JOURFIXE
https://jou.rfixe.com/forum/

Все, что мы хотим знать об иудаизме
https://jou.rfixe.com/forum/viewtopic.php?f=25&t=2138
Page 1 of 102

Author:  sanitar [ Wed Sep 19, 2007 6:48 am ]
Post subject:  Все, что мы хотим знать об иудаизме

Итак, Алена, видать, заработалась совсем:-), так что позвольте открыть тему мне. Она мне сказала, что в Израиле аж 4 Новых года. Товарищи израильтяне, не дайте помереть дурой-это как? Правда, очч интересно...

Author:  Alex [ Wed Sep 19, 2007 7:22 am ]
Post subject: 

Отвечу вместо Алёны, пусть более сведущие товарищи меня поправят по ходу дела.
Религиозные и государственные праздники в Израиле отмечаются по еврейскому лунно-солнечному календарю; к нему же привязан переход на зимнее и летнее время ( что доставляет немало приятных минут сисадминам).
По иудейской традиции, первый месяц календаря - нисан, месяц праздника Песах. День рождения еврейского народа. Первый Новый год. Отмечается целую неделю, первый и последний день - выходные.
Осенью отмечается праздник Рош-а-Шана ( "Начало года" ). День создания человека. Второй Новый Год. Два дня, оба выходные.
Хотелось бы отметить, что в иудейской традиции "день рождения / создания" - это не столько повод повеселиться, как повод подумать о том, "как ты дошёл до такой жизни" и "что можно исправить и улучшить". Соответственно, Песах - это повод для коллективных раздумий, а Рош-а-Шана ( и следующий сразу за ним Йом Кипур, "Судный День" ) - для индивидуальных.
Зимой отмечают т.н. "Новый Год фруктовых деревьев", Ту-би-Шват ( 15 Швата). Третий Новый Год. Не выходной, всего один день.
И на закуску - светская жизнь в Израиле протекает по григорианскому календарю, соответственно т.н. "гражданский" год начинается 1 января. Четвёртый Новый Год. Вполне себе рабочий день. Израильтянам известен под названием "Сильвестр". Отмечается "русскими" по привычке и некоторой частью светских, потому что "нет повода не выпить". Не очень бурно, потому как с утра на работу. Религиозными, естественно, не отмечается.

Author:  alpolo [ Wed Sep 19, 2007 7:41 am ]
Post subject: 

просветите насчет еды! у моей жены в родне есть какой-то "новый христианин", новорожденный? что-то такое... короче едят вроде как евреи, значит нельзя свинины, у рыбы должны быть плавники и чешуя, креветки нельзя, крабы тоже... евреям тоже нельзя?

Author:  Alex [ Wed Sep 19, 2007 7:58 am ]
Post subject: 

alpolo wrote:
значит нельзя свинины, у рыбы должны быть плавники и чешуя, креветки нельзя, крабы тоже... евреям тоже нельзя?

По религии - нельзя. Там на самом деле правила намного сложнее и подвывернутее. Попозже распишу подробнее.

Author:  Alona [ Wed Sep 19, 2007 8:03 am ]
Post subject:  Re: Все, что мы хотим знать об иудаизме и Израиле.

sanitar wrote:
Итак, Алена, видать, заработалась совсем:-), так что позвольте открыть тему мне. Она мне сказала, что в Израиле аж 4 Новых года. Товарищи израильтяне, не дайте помереть дурой-это как? Правда, очч интересно...


Итак.
В иудаизме существует четыре Новых Года.
1. Рош А-Шана - новый год, который мы только что отпраздновали. Он празднуется 1-го тишрея в шестой день Сотворения мира - в день, когда был создан человек. И нумерация годов тоже идет от этой даты. В этом году - 5768. Считается, что в день Рош А-Шана наверху взвешивают все добрые и плохие дела, совершенные человеком за год - и пишут для него судьбу на следующий год. Поэтому весь предшествующий месяц евреи читают особые покаянные молитвы и просят прощения у всех, кого обидели за прошедший год.
Вообще, традиция покаяния в иудаизме - очень интересная. В покаянной молитве перечислены вообще все грехи, которые существуют. Их читают все вместе - но думает каждый о своем. Чтобы посторонний не смог подслушать и использовать во вред человеку эту информацию. Пресечена в корне возможность нарушения тайны исповеди и все такое. Кроме того, все грехи делятся на грехи против Всевышнего (нарушение субботы, кашрута, молитв и т.п.) и грехи против ближнего. Грехи против Всевышнего - тот прощает, а вот вред, причиненный ближнему, нужно искупить: возместить материальный ущерб, здоровье вернуть нельзя - и тут тоже полагается денежная компенсация. А обиды и т.п. - только личным извинением. Причем, если обидел человека публично - то и просить прощения должен публично. Обиженный, конечно, может и не простить - тогда просить опять. После трех раз полагается простить - или обязанность просить прощения снимается.

К Рош А-Шана примыкает наступающий буквально на днях Йом Кипур - Судный День. На десятый день года происходит Суд, на котором Судья утверждает и ставит окончательную печать на свиток, предписывающий судьбу на будущий год. Так что за эти первые десять дней нового года еще можно "подать апелляцию" и получить амнистию. Поэтому праздничное поздравление в эти десять дней звучит так: "Хорошего года и хорошей окончательной подписи". А религиозные евреи в эти десять дней читают покаянные молитвы с особой интенсивностью, которая достигает пика в Йом Кипур: в этот день запрещено есть, пить и мыться в течение полных суток, и почти все время проводят в синагоге за молитвами. Нерелигиозные, конечно, не постятся - но это единственный день, когда соблюдаются законы шабата по полной - реально полностью прекращается движение транспорта. Многие не особо религиозные, но чтящие традиции посещают синагогу единственный раз в году - в Йом Кипур. Последнее, что добавлю - несмотря на то, что в этот день соблюдают законы траура - Йом Кипур является праздничным днем. Считается, что когда мир вернется в первоначальную гармонию, будут отменены все праздники, кроме Йом Кипура - которой тогда будет праздноваться весельем.

2. Песах. Может это покажется парадоксальным - но отсчет месяцев евреи начинают с ницана - весеннего месяца, в середине которого празднуют Песах. Песах вообще - главный праздник в иудаизме, праздник духовного освобождения. Но об этом - позже, в свое время.

Кроме того, в иудаизме предписано отделять для священников - коэнов десятую часть всего урожая и приплода скота. Раньше все это приносили в жертву в храме, а сейчас просто используют для помощи бедным. Но - нужно знать, как подсчитать урожай за год, чтобы знать, сколько отделять. Поэтому еще два новых года:

3. Ту Би-Шват - Новый год деревьев. Празднуют 15 швата, зимой. Эта дата используется для подсчета урожая деревьев. В этот день в Израиле принято высаживать саженцы.

4. Новый год скота - 1 элуля, летом. Это единственный "новый год", который реально особо не празднуется.

Для справки.
Месяцы еврейского календаря: Тишрей, Хешван, Кислев, Тевет, Шват, Адар, Нисан, Ияр, Сиван, Таммуз, Ав, Элул
Каждый месяц продолжается ровно один лунный цикл. Чтобы календарь не "плавал" по сезонам - при необходимости вводят "високосный" год. В таком году есть "лишний" месяц "Адар-2". Високосным год бывает, если иначе Песах - 15 Ницана должно попасть раньше дня весеннего равноденствия. В 19-летнем цикле есть 7 високосных лет.

Author:  Domnitch [ Thu Sep 20, 2007 3:50 am ]
Post subject: 

Alona
Большое спасибо за интересный рассказ. Пишите чаще :)

А нельзя ли разъяснить вопрос насчет пресловутой простыни с дырочкой и вообще иудаистских забобонов по части интимной жизни?

Author:  Domnitch [ Thu Sep 20, 2007 4:08 am ]
Post subject: 

mammonth wrote:
Самое смешное в том, что не так далеко отсюда Алена специально говорила по поводу "простыни с дырочкой" и прочих предрассудков.


Я прекрасно помню: сказала, что не так, а как именно - не сказала :)
Поэтому охотно послушал бы разъяснения, потому что мои познания в данном вопросе ограничены старым анекдотом.

Набожный еврей приходит к раввину с вопросом:
- Ребе, все знают, что в субботу нельзя делать никакую работу. Скажите мне, можно ли в субботу спать с женой?
- Спать с женой удовольствие, а не работа. А если для кого-то это работа, пусть на субботу нанимает вместо себя гоя.

Author:  sanitar [ Thu Sep 20, 2007 5:32 am ]
Post subject: 

Алене-огромное спасибо, очень интересно. Еще вопрос в тему: понятие греха в иудаизме есть, покаяние, как мы услышали-тоже, а вот ада, как я слышал, нет. Пардон, куда же грешников закоренелых после смерти девать?

Author:  Alex [ Thu Sep 20, 2007 5:37 am ]
Post subject: 

Domnitch wrote:
Я прекрасно помню: сказала, что не так, а как именно - не сказала :)
Поэтому охотно послушал бы разъяснения, потому что мои познания в данном вопросе ограничены старым анекдотом.

Поищите в Интернете "малый талит". "Простыня с дыркой" - это именно он и есть :-)

Author:  Alona [ Thu Sep 20, 2007 5:50 am ]
Post subject:  Все, что мы хотим знать об иудаизме

Alex wrote:
Domnitch wrote:
Я прекрасно помню: сказала, что не так, а как именно - не сказала :)
Поэтому охотно послушал бы разъяснения, потому что мои познания в данном вопросе ограничены старым анекдотом.

Поищите в Интернете "малый талит". "Простыня с дыркой" - это именно он и есть :-)

Ну зачем же в Инет-то отсылась? Там много всякой ерунды написано.
Я расскажу - но опять немного погодя.

Page 1 of 102 All times are UTC - 8 hours [ DST ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/