Попробую еще раз. Сначало хочу извиниться за свой тон, типа "ты не понял" итд.
Теперь хочу затронуть векторную тягу и ее применения, да и что это вобще такое.
Векторная тяга (направленная тяга, сила) это добавка к существующим плоскостям и контролям позволяющая улучшить время или дистанцию выполнения маневра.
Самый известный пример, с которым встретились все кто летал на гражданских реактивных самолетах - это "реверс" или "механизм обратной тяги", где сама тяга остается прежней только "ковшиком" или "трубой" ее отсылают "вперед" чтоб укоротить тормозной путь, и уменьшить износ покрышек шасси и тормозных колодок.
Следующий пример, например V-22 Офспрэй, который менят направление за счет углов ротора.
Очень хороший пример Boeing YC-14A,
http://www.airliners.net/photo/USA---Ai ... 8a26da9966 у которого хорошо видно механизм направления струи, который помагал укоротить разбег и пробежку после посадки. Кстати этот самоль полетел в 1976 году, это так насчет когда игрались направленной тягой.
Антонов Ан-74 тоже отличный пример
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/c ... n-74_2.jpg (единственный который пошел в серию)
Тут видно хорошо на С-17 как струя направлена в закрылки, называется это "blown flap" как перевести? "обдуваемый закрылок"?
http://www.airliners.net/photo/USA---Ai ... 83e38f8fc3http://www.airliners.net/photo/USA---Ai ... 0844845/L/Идея такова что направляя струю в закрылки С-17 садится намного медленней, требует меньше места для посадки и разбега, и меньше износ деталей.
Сейчас А-380 делают используя эту технологию. По рассчетом мужей кторые умею считать такие дела, коеффициент поднимающей силы увеличивается с 2.5 (Боинг 747 без обдуваемых закрылков) до около 7 с обдуваемыми.
Теперь военных затронем и остальные тесты.
Американцы делали и делают тесты в нескольких направлениях сразу, где вояки им дают свой заказ а НАСА свой - это все связано с разделением денег поэтому входить в это не будем.
Х-31 был сделан используя то что есть, расчеты были поделаны, и разные прикрытия вылета из двигателей были сделаны (такие странные лепестки). Во первых не надо много контрольных устройств (тросики, рычажки и остальная фигня) а второых легко менять комбинацию , размеры и длину. Тоже самое с фичей на Ф-16. Легко изменит параметры или навеску не трогая ничего в самолете. И с самого начала, 3Д НЕ БЫЛО в параметрах заданных ВВС США как не нужное.
Русские начали делать металлическую трубу, котороая сгинается во всех направлениях (3Д) , для кототой требуются добавочные контрольные устройства, которая уВеличивает вес самолета и отражение на радаре.
Давай сразу поймем что американцы такое накладывают на свои Ф-16/18 такие трубы, и делают это давно, но старатюся этого не делать, а особенно для цирковых представлений. Русские продали Су-30МКИ для индийских товарищей (которые взамен разработали електронику для ПАК ФА и оплатили половину проекта, а сейчас на их форумах шум и гам, что русские бы еще на ПО-2 летали елси бы не инетелектуалные достиежения и деньги Индии) на которых есть векторная тяга, именно такие трубы а сами не очень используют
.
Некоторые установлены на на самолетах-демонстраторах, которые сделаны для показа где-то в Ла Бурже, для продажи такая вот реклама "смотрите а шо мы умеем". Американцы, если даже едут на такой цирк, то обклеивают свои самоли уголками, фольгой, вынимают все что могут вынять и стараются не показать ничего, так как им большинства технологий даже нельзя продавать, а особенно Ф-22>
И теперь подходим к сути. Если труба установлена, она дает преимущество против менее обученного пилота и хижей техники, одновременно увеличивая вес (а это значит меньше топлива или боезапаса можно взять), утрудняет пилотирование, увеличивает отображение на радаре и утруднят и усложняет техобслуживание. Если индиец (с точкой) полетит на Су-30 Мки против пакистанца на Миг 21 то выиграет в ближнем бою.
Ф-22 и Су-37 (сделанный из Су35, который был сделан из Су-27) единстевенные настоящие самолеты с векторной тягой (2 Д, хотя на Су 37 говорят 3D TVC) . С одной огромной разницей что Ф-22 сделан с нуля и пущен в продукцию а Су-37 сделано вроде 2 штуки, для показов, которые являются переделками с Су-35.
Почему только эти 2? Потому что у них двигатели со встроенной векторной тягой, а не труба приклемьпанная Джоном или Иваном. Ф-22 уменьшает радарное изображение благодаря именно этому, для них лезть в 3Д тягу, у которой очень сомнительные достоинства, не имеет смысла так как Ф-22 это самолет "превосходства в воздухе" и ему свалки не нужны. Он расчитан на использование инфраструктуры другис соединений для определения целей, ввода в компутер и уничтожения. Идеа ПАК ФА похожа, с тем что не инфраструктуры даже отдаленно похожей на американскую.
ПАК ФА должен заполучить именно такой двигатель, со встроенной векторной тягой, но чтоб добавить хорошего настроения ВВП и Индии которая платит за половину проекта делясь тайнами електроники с РФ, его запустли с движком который установлен на старыв весриях и никакого векторинга там нет. Это просто модель того что возможно будет если не продолбают движок, корпус и не поругаются с индийцами (те с точками). Смотря на размеры ПАК ФА содран с YF-23 включая разброс килей и воздухозаборников и цельноповортные кили. Он пока летает с движком который монтируют на Су-27 Фланкер. Вообще-то это выкатывание довольно смешное. так как тащить такое сырье на показ не имеет много смысла кроме понтов, или чтоб порадовать индийских товарищей.
Немножко сарказма надеюсь никого не обидело.