JOURFIXE

It is currently Sat Apr 27, 2024 4:19 pm

All times are UTC - 8 hours [ DST ]




Post new topic Reply to topic  [ 6 posts ] 
Author Message
 Post subject: Наставление к стрельбе из ружей
PostPosted: Fri Jan 13, 2012 5:46 am 
Offline
User avatar

Joined: Sun Sep 09, 2007 11:53 pm
Posts: 18377
Location: St.-Petersburg, Russia
Возможно, это надо было поместить в "Выписки из книг"...

Н. С. Лыкошин. Полжизни в Туркестане. Очерки быта туземного населения. Петроград, 1916
http://rus-turk.livejournal.com/55848.html

Всякий, кто интересуется тем, что читают наши среднеазиатские туземцы и в особенности низшее сословие, неминуемо должен будет обратить внимание на известные под названием «рисаля» рукописи, никогда не бывшие в печати, но тем не менее имеющие обширный круг читателей, убежденных в истине сообщаемых сведений. «Рисаля» представляют собой очерки каждого из известных туземцам промыслов и ремесел, начиная с земледелия и кончая гаданьем на овечьем помете.

В ожидании приведения в систему всех обращающихся среди туземцев «рисаля», я позволю себе познакомить читателей с содержанием одной из них. Это «Наставление к стрельбе из ружей», случайно найденное одним моим знакомым в Старом Маргелане.

«Наставление к стрельбе из ружей следующее», — так начинается рукопись, но затем, как будто вспомнив о похвальном обычае всех мусульманских книжников, автор спешит вписать общепринятую фразу: «Во имя Бога милостивого, милосердного» и приводит витиеватое славословие Мухаммаду, его потомкам и сподвижникам, как это вообще принято перед началом всякого сочинения.

«Знай и имей в виду, — говорится далее, — что имам Джафар–Садык свидетельствует, что во времена пророка (милость Божия и мир ему) было очень много кяфиров [неверных] и они оказались сильнее приверженцев пророка (мир ему). Пророк, придя в место молитвы, исполнил два ракаата молитвы „шукурана”, закончил молитву земным поклоном и с почтением произнес: „О сущий Бог! Дай мне какое–нибудь оружие, чтобы я мог напугать этих кяфиров”. Сейчас же явился архангел Гавриил и сказал: „Бог приветствует тебя, а ангелы непрестанно славословят. Оставь горе, не бойся!” В это время архангел Гавриил получил от Бога повеление из Сыдратыль–Мунтага (на четвертом небе) принести кусок железа. Когда железо было принесено, Бог повелел пророку Давиду изготовить ружье. [По «рисаля» кузнецов, пророк Давид считается родоначальником и изобретателем кузнечного ремесла...]. Богатырь Исмаил–и–Руми сделал ложе, вместе с пророком Давидом они подняли ружье и выстрелили в сторону кяфиров. Кяфиры, увидя это, обратились в бегство».

Далее изложение наставления переходит в катехизическую форму — излагаются вопросы, предлагаемые изучающему правила стрельбы, и приводятся ответы на эти вопросы. Вопросы эти относятся не столько к правилам обращения с оружием, сколько к необходимости при каждом приеме обращения с ружьем исполнять надлежащие религиозные формальности.

«Если спросят тебя, от кого пошла стрельба из ружей, отвечай: от пахлавана Исмаила–Руми. От него это искусство перешло к пахлавану Уста–Саиду–Карши, от него к пахлавану Уста–Азизу–Тавризи, от него к пахлавану Уста–Аазаму–Кермани, потом к пахлавану Низамиддину–Багдади, от него к пахлавану Ахмаду–Замджи и от Хазрета–Ахмада–Замджи искусство стрелять из ружей распространилось по всему миру; раньше же стреляли из пушек».

«У Хазрета–Ахмада–Замджи было триста учеников; все они, один за другим, подошли к одному холму, взяли по три горсти земли, принесли сосуд с водой, положили туда своими благословенными руками землю и, произнеся „Во имя Бога милостивого, милосердного”, замесили. Они помолились и их молитва была угодна Богу. Пахлаван Хазрет–Ахмад–Замджи совершил такое чудо, что все триста святых пришли к полному соглашению относительно правил стрельбы из ружья».

«Если спросят тебя, какой стих корана следует читать в то время, когда стрелок берет в руки ружье, отвечай: „Бог всесовершенное существо и владыка мира”».

«Если спросят тебя, что следует произносить в то время, когда стрелок закидывает ружье за спину, отвечай: „Бог Царь Царей, слава Богу, нет Бога, кроме Аллаха, и Бог велик”».

«Когда спросят тебя, какой стих корана следует произносить во время привязывания к поясу пороховницы, отвечай: „Помощь от Бога, он радует верных”».

Из дальнейших вопросов и ответов видно, что во время заряжения ружья порохом следует сказать: «Глухой, немой, слепой, они не возвращаются», а при вкладывании в ствол пули надлежит произнести: «Проглатывающий гнев, прощающий людей».

Во время прибивания заряда шомполом стрелок должен, по–видимому, тоже что–то произнести, но в рукописи, по недосмотру переписчика, нужный стих корана пропущен.

При зажимании фитиля в курок полагается возгласить: «О Знающий, о Щедрый!» Когда стрелок кладет палец на нижний конец куркового стержня, чтобы зажечь порох на затравке, он должен произнести: «О скрывающий вину, грех прощающий, наказующий».

Нажимание спуска должно сопровождаться словами: «Бог любит добронравных».

Во время производства выстрела пулей надлежит произнести: «О, сущий Бог, это свет!»

Разматывая нитки для фитиля, стрелок должен сказать: «О откликающийся, о дарящий раньше, чем мы просим, прошу тебя, о прощающий».

Судя по ответу на вопрос, когда стрелок бывает ближе всего к Богу, вся «рисаля» написана, по–видимому, для того, чтобы указать, какое душеспасительное назначение приобретает ружье в руках правоверного мусульманина. «Пусть стрелок обратится в сторону кяфиров и выстрелит один раз пулей. Независимо от того, попадет или не попадет пуля в цель, стрелок, в момент выстрела, соединится с Богом».

Далее следуют угрозы всем, кто не поверит в истину изложенного в наставлении; выражения столь сильны, что даже и на мало религиозного человека способны навести ужас: «Если стрелок не будет знать этого наставления, или, переписав, не будет хранить при себе, или же, наконец, не будет каждую пятницу заставлять кого–либо читать себе вслух это наставление, а сам внимательно слушать, то его постигнут следующие наказания: что бы он ни съел из мяса застреленных из ружья птиц и животных, все это для него будет поганее свиного мяса, а день страшного суда лицо такого человека будет черным [непрощенные грешники предстанут на страшном на страшном суде с черными лицами], ангелы проклянут такого человека в день страшного суда и ввергнут его в ад, называемый геенной, потому что из этого мира в тот он перейдет без веры».

Вновь повторив, что надо делать с наставлением к стрельбе из ружей, автор заключает: «А кто этого исполнять не будет, тот неверный [кяфир], а жена его разведена с ним».

_________________
Кот домашний средней пушистости


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Наставление к стрельбе из ружей
PostPosted: Wed Nov 21, 2012 6:32 pm 
Offline
Мне уже страшно
User avatar

Joined: Wed Sep 05, 2007 6:42 am
Posts: 7841
Три мушкетёра


Attachments:
3 Musket.jpg
3 Musket.jpg [ 479.06 KiB | Viewed 8291 times ]

_________________
Все будет Украина! Все буде Україна!
Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Наставление к стрельбе из ружей
PostPosted: Fri Nov 23, 2012 2:23 am 
Offline
User avatar

Joined: Sun Sep 09, 2007 11:53 pm
Posts: 18377
Location: St.-Petersburg, Russia
Сразу видно - солдаты павловского времени.

Вместо короткой стрижки, на которой настаивал Потемкин ("полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами") - букли и косы. И еще эти фрачные мундиры... никогда не понимал их смысла. Для кавалеристов они хоть как-то полезны тем, что не стесняют движений - но и расстегнутые снизу кафтан либо шинель сгодились бы. Пехоте же точно проку нет. Только офицерам на балах щеголять, демонстрируя отдельные части тела...

_________________
Кот домашний средней пушистости


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Наставление к стрельбе из ружей
PostPosted: Fri Nov 23, 2012 3:37 am 
Offline
User avatar

Joined: Thu Jun 05, 2008 7:44 am
Posts: 8546
Domnitch wrote:
Сразу видно - солдаты павловского времени.

Вместо короткой стрижки, на копослеторой настаивал Потемкин ("полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами") - букли и косы. И еще эти фрачные мундиры... никогда не понимал их смысла. Для кавалеристов они хоть как-то полезны тем, что не стесняют движений - но и расстегнутые снизу кафтан либо шинель сгодились бы. Пехоте же точно проку нет. Только офицерам на балах щеголять, демонстрируя отдельные части тела...

ИМХО - допетровская стрелецкая форма была намного практичней и удобней всего, что пришло после нее. :oldman:

_________________
как вы яхту назовёте...


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Наставление к стрельбе из ружей
PostPosted: Fri Nov 23, 2012 4:22 am 
Offline
User avatar

Joined: Sun Sep 09, 2007 11:53 pm
Posts: 18377
Location: St.-Petersburg, Russia
UAV wrote:
ИМХО - допетровская стрелецкая форма была намного практичней и удобней всего, что пришло после нее. :oldman:

Для холодного времени просторные сапоги, в которые заправлялись штаны, длинный зимний кафтан и рукавицы во всяком случае удобнее, чем петровское короткое полукафтанье с обшлагами, башмаки и епанча.

_________________
Кот домашний средней пушистости


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Наставление к стрельбе из ружей
PostPosted: Fri Nov 23, 2012 4:26 am 
Offline
User avatar

Joined: Sun Sep 09, 2007 11:53 pm
Posts: 18377
Location: St.-Petersburg, Russia
Вот, кстати, многотомный труд по одежде и вооружению российских войск со старинных времен и до конца царствования Александра II.
Ссылки на иллюстрации - внутри текста.

http://listat.ru/index.html

_________________
Кот домашний средней пушистости


Top
 Profile  
 
Display posts from previous:  Sort by  
Post new topic Reply to topic  [ 6 posts ] 

All times are UTC - 8 hours [ DST ]


Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 86 guests


You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot post attachments in this forum

Search for:
Jump to:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group