эскадренного миноносца «Славный», уклонившегося вслед за транспортом влево от курса. Т-217 и три катера МО повернули на помощь транспорту, а флагманский эсминец с пятью тральщиками как ни в чем не бывало продолжал следовать рекомендованным курсом на северо-восток.
В 01:26, в то время как на «Славном» готовились взять поврежденный транспорт «Иосиф Сталин» на буксир, он подорвался носовой частью, вероятнее всего, на плавающей мине. При этом погибло много людей, находившихся в каютах III класса. Силой взрыва сорвало брашпиль. Отдался правый якорь на глубине моря около 70 м, но было неизвестно, сколько вытравилось якорь-цепи, так как носовой отсек затопило водой и проникнуть в цепной ящик стало невозможно. Предполагалось, что якорь забрал, но на самом деле он либо не дошел до дна, либо полз по грунту, и судно медленно дрейфовало на юго-восток. «Славный», командир которого не счел возможным продолжать маневрирование на минном поле, в 01:27 стал на якорь.
Получив по УКВ донесение о подрывах транспорта «Иосиф Сталин» на минах, командир отряда около 01:30 приказал «Славному» взять транспорт на буксир, а командиру отряда траления — [347] послать в распоряжение командира «Славного» один тральщик. Последний, исходя из своей оценки обстановки, возвратил к транспорту Т-205, как единственному шедшему в то время с исправным тралом. Подойдя около 2 часов к «Славному», тральщик получил приказание протралить район вокруг эсминца, а затем провести его за тралом к транспорту. При выполнении этого задания правый параван Т-205 в 02:16 оторвало взрывом мины, происшедшим на расстоянии около 1 кб от борта эсминца, после чего траление продолжалось одним только левым полутралом.
Тем временем на поврежденном судне велась энергичная борьба за его непотопляемость: появившийся крен выровняли, запустили один турбогенератор и главную турбину правого борта. Судовая трансляционная сеть была повреждена, но находившийся на судне комиссар отряда транспортов организовал с помощью личного состава судна информацию для многочисленных пассажиров о принимавшихся командованием мерах, что способствовало поддержанию порядка и сохранению спокойствия. Матросы, электрики, машинисты находились на своих постах. Чтобы отдавшийся якорь не помешал предстоявшей буксировке, начали перепиливать якорь-цепь ножовками, так как агрегат для электросварки погиб во время взрыва в носовой части судна. К 03:30 ползвена перепилили, а остальное собирались обломать после подачи буксиров на эскадренный миноносец «Славный».
После того как Т-205 дважды обошел с тралом сначала вокруг «Славного», а затем вокруг дрейфовавшего «Иосифа Сталина», снявшийся с якоря эсминец около 03:20 подошел к транспорту, находившемуся в это время примерно в 2,5 мили юго-восточнее места подрыва близ северной части нашего минного заграждения 11-А. Подача буксиров на несколько минут задержалась, так как пришлось уклоняться от обнаруженной вблизи транспорта плавающей мины. За это время, в 03:25 на расстоянии около полутора кабельтовых, заметили всплески двух снарядов. В 03:30 удалось, наконец, подать буксиры на «Иосиф Сталин», но через минуту их оборвало мощным взрывом, происшедшим в районе 2-го трюма транспорта, где детонировал находившийся в этом трюме груз артиллерийских боеприпасов. [348]
Детонацию вызвало либо попадание артиллерийского снаряда, либо подрыв судна на мине. Трудно сказать с полной уверенностью, какая из этих причин имела место, но поскольку никто больше всплесков от падения снарядов не наблюдал, то скорее всего «Иосиф Сталин» в очередной раз подорвался на мине. В 03:44 «Славный», не отходивший перед тем от транспорта, стал рядом с ним на якорь в определенной потом по пеленгам на береговые предметы точке Ш = 59°38,8' и Д = 24°16,7'. Это место находилось в 2 кб к востоку от линии минного заграждения 11-А, в котором минные интервалы составляли 60 м. Между тем транспорт дрейфовал лагом к ветру, и поэтому имелась большая вероятность попадания его на мину даже в разреженной части заграждения.
В результате происшедшего в 03:31 взрыва транспорт «Иосиф Сталин» сильно погрузился носом, так что полубак ушел под воду, но и кормовая часть выступала над водой не более чем на 3 м. При таких условиях буксировка стала невозможна. По приказанию капитана на воду спустили шлюпки и несколько десятков заблаговременно заготовленных плотов, а командир «Славного» приказал обоим тральщикам и катерам МО снимать с транспорта людей. Сильное волнение крайне затрудняло подход кораблей к борту судна. Среди пассажиров поднялась паника. Многие из них, пытаясь спрыгнуть на палубу тральщиков или катеров, падали в воду и тонули.
В 04:40 к месту якорной стоянки эскадренного миноносца «Славный» подошли с севера Т-211 и Т-215, которые по приказанию вице-адмирала В.П. Дрозда повернули на обратный курс около 3 часов, когда отряд в составе эскадренного миноносца «Стойкий» и четырех тральщиков находился уже в 15 милях восточнее маяка Порккала. Получив от командира «Славного» приказание снять с транспорта как можно больше людей, Т-215 и Т-211 пошли к видневшемуся на юго-востоке судну, причем Т-211 поблизости от «Славного» подсек на заграждении 11-А две наши мины. Этот факт служит еще одним подтверждением, что наиболее вероятной причиной происшедшего в 03:31 катастрофического взрыва является мина, причем советская.
Приняв с транспорта «Иосиф Сталин» около 250 человек, Т-215 в 05:34 отошел от него. Произведенное на Т-215 определение места [349] показало, что транспорт в 05:34 находился на параллели северной оконечности острова Найссар на расстоянии в 6,2 мили к западу от Наргенского маяка. Следовательно, за четыре часа дрейфующее судно снесло на пять миль к юго-востоку по направлению к Сурупскому проходу. При не ослабевавшем северо-западном ветре направление дрейфа оставалось прежним и в последующие часы.
Эскадренный миноносец «Славный», принявший в Ханко почти 600 пассажиров и поэтому не участвовавший в снятии людей с транспорта, простоял на якоре в течение 3,5 часа. Ввиду приближения рассвета командир эсминца около 6 часов приказал по УКВ базовым тральщикам присоединиться к нему. В 07:05 «Славный» снялся с якоря и пошел к Гогланду за тралами Т-205 и Т-215. Двум другим тральщикам только теперь удалось, наконец, подойти одному за другим к борту транспорта. Т-211, уже имевший на борту 311 бойцов, принял еще 220 человек и в 07:17 отошел от борта. Получасом позднее то же самое сделал Т-217. Вместе с принятыми в Ханко 309 эвакуируемыми на этом небольшом корабле оказалось 740 пассажиров. Оба тральщика, не обнаружив при ухудшившейся видимости уже ушедший ранее эсминец, вскоре после 17 часов самостоятельно порознь вернулись к Гогланду.
В этой ситуации произошла еще одна трагедия. Шедший от Гогланда на помощь гибнущему транспорту «Иосиф Сталин» малый охотник МО № 112, в темноте не дал светом своих опознавательных и был обстрелян эсминцем «Славный». Попаданием снаряда разрушило носовую часть, погибло пять и ранено три человека. Катер с большим трудом задним ходом дошел до Гогланда, на затем был там затоплен из-за невозможности перевода в Кронштадт.
Согласно отчету командования КБФ, базовые тральщики и катера МО к рассвету 3 декабря сняли с транспорта «Иосиф Сталин», с плотов и шлюпок 1740 эвакуируемых, а также часть экипажа транспорта. Согласно донесению командира МО № 237, этот катер, имея на борту комиссара отряда транспортов, в 08:30 в третий раз подошел к дрейфовавшему судну, с которого сообщили, что оно может еще долго продержаться на плаву, и просили поскорее прислать от Гогланда корабли для снятия людей, а также авиацию [350] для прикрытия с воздуха. В 08:50 катер МО № 237 отошел от транспорта, и с этого времени связь с судном была потеряна.
Группу кораблей, во главе со «Стойким», в 02:09 обстреляла с дистанции в 90 кб 305-мм батареей Мякилуото. Снаряды падали в 20–100 м от эсминца. Катера МО искусно прикрыли его дымовой завесой, что заставило батарею в 02:23 прекратить огонь. В 03:32 далеко за кормой «Стойкого» послышался сильный взрыв (детонация боеприпасов на транспорте), а в 03:49 заметили взрыв справа по курсу (подрыв на мине сторожевого корабля «Вирсайтис»). При пересечении одного из финских минных заграждений, поставленных в северной части Юминданинского минного поля, в трал Т-218 незаметно попала мина, обнаруженная только утром при уборке трала в районе Родшера. Пришлось обрубить трал вместе с застрявшей в нем миной. Около 14 часов «Стойкий» стал на якорь на рейде Сууркюля.
Менее гладко прошло возвращение остальных кораблей отряда командующего эскадрой. В 08:18 в восьми милях юго-восточнее маяка Порккала на «Славном» заклинило руль в положении «право на борт». Пришлось уменьшить ход до 3–4 узлов, обрубить перепутавшиеся тралящие части параванного охранителя и идти, управляясь машинами. Две попытки Т-205 взять эсминец на буксир из-за большой волны не увенчались успехом. Начавшийся в 09:06 обстрел с батареи Мякилуото благодаря поставленной катерами МО дымовой завесе вскоре прекратился. В 10:25 артиллерийским огнем отогнали самолет противника. Немного позднее привели руль в положение «прямо», что позволило увеличить ход до 8–10 узлов и поставить запасный параванный охранитель. Между 12:36 и 13:40 «Славный» находился под артиллерийским обстрелом сначала с батареи Хармайя (южнее Хельсинки), а затем с батареи Седершер. Некоторые снаряды падали близко к борту, осколки летели через палубу. Дымовая завеса катеров плохо прикрывала эсминец, так как дымовые шашки у них заканчивались. Между 13:30 и 14:10 при пересечении финских минных заграждений подсекли пять мин, из них две — параванным охранителем «Славного». Переход к Гогланду закончился около 18 часов. [351]
_________________ В жизни все не так, как на самом деле (с).
|