alpolo wrote:
показывали отбор, довольно жестокий... узкий коридор а в полу дырки, в дырках разные запахи (куски чего-то), штук 40 наверное... если потянет правильное "что-то" то получает вкуснятину
ну и переставляют запах, и ей приходится искать...
По этому описанию, это не отбор, а обучение.
Oleksiy wrote:
А вот интересно, как таких крыс отбирают? Дело в том, что в популяциях крыс всегла есть пару процентов особей с заметно сниженным порогом опасности и весьма любопытных. Именно они, пробуют неизвестное, лезут в непривычные места и т.д. Остальные учатся на их возможных и частых ошибках. Но в целом для крысиного племени такие искатели приключений очень полезны. Может именно их определяют и используют?
Насколько я знаю, крысы вообще - а не только эти два процента - очень умные и хорошо обучаемые животные, так что их вполне можно натренировать на такую непростую цепочку действий.
Меня когда-то впечатлило описание такого эксперимента. Крысам давали различать на слух длительность звукового сигнала: нужно было различать - длинный или короткий. При правильном распознавании давали кусочек вкусного. Длительность сигналов я точно не помню - но она была разной, что-то типа: "коротким" считался сигнал от 0.5 до 3 секунд, "длинным" - от 4 до 12. Понятно, что 0.5 от 12 отличить легко. Но вот оценить, 3 или 4 секунды?
Тут-то и начинается самая фишка - вторая стадия эксперимента. "Обученным" на первой стадии крысами дали возможность отказаться от выбора: если сигнал был правильно классифицирован по длительности, им давали большой кусок "вкусного", если неправильно - ничего. Но если крыса вообще не делала выбора, она могла получить маленький кусок "вкусного". Понятно, что большой кусок всегда лучше маленького - но с другой стороны, маленький кусок все же лучше, чем ничего.
Так вот, если длительность предлагаемого сигнала была хорошо классифицируемой (очень короткий или очень длинный) - то крысы уверенно делали выбор и получали свою награду. Но если сигнал был ближе к "серой зоне" (типа, 2.5-3 или 4-5 секунд) - крыса предпочитала отказаться от выбора вообще, и получить хотя бы маленькую награду. То есть, этот эксперимент доказывает не только то, что крысы способны обучиться довольно сложному поведению - но и то, что они они способны реально оценить свои знания, и ПОНЯТЬ, когда они ЗНАЮТ, а когда они НЕ ЗНАЮТ правильный ответ на поставленную задачу. Это - элементы метакогнитивности, очень высокоразвитой интеллектуальной способности, которую еще относительно недавно считали присущей исключительно человеку.