alpolo wrote:
...
теперь так, давай выясним раз и навсегда что Яковлев не придумал вертикального взлета посадки...
???
А такого никто и не утверждал. На Як-141 стоял движок с отклоняемым сверхзвуковым регулируемым соплом, с форсажной камерой. И вот именно этого, в таком сочетании, до них никто не делал. И именно такая конструкция сейчас стоит на F-35.
alpolo wrote:
...конечно надо помнить что в проектах самоля 5-го поколения Китай не на последнем месте
http://www.sinodefence.com/airforce/fig ... 0b_01large их Ченгду 10Б использует х-у (короче 3Д) сопла...
Китайский истребитель 5-го поколения – дело отдаленного будущего, даже не смотря на наличие множества освоивших фотошоп китайских "боевых блогеров".
В целом, у них пока и с 4-м не очень получается. Кстати, у аппарата на снимке никакого всеракурсного сопла нет.
alpolo wrote:
тесты:
Ф-18 HARV 1987 до 1996
http://en.wikipedia.org/wiki/F-18_HARVФ-15 S/MTD
http://en.wikipedia.org/wiki/F-15_S/MTD с 3Д векторинг был сделан в 1988 году для тестов, в 1991 его отправили в музей...
Х-31 ОТ 1990 ДО 1995 года.
Хорошо, идем по порядку (хотя в данном списке он и неправильный):
F-18 HARV. С 87-го года он летал без всякого "векторинга", на нем отрабатывалсь новая ЭДСУ. Отклоняемый вектор тяги, реализованный при помощи вот таких вот дефлекторных панелей он получил только в 91-м году.
Такое решение пригодно для экспериментальных машин, но в серию его ставить смысла нет – по сравнению с отклоняемым осесимметричным соплом оно, в общем случае, менее эффективно, дает большую прибавку в массе и имеет весьма хреновый ресурс.
Идем дальше - F-15S/MTD. Летать начал в 88-м, первый полет с "векторингом" был выполнен в 89-м. Одно «но» - тогда он летал вот с таким вот плоским соплом отклоняемым только в вертикальной плоскости, так что никаким "3D векторингом" (если я правильно понимаю этот ваш термин) тут и не пахнет.
В дальнейшем этот аппарат был оснащен новыми движками и назывался F-15 ACTIVE. Вот уже на нем были более-менее полноценные всеракурсные осесимметричные сопла.
В таком виде этот аппарат полетел в 1996-м году.
С Х-31 все проще – первый полет в конце 90-го года, никаких осесимметричных сопел, для "векторинга" испеользуются такие же дефлекторные панели, как и на F-18 HARV, со всеми их недостатками, делающими использование такой системы на боевом самолете крайне затруднительным и нерациональным. Но как экспериментальный самолет он, безусловно, удался.
Пропущен важный этап - F-16 MATV
Он полетел в 93-м году и стал первым вашим аппаратом, на котором «векторинг» осуществлялся при помощи полноценного всеракурсного осесимметричного сопла. На сегодняшний день именно такое решение делает возможным "3D векторинг" на боевых самолетах, на всех режимах, с использованием форсажа.
Так вот, внимательно перечитываем приведенные даты и убеждаемся, что на момент первого полета YF-22 (не говоря уже о этапе создания этого аппарата) никаких летных тестов по всеракурсному отклонению вектора тяги aka "3D векторингу" (пусть даже и с использованием сомнительных решений типа отклоняемых дефлекторов за соплом) не проводилось, а все аппараты, имеющие такую возможность, не говоря уже об имеющих отклоняемое всеракурсное многореживное сопло выполнили первый полет уже позже. При этом особенности компоновки YF-22 в принципе не позволяют использовать "3D векторинг" (объем необходимыз переделок тянет уже на совершенно новый самолет, разница между которыми будет куда больше таковой между YF-22 и F-22), даже если бы такое решение после испытаний вышеперечисленных экспериментальных аппаратов было бы принято.
Вот как-то так.
alpolo wrote:
Hawker P.1127 (1960)
Hawker Siddeley Kestrel FGA.1 (1964)
Эти вообще не в тему - ни форсажа, ни сверхзвука.
alpolo wrote:
так что говорить что "американцы не сумели и не смогли" не совсем правильно, так как они этим занимались давно...
Да сколько бы не занимались - на момент первого полета прототипа Раптора "3D векторинг" реализован еще не был. Конечно, можно сказать, что не очень-то и хотелось - да только последующие программы по отработке и изучению "3D векторинга" это опровергают.
alpolo wrote:
были сплетни что проект YF-23, который в некоторых параметрах был вроде лучше Ф-22) мог быть инфильтрован русской разведкой (как в свое время Канаццкая Стрела и частично Валькирия) и поэтому был выбран Ф-22>>>
Спасибо, смиялсо.