Возможно, это надо было поместить в "Выписки из книг"...
Н. С. Лыкошин. Полжизни в Туркестане. Очерки быта туземного населения. Петроград, 1916
http://rus-turk.livejournal.com/55848.htmlВсякий, кто интересуется тем, что читают наши среднеазиатские туземцы и в особенности низшее сословие, неминуемо должен будет обратить внимание на известные под названием «рисаля» рукописи, никогда не бывшие в печати, но тем не менее имеющие обширный круг читателей, убежденных в истине сообщаемых сведений. «Рисаля» представляют собой очерки каждого из известных туземцам промыслов и ремесел, начиная с земледелия и кончая гаданьем на овечьем помете.
В ожидании приведения в систему всех обращающихся среди туземцев «рисаля», я позволю себе познакомить читателей с содержанием одной из них. Это «Наставление к стрельбе из ружей», случайно найденное одним моим знакомым в Старом Маргелане.
«Наставление к стрельбе из ружей следующее», — так начинается рукопись, но затем, как будто вспомнив о похвальном обычае всех мусульманских книжников, автор спешит вписать общепринятую фразу: «Во имя Бога милостивого, милосердного» и приводит витиеватое славословие Мухаммаду, его потомкам и сподвижникам, как это вообще принято перед началом всякого сочинения.
«Знай и имей в виду, — говорится далее, — что имам Джафар–Садык свидетельствует, что во времена пророка (милость Божия и мир ему) было очень много кяфиров [неверных] и они оказались сильнее приверженцев пророка (мир ему). Пророк, придя в место молитвы, исполнил два ракаата молитвы „шукурана”, закончил молитву земным поклоном и с почтением произнес: „О сущий Бог! Дай мне какое–нибудь оружие, чтобы я мог напугать этих кяфиров”. Сейчас же явился архангел Гавриил и сказал: „Бог приветствует тебя, а ангелы непрестанно славословят. Оставь горе, не бойся!” В это время архангел Гавриил получил от Бога повеление из Сыдратыль–Мунтага (на четвертом небе) принести кусок железа. Когда железо было принесено, Бог повелел пророку Давиду изготовить ружье. [По «рисаля» кузнецов, пророк Давид считается родоначальником и изобретателем кузнечного ремесла...]. Богатырь Исмаил–и–Руми сделал ложе, вместе с пророком Давидом они подняли ружье и выстрелили в сторону кяфиров. Кяфиры, увидя это, обратились в бегство».
Далее изложение наставления переходит в катехизическую форму — излагаются вопросы, предлагаемые изучающему правила стрельбы, и приводятся ответы на эти вопросы. Вопросы эти относятся не столько к правилам обращения с оружием, сколько к необходимости при каждом приеме обращения с ружьем исполнять надлежащие религиозные формальности.
«Если спросят тебя, от кого пошла стрельба из ружей, отвечай: от пахлавана Исмаила–Руми. От него это искусство перешло к пахлавану Уста–Саиду–Карши, от него к пахлавану Уста–Азизу–Тавризи, от него к пахлавану Уста–Аазаму–Кермани, потом к пахлавану Низамиддину–Багдади, от него к пахлавану Ахмаду–Замджи и от Хазрета–Ахмада–Замджи искусство стрелять из ружей распространилось по всему миру; раньше же стреляли из пушек».
«У Хазрета–Ахмада–Замджи было триста учеников; все они, один за другим, подошли к одному холму, взяли по три горсти земли, принесли сосуд с водой, положили туда своими благословенными руками землю и, произнеся „Во имя Бога милостивого, милосердного”, замесили. Они помолились и их молитва была угодна Богу. Пахлаван Хазрет–Ахмад–Замджи совершил такое чудо, что все триста святых пришли к полному соглашению относительно правил стрельбы из ружья».
«Если спросят тебя, какой стих корана следует читать в то время, когда стрелок берет в руки ружье, отвечай: „Бог всесовершенное существо и владыка мира”».
«Если спросят тебя, что следует произносить в то время, когда стрелок закидывает ружье за спину, отвечай: „Бог Царь Царей, слава Богу, нет Бога, кроме Аллаха, и Бог велик”».
«Когда спросят тебя, какой стих корана следует произносить во время привязывания к поясу пороховницы, отвечай: „Помощь от Бога, он радует верных”».
Из дальнейших вопросов и ответов видно, что во время заряжения ружья порохом следует сказать: «Глухой, немой, слепой, они не возвращаются», а при вкладывании в ствол пули надлежит произнести: «Проглатывающий гнев, прощающий людей».
Во время прибивания заряда шомполом стрелок должен, по–видимому, тоже что–то произнести, но в рукописи, по недосмотру переписчика, нужный стих корана пропущен.
При зажимании фитиля в курок полагается возгласить: «О Знающий, о Щедрый!» Когда стрелок кладет палец на нижний конец куркового стержня, чтобы зажечь порох на затравке, он должен произнести: «О скрывающий вину, грех прощающий, наказующий».
Нажимание спуска должно сопровождаться словами: «Бог любит добронравных».
Во время производства выстрела пулей надлежит произнести: «О, сущий Бог, это свет!»
Разматывая нитки для фитиля, стрелок должен сказать: «О откликающийся, о дарящий раньше, чем мы просим, прошу тебя, о прощающий».
Судя по ответу на вопрос, когда стрелок бывает ближе всего к Богу, вся «рисаля» написана, по–видимому, для того, чтобы указать, какое душеспасительное назначение приобретает ружье в руках правоверного мусульманина. «Пусть стрелок обратится в сторону кяфиров и выстрелит один раз пулей. Независимо от того, попадет или не попадет пуля в цель, стрелок, в момент выстрела, соединится с Богом».
Далее следуют угрозы всем, кто не поверит в истину изложенного в наставлении; выражения столь сильны, что даже и на мало религиозного человека способны навести ужас: «Если стрелок не будет знать этого наставления, или, переписав, не будет хранить при себе, или же, наконец, не будет каждую пятницу заставлять кого–либо читать себе вслух это наставление, а сам внимательно слушать, то его постигнут следующие наказания: что бы он ни съел из мяса застреленных из ружья птиц и животных, все это для него будет поганее свиного мяса, а день страшного суда лицо такого человека будет черным [непрощенные грешники предстанут на страшном на страшном суде с черными лицами], ангелы проклянут такого человека в день страшного суда и ввергнут его в ад, называемый геенной, потому что из этого мира в тот он перейдет без веры».
Вновь повторив, что надо делать с наставлением к стрельбе из ружей, автор заключает: «А кто этого исполнять не будет, тот неверный [кяфир], а жена его разведена с ним».