«Адмирал Кузнецов» будет атаковать корабли НАТО прямо с берега
Единственный российский авианосец простоит на ремонте еще много лет
Газета «Коммерсант» сообщила, что оптимистичные планы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) относительно сроков завершения ремонта авианосца «Адмирал Кузнецов» трещат по швам. Как можно что-то планировать, когда ремонт, по сути, еще и не начинался. И неизвестно, когда начнется.
Все упирается в отсутствие дока, в котором смог бы разместиться авианосец для выполнения ремонтных работ. Потому что на плаву получается из рук вон плохо. Собственно, происходит даже движение в противоположную сторону. Возникший в декабре прошлого года при выполнении сварочных работ пожар унес жизни двух моряков. При этом убытки, которые, наконец-то, подсчитали в конце этой недели, составили полмиллиарда рублей. И это еще неполная сумма.
Между тем, глава ОСК Алексей Рахманов заявлял, что пожар не нанес существенного вреда авианосцу, и это не приведет к задержке ремонтных работ. Полмиллиарда — разве это у них мелочи! Что же касается временных потерь, то на замену испорченного пожаром оборудования может уйти до восьми месяцев.
Сейчас выяснилось, что реконструкция двух параллельных доков на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске, фактически прекращена. Именно здесь должен быть размещен многострадальный авианосец. Но при этом ОСК по-прежнему полна оптимизма. В прошлом году было заявлено, что док под «Адмирала Кузнецова» будет готов в 2021 году, а ремонт завершится в 2022 году. Мнение же независимых экспертов иное. В лучшем случае, если работы по реконструкции доков немедленно возобновятся, то авианосец может быть готов в 2023 году. В худшем…
Этот худший вариант отчетливо просматривается, поскольку в России не существует строительной компании, которая справилась бы с задачей должным образом. Собственно, об этом и говорит Рахманов: «Три гиганта — строительные компании, хорошо известные на российском рынке, от участия в этом рискованном для них проекте отказались. Мы выбрали лучшего из имеющихся».
Это петербургская компания «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство» (ИИС), которая в июне 2019 года подрядилась за 20 млрд. рублей реконструировать два сухих дока, объединив их в один. Согласно договору работы должны быть завершены в 2020 году. Теперь ОСК рассматривает вариант расторжения контракта, если ИИС радикальным образом не ускорит строительные работы.
Потому что по самым оптимистичным подсчетам реализовано лишь 15% объема не только строительных, но и проектных работ. Все сроки сорваны. Рабочая документация должна была быть готовой 10 августа 2019 года. К настоящему моменту документация не готова, поскольку в нее не внесены замечания заказчика. Строительно-монтажные работы необходимо было завершить в конце ноября 2019 года. Однако к настоящему моменту два экскаватора успели лишь разобрать перемычку между двумя доками.
Необходимо сказать, что история с реконструкцией абсолютно мутная. Изначально ОСК распространяла информацию о том, что это дело несложное и нетрудоемкое, и что скоро авианосец можно будет доковать. Сообщалось, что всего-то необходимо разобрать перемычку между двумя камерами. И что проект реконструкции был уже готов три года назад, а сейчас настало время для его реализации.
Действительно, проект был. Однако для «Адмирала Кузнецова» он не подходит. И вот почему.
Два сухих дока 35-го СРЗ расположены параллельно друг другу. Их разделяет перемычка шириной 4 метра. Длина северного дока — 187 м, ширина — 28 м. Габариты южного дока больше — 236 м и 31 м.
Существовавший проект предполагал не просто разборку междоковой стенки, но и удлинение северного дока до длины южного. То есть в результате должна была получиться камера с габаритами 236×63 м. Этого вполне достаточно для докования крупных кораблей — и крейсеров, и эсминцев, и атомных подводных лодок.
Однако для докования «Адмирала Кузнецова» требуется 305 метров. И чтобы с запасом, то решено довести длину до 335 метров. То есть необходимо удлинить южный док на 99 метров, а южный на 148 метров. И это при глубине выемки в 14 метров.
Это громадный объем работы, если учесть, что выбирать необходимо скальную породу. Теперь работы зашли в тупик, и перспективы абсолютно туманные.
Что будет, если ОСК расторгнет с ИИС договор на производство работ?
Сюжет смог бы развиваться по благоприятному сценарию, если бы изначально руководство ОСК смогло оценить объем и сложность предстоящих работ, а не рапортовало бы наверх, чтобы не прогневать начальство.
Еще летом прошлого года, когда был заключен контракт между ОСК и ИИС, эксперты в судостроительной отрасли единогласно утверждали, что сроки реконструкции доков абсолютно нереальны. При этом были высказаны предположения, относительно того, каким же чудесным способом строители намереваются на 35-м СРЗ ускорить ход работ. Схема такая. Ломается междоковая перегородка. Поскольку длины полученного дока недостаточна, то сооружается дамба, то есть док продлевается в залив. После чего авианосец загоняется в это временное сооружение, которое вряд ли соответствует стандартам на такого рода объекты. После окончания ремонтных работ авианосец уходит на испытания, а док начинают переделывать. То есть удлиняют до необходимых размеров и избавляются от временной дамбы. Весь этот процесс от разрушения междоковой стенки до сдачи в эксплуатацию нормального дока может занять года четыре. Что же касается ремонта авианосца, то он может закончиться в лучшем случае в 2023 году.
Однако и эти сроки не выдерживаются. Следовательно, «Адмирал Кузнецов» может вернуться в строй в середине десятилетия.
У этой печальной истории есть и еще один «автор». Она началась с того, что осенью 2018 года во время нахождения «Адмирала Кузнецова» в плавучем доке ПД-50 на территории 82-го СРЗ случилась авария. В результате сложной погодной обстановки была прекращена подача электроэнергии с берега на док. Из-за неконтролируемого заполнения водой балластных цистерн образовался крен, который нарастал. В результате самый большой плавучий док, эксплуатировавшийся в России, затонул.
Этого кошмара можно было бы избежать, откачивая воду из цистерн. Однако в ту ночь сделать этого было нельзя. «Роснефть», недавно купившая 82-й СРЗ, решив оптимизировать расходы, упразднила на доке бригаду мотористов и перестала закупать солярку для дизель-генераторов.
Поскольку именно ОСК продала 82-й СРЗ «Роснефти», то и спрашивать за ущерб, причиненный обороноспособности страны как бы и не с кого. «Роснефть» утопила свое имущество.
https://svpressa.ru/war21/article/261747/«Бумеранг» отправили на доработку
Российской армии придётся ещё подождать «Бумерангов». По данным информационного агентства ТАСС, предварительные испытания перспективных боевых машин показали, что БТР К-16 и БМП К-17 нуждаются в изменённом корпусе.
«Бумеранг» уже завершил предварительные испытания, по результатам которых сделаны отдельные доработки. В частности, немного расширили бронекорпус, вырастет водоизмещение и, соответственно, плавучесть боевой машины. На боевых машинах, способных действовать на воде, можно будет усилить бронезащиту дополнительными навесными элементами», — сообщили ТАСС в пресс-службе ООО «Военно-промышленная компания».
https://warspot.ru/16979-bumerang-otpra ... -dorabotku«Коммерсантъ» узнал о расследовании хищений при создании боевых роботов
Первое уголовное дело было возбуждено три года назад. За прошедшее время основными фигурантами расследования были неназванные должностные лица
Главное военное следственное управления (ГВСУ) Следственного комитета расследует уголовное дело о хищении средств, которые были выделены на производство роботов-разведчиков. Как сообщает «Коммерсантъ», следствие идет уже несколько лет, но за это время в деле появился лишь один обвиняемый.
По данным издания, первое уголовное дело было возбуждено еще в июле 2017 года. Тогда в ГВСУ заподозрили в мошенничестве «неустановленных лиц» из Министерства обороны и ОАО «766 УПТК», которое специализируется на разработке робототехнических комплексов военного назначения. Созданный комплекс «Уран-9» должен был вести разведку, заниматься огневой поддержкой и уничтожением бронетехники. Однако боевые действия в Сирии выявили в его работе несколько недостатков.
Весной 2019 года было возбуждено второе дело в отношении «должностных лиц» «766 УПТК», строительной компании ЗАО «СК Генъинвест», ООО «Отраслевой стандарт», занимающегося производством и поставкой крепежных изделий, а также инновационной компании СЕТ-1. Позже фигурантами третьего дела стали «должностные лица» из «766 УПТК» и НПО «Эшелон», которое занимается разработкой средств защиты информации и программного обеспечения.
Когда все три дела объединили, то в ГВСУ пришли к выводу, что по итогам двух контрактов на создание боевых роботов было похищено более 29 млн руб. Единственным обвиняемым стал Евгений Хлебтиков, заместитель гендиректора СЕТ-1, которая разрабатывала робота-разведчика «Сфера». Его заподозрили в злоупотреблении полномочиями, которое «нанесло существенный вред интересам Минобороны». Ему же военное ведомство предъявило иск на возмещение ущерба на 29,1 млн руб.
Сам Хлебтиков вину не признал. Его представители отказались обсуждать уголовное преследование, сославшись на подписку о неразглашении материалов дела.
В конце прошлого года агентство «РИА Новости» со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе сообщало, что к 2025 году в России планируют создать группировки способных на решение боевых задач многофункциональных роботов. По словам источника агентства, обслуживать группировку из пяти беспилотных машин должен будет один оператор.
https://www.rbc.ru/society/10/04/2020/5 ... m=newsfeed