Вот о том же слухи:
Quote:
Фонтанка": пожар на аппарате "Лошарик" мог произойти из-за новой литиевой батареи во время стыковки с лодкой-носителем
На сверхсекретном батискафе, который загорелся в Баренцевом море, был установлен литиевый аккумулятор. Как пишет "Фонтанка", новую для подводного флота технологию внедрили в ходе последнего ремнта.
То, что у берегов Североморска взорвалась именно литиевая батарея, подтвердили пять структурно между собой не связанных источников. К объемному пожару, по их данным, привел тепловой разгон аккумулятора, за которым последовала серия взрывов. Сообщается, что в момент взрыва аппарат находился в процессе стыковки с лодкой-носителем.
После гибели личного состава носовых отсеков выжившие задраили центральный отсек, завершили стыковку, заглушили ядерный реактор и эвакуировались на БС-136 "Оренбург". Опасаясь дальнейших взрывов и распространения огня на носитель, экипаж лодки затопил аппарат: по прибытии на базу в Североморск батискаф был полностью заполнен водой.
Как пояснил "Фонтанке" источник в главкомате ВМФ, помимо атомного реактора на глубоководном аппарате установлены электрические движители. Они используются для точного маневрирования и динамического позиционирования под водой при стыковке с лодкой-носителем. Источником питания движителей являются аккумуляторные батареи: хотя на подводном флоте эксплуатируют свинцово-кислотные батареи, на пострадавшем батискафе вместо них был установлен литиевый аккумулятор.
По информации собеседников "Фонтанки", ситуация вышла из-под контроля, когда аппарат "крепился" к лодке-носителю. Короткое замыкание в момент стыковки привело к мгновенной разрядке батареи, и ее тепловому разгону. Электрохимические процессы спровоцировали взрыв и самовозгорание. Обезвредить такую батарею системами объемного химического тушения или водой невозможно.
При этом в открытых источниках нет упоминаний о том, что литиевые аккумуляторы стали устанавливать на подводные лодки с ядерным реактором. В октябре 2018 года Япония объявила о спуске на воду первой в мире не атомной субмарины Oryu, оснащенной литий-ионными аккумуляторными батареями. На научной конференции в Сингапуре отставной вице-адмирал Масао Кобаяси говорил тогда, что эти батареи имеют больший срок службы по сравнению со свинцово-кислотными и обеспечивают высокую продолжительность подводного хода на больших скоростях. Через полгода южнокорейская компания Daewoo заявила о схожей разработке. Уточнялось, что к сборке лодки приступят во второй половине 2019 года.
Примерно год назад в изданиях, специализирующихся на новостях российской оборонной промышленности, стали появляться статьи о грядущей революции в судостроении. В прессе начали продвигать тренд о неприхотливости в обслуживании, большей энергоемкости и меньшей стоимости литий-ионных батарей по сравнению с традиционными свинцово-кислотными. В феврале 2019 года новосибирская компания "Лиотех", которая называет себя единственным российским производителем литий-ионных батарей, получила свидетельство Российского морского регистра судоходства и заявила о намерении стать пионером рынка судостроения. Однако пока в компании идет проработка возможной конструкторской документации с применение литий-ионных батарей, и о покорении судостроительного рынка речи еще не идет.
На специализированных ресурсах в качестве возможных причин самовозгорания литий-ионной батареи выделяют физическое повреждение ячейки и нарушение производственной технологии. Кроме короткого замыкания в электрохимической ячейке, к самовозгоранию и взрыву литиевой аккумуляторной батареи способны привести перегрев, зарядка на повышенных токах, превышение предельного значения напряжения и чрезмерно глубокая разрядка.
Подробнее:
https://www.newsru.com/russia/10jul2019/lithium.html