Довольно частое упоминание на Форуме понятия "агрессор" в отношении СССР предвоенных лет привело меня к мысли, что нужно внести некоторую ясность в понимании слова "агрессия", принятом в предвоенные годы, на основании документов и публикаций тех лет.
Итак, фабула принятия определения агрессии такова:
1. В 1933-м году СССР инициировал рассмотрение в Лиге наций определение понятия "агрессия" с принятием Конвенции об определении агрессии (проект декларации об определении агрессии см. ниже).
2. Лига наций в рассмотрела этот вопрос, но по некоторым причинам так и не приняла решения о принятии Конвенции.
3. Тогда СССР предложил заключить локальные конвенции об определении агрессии ряду стран, имеющие в основе советские предложения, что и было сделано.
К этим странам относятся - Эстония, Латвия, Польша, Румыния, Турция, Персия, Афганистаном, Финляндия, Чехословакия, Югославия, Литва.
(Тексты соответствующих конвенций я, если будет необходимость, приведу позже.)
4. В целом в мировом сообществе определение агрессии принято только в 1974 году и утверждено резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года.
Приводить текст его я не буду, оно есть в Сети, но, в принципе, оно сходится с приводимым ниже проектом делегации СССР от 1933 года.
А теперь текст проекта декларации относительно определения агрессии, выдвинутого СССР в речи М. М. Литвинова от 6 февраля 1933 г. на 31-м заседании Генеральной комиссии Конференции по сокращению и ограничению вооружений:
Quote:
Считая необходимым — в интересах обеспечения всеобщей безопасности и облегчения достижения соглашения о максимальном сокращении вооружений — определить возможно более точно понятие агрессии для устранения поводов к ее оправданию;
исходя из принципа равного права всех государств на независимость, безопасность и самооборону;
одушевленная стремлением в интересах всеобщего мира обеспечить каждому народу право свободно развиваться им самим избранным путем и им же установленными темпами и для этого полностью оградить безопасность, независимость и полную неприкосновенность его территории и его свободы самообороны от нападения или вторжения извне, но исключительно в пределах собственных границ;
полагая необходимым дать руководящие указания международным органам, имеющим определить нападающую сторону,
Генеральная комиссия объявляет:
1. Нападающей стороной в международном конфликте будет считаться государство, совершившее первым одно из следующих действий:
а) которое объявило войну другому государству;
б) вооруженные силы которого хотя бы и без объявления войны вторглись на территорию другого государства:
в) сухопутные, морские или воздушные силы которого обстреляли территорию другого государства или сознательно атаковали его морские или воздушные суда;
г) сухопутные, морские или воздушные силы которого были высажены или введены в пределы другого государства без разрешения правительства последнего или нарушили условия такового разрешения, в частности в отношении времени или расширения районов пребывания;
д) установило морскую блокаду берегов или портов другого государства.
2. Никакие соображения политического, стратегического и экономического порядка, включая стремление к эксплуатации на территории атакуемого государства естественных богатств или к получению всякого рода иных выгод или привилегий, ни ссылка на значительные размеры вложенного капитала или на другие особые интересы в той или иной стране, ни отрицание за ней признаков ее государственной организации — не могут служить оправданием нападения, предусмотренного пунктом 1.
В частности, не могут служить оправданием нападения:
А. Внутреннее положение какого-либо государства, как например:
а) политическая, экономическая или культурная отсталость какого-либо народа;
б) мнимые недостатки администрации;
в) возможная опасность жизни или имуществу иностранцев;
г) революционное или контрреволюционное движение, гражданская война, беспорядки или забастовки;
д) установление или сохранение в каком-либо государстве того или иного политического, экономического или социального режима.
Б. Никакие действия, законы и распоряжения какого-либо государства, как например:
а) нарушение международных договоров;
б) нарушение торговых, концессионных или иных экономических прав и интересов государства или его граждан;
в) разрыв дипломатических или экономических отношений;
г) экономический или финансовый бойкот;
д) отказ от уплаты долгов;
е) недопущение или ограничение иммиграции или изменение режима иностранцев;
ж) нарушение привилегий официальных представителей другого государства;
з) отказ в пропуске вооруженных сил на территорию третьего государства;
и) религиозные или антирелигиозные мероприятия;
к) пограничные инциденты.
3. В случае объявления каким-либо государством мобилизации или сосредоточения им значительных сил вблизи границы государство, которому такие действия угрожают, может прибегнуть к дипломатическим или иным способам мирного разрешения международных споров. Оно может тем временем также принять ответные меры военного характера, аналогичные указанным выше, не вторгаясь, однако, на чужую территорию.
Генеральная комиссия постановляет включить вышеизложенные принципы в имеющую быть заключенной конвенцию по безопасности и разоружению или в особое соглашение, каковое составит неотъемлемую часть вышеупомянутой конвенции.