JOURFIXE
https://jou.rfixe.com/forum/

Наставление к стрельбе из ружей
https://jou.rfixe.com/forum/viewtopic.php?f=24&t=7387
Page 1 of 1

Author:  Domnitch [ Fri Jan 13, 2012 5:46 am ]
Post subject:  Наставление к стрельбе из ружей

Возможно, это надо было поместить в "Выписки из книг"...

Н. С. Лыкошин. Полжизни в Туркестане. Очерки быта туземного населения. Петроград, 1916
http://rus-turk.livejournal.com/55848.html

Всякий, кто интересуется тем, что читают наши среднеазиатские туземцы и в особенности низшее сословие, неминуемо должен будет обратить внимание на известные под названием «рисаля» рукописи, никогда не бывшие в печати, но тем не менее имеющие обширный круг читателей, убежденных в истине сообщаемых сведений. «Рисаля» представляют собой очерки каждого из известных туземцам промыслов и ремесел, начиная с земледелия и кончая гаданьем на овечьем помете.

В ожидании приведения в систему всех обращающихся среди туземцев «рисаля», я позволю себе познакомить читателей с содержанием одной из них. Это «Наставление к стрельбе из ружей», случайно найденное одним моим знакомым в Старом Маргелане.

«Наставление к стрельбе из ружей следующее», — так начинается рукопись, но затем, как будто вспомнив о похвальном обычае всех мусульманских книжников, автор спешит вписать общепринятую фразу: «Во имя Бога милостивого, милосердного» и приводит витиеватое славословие Мухаммаду, его потомкам и сподвижникам, как это вообще принято перед началом всякого сочинения.

«Знай и имей в виду, — говорится далее, — что имам Джафар–Садык свидетельствует, что во времена пророка (милость Божия и мир ему) было очень много кяфиров [неверных] и они оказались сильнее приверженцев пророка (мир ему). Пророк, придя в место молитвы, исполнил два ракаата молитвы „шукурана”, закончил молитву земным поклоном и с почтением произнес: „О сущий Бог! Дай мне какое–нибудь оружие, чтобы я мог напугать этих кяфиров”. Сейчас же явился архангел Гавриил и сказал: „Бог приветствует тебя, а ангелы непрестанно славословят. Оставь горе, не бойся!” В это время архангел Гавриил получил от Бога повеление из Сыдратыль–Мунтага (на четвертом небе) принести кусок железа. Когда железо было принесено, Бог повелел пророку Давиду изготовить ружье. [По «рисаля» кузнецов, пророк Давид считается родоначальником и изобретателем кузнечного ремесла...]. Богатырь Исмаил–и–Руми сделал ложе, вместе с пророком Давидом они подняли ружье и выстрелили в сторону кяфиров. Кяфиры, увидя это, обратились в бегство».

Далее изложение наставления переходит в катехизическую форму — излагаются вопросы, предлагаемые изучающему правила стрельбы, и приводятся ответы на эти вопросы. Вопросы эти относятся не столько к правилам обращения с оружием, сколько к необходимости при каждом приеме обращения с ружьем исполнять надлежащие религиозные формальности.

«Если спросят тебя, от кого пошла стрельба из ружей, отвечай: от пахлавана Исмаила–Руми. От него это искусство перешло к пахлавану Уста–Саиду–Карши, от него к пахлавану Уста–Азизу–Тавризи, от него к пахлавану Уста–Аазаму–Кермани, потом к пахлавану Низамиддину–Багдади, от него к пахлавану Ахмаду–Замджи и от Хазрета–Ахмада–Замджи искусство стрелять из ружей распространилось по всему миру; раньше же стреляли из пушек».

«У Хазрета–Ахмада–Замджи было триста учеников; все они, один за другим, подошли к одному холму, взяли по три горсти земли, принесли сосуд с водой, положили туда своими благословенными руками землю и, произнеся „Во имя Бога милостивого, милосердного”, замесили. Они помолились и их молитва была угодна Богу. Пахлаван Хазрет–Ахмад–Замджи совершил такое чудо, что все триста святых пришли к полному соглашению относительно правил стрельбы из ружья».

«Если спросят тебя, какой стих корана следует читать в то время, когда стрелок берет в руки ружье, отвечай: „Бог всесовершенное существо и владыка мира”».

«Если спросят тебя, что следует произносить в то время, когда стрелок закидывает ружье за спину, отвечай: „Бог Царь Царей, слава Богу, нет Бога, кроме Аллаха, и Бог велик”».

«Когда спросят тебя, какой стих корана следует произносить во время привязывания к поясу пороховницы, отвечай: „Помощь от Бога, он радует верных”».

Из дальнейших вопросов и ответов видно, что во время заряжения ружья порохом следует сказать: «Глухой, немой, слепой, они не возвращаются», а при вкладывании в ствол пули надлежит произнести: «Проглатывающий гнев, прощающий людей».

Во время прибивания заряда шомполом стрелок должен, по–видимому, тоже что–то произнести, но в рукописи, по недосмотру переписчика, нужный стих корана пропущен.

При зажимании фитиля в курок полагается возгласить: «О Знающий, о Щедрый!» Когда стрелок кладет палец на нижний конец куркового стержня, чтобы зажечь порох на затравке, он должен произнести: «О скрывающий вину, грех прощающий, наказующий».

Нажимание спуска должно сопровождаться словами: «Бог любит добронравных».

Во время производства выстрела пулей надлежит произнести: «О, сущий Бог, это свет!»

Разматывая нитки для фитиля, стрелок должен сказать: «О откликающийся, о дарящий раньше, чем мы просим, прошу тебя, о прощающий».

Судя по ответу на вопрос, когда стрелок бывает ближе всего к Богу, вся «рисаля» написана, по–видимому, для того, чтобы указать, какое душеспасительное назначение приобретает ружье в руках правоверного мусульманина. «Пусть стрелок обратится в сторону кяфиров и выстрелит один раз пулей. Независимо от того, попадет или не попадет пуля в цель, стрелок, в момент выстрела, соединится с Богом».

Далее следуют угрозы всем, кто не поверит в истину изложенного в наставлении; выражения столь сильны, что даже и на мало религиозного человека способны навести ужас: «Если стрелок не будет знать этого наставления, или, переписав, не будет хранить при себе, или же, наконец, не будет каждую пятницу заставлять кого–либо читать себе вслух это наставление, а сам внимательно слушать, то его постигнут следующие наказания: что бы он ни съел из мяса застреленных из ружья птиц и животных, все это для него будет поганее свиного мяса, а день страшного суда лицо такого человека будет черным [непрощенные грешники предстанут на страшном на страшном суде с черными лицами], ангелы проклянут такого человека в день страшного суда и ввергнут его в ад, называемый геенной, потому что из этого мира в тот он перейдет без веры».

Вновь повторив, что надо делать с наставлением к стрельбе из ружей, автор заключает: «А кто этого исполнять не будет, тот неверный [кяфир], а жена его разведена с ним».

Author:  GEF [ Wed Nov 21, 2012 6:32 pm ]
Post subject:  Re: Наставление к стрельбе из ружей

Три мушкетёра

Attachments:
3 Musket.jpg
3 Musket.jpg [ 479.06 KiB | Viewed 8556 times ]

Author:  Domnitch [ Fri Nov 23, 2012 2:23 am ]
Post subject:  Re: Наставление к стрельбе из ружей

Сразу видно - солдаты павловского времени.

Вместо короткой стрижки, на которой настаивал Потемкин ("полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами") - букли и косы. И еще эти фрачные мундиры... никогда не понимал их смысла. Для кавалеристов они хоть как-то полезны тем, что не стесняют движений - но и расстегнутые снизу кафтан либо шинель сгодились бы. Пехоте же точно проку нет. Только офицерам на балах щеголять, демонстрируя отдельные части тела...

Author:  UAV [ Fri Nov 23, 2012 3:37 am ]
Post subject:  Re: Наставление к стрельбе из ружей

Domnitch wrote:
Сразу видно - солдаты павловского времени.

Вместо короткой стрижки, на копослеторой настаивал Потемкин ("полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами") - букли и косы. И еще эти фрачные мундиры... никогда не понимал их смысла. Для кавалеристов они хоть как-то полезны тем, что не стесняют движений - но и расстегнутые снизу кафтан либо шинель сгодились бы. Пехоте же точно проку нет. Только офицерам на балах щеголять, демонстрируя отдельные части тела...

ИМХО - допетровская стрелецкая форма была намного практичней и удобней всего, что пришло после нее. :oldman:

Author:  Domnitch [ Fri Nov 23, 2012 4:22 am ]
Post subject:  Re: Наставление к стрельбе из ружей

UAV wrote:
ИМХО - допетровская стрелецкая форма была намного практичней и удобней всего, что пришло после нее. :oldman:

Для холодного времени просторные сапоги, в которые заправлялись штаны, длинный зимний кафтан и рукавицы во всяком случае удобнее, чем петровское короткое полукафтанье с обшлагами, башмаки и епанча.

Author:  Domnitch [ Fri Nov 23, 2012 4:26 am ]
Post subject:  Re: Наставление к стрельбе из ружей

Вот, кстати, многотомный труд по одежде и вооружению российских войск со старинных времен и до конца царствования Александра II.
Ссылки на иллюстрации - внутри текста.

http://listat.ru/index.html

Page 1 of 1 All times are UTC - 8 hours [ DST ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/