Чижов рассказал о роли ЕС в защите энергопроектов России от санкций США
Европейские страны пролоббировали изменения в последний санкционный закон США, рассказал постпред России при ЕС. Они добились повышения минимальной доли российского участия в энергопроектах с 10 до 33%
Благодаря усилиям Европейского союза из-под действия новых санкций США против России были выведены некоторые энергопроекты с российским участием. Об этом заявил постпред России в ЕС Владимир Чижов в интервью радио Sputnik, расшифровка и аудиозапись эфира опубликована на сайте «РИА Новости».
Законопроект о новых санкциях против России, Ирана и КНДР, который подразумевает ужесточение секторальных санкций в отношении нефтегазовых компаний, подписал президент США Дональд Трамп 2 августа.
«То есть в самом законе, как они [европейцы] считают, есть люфт. Этот люфт в Евросоюзе склонны причислять в том числе к результатам собственных усилий на этапе прохождения этого закона через конгресс. Действительно, по сравнению с первоначальным вариантом кое-какие углы им удалось сгладить и кое-какие цифры подправить», — отметил дипломат.
Чижов привел два примера усилий европейцев, направленных на смягчение текста закона о санкциях против России.
По словам дипломата, «в одной из наиболее чувствительных статей», которая касается газопроводов, в первоначальной версии законопроекта было сказано, что президент «должен» предпринимать соответствующие шаги. «Еэсовцы утверждают, что именно благодаря их воспитательной работе с американцами глагол shall, который читается в данном контексте как «должен», был заменен на глагол may, то есть «может», — рассказал он.
Вторым таким изменением в тексте законопроекта о санкциях против России стало повышение планки допустимого российского участия в совместных энергетических проектах.
«В первоначальном варианте было 10%, сейчас 33%, что выводит из-под действия закона некоторые проекты с российским участием. Но, конечно, это не относится к «Северному потоку-2» и другим потенциальным нашим крупным задумкам», — добавил Чижов.
РБК писал, что принятый закон был смягчен в своей итоговой версии благодаря усилиям Белого дома. Трамп заявлял, что документ ограничивает президентские полномочия в сфере внешней политики: вопрос изменения санкционного режима переводится в ведение конгресса. Но, как писал ранее РБК, правительство США может обойти действие санкций через выдачу «обычной» лицензии — разрешения на конкретную транзакцию или сделку.
Закон о санкциях ужесточает секторальные меры в отношении российских энергетических компаний: предельный срок их кредитования урезан с 90 до 60 дней. В документе также содержится запрет на передачу технологий нефтедобычи и разведки на глубоководье, арктическом шельфе или сланцевых формациях. Американские компании теперь ограничены в отношении совместных проектов, доля России в которых составляет от 33%.
Еврокомиссия, исполнительный орган власти Европейского союза, заявила, что объединение планирует отстоять интересы своих компаний, а санкции США могут негативно сказаться на энергетической независимости ЕС. Тем не менее Европа сохраняет приверженность санкциям против Москвы, говорится в заявлении Еврокомиссии.
Издание Euractiv писало, что новые санкции могут затронуть восемь энергетических проектов в Европе с российским участием, включая «Северный поток», «Голубой поток» и «Балтийский СПГ».
Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/599538929 ... m=newsfeedВ четверг швейцарская газета Blick опубликовала интервью с бывшим канцлером Германии Герхардом Шредером. Господин Шредер ответил на вопросы о своем назначении в совет директоров «Роснефти». По его словам, он не собирается отказываться от этой должности из-за критики.
Швейцарская газета Blick взяла интервью у бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера, задав ему вопросы, посвященные недавнему приглашению его в совет директоров «Роснефти». По словам господина Шредера, в «Роснефти» участвует не только Россия, но и Glencore, BP, Катар и другие иностранные акционеры, так что компания искала кого-нибудь, у кого был бы опыт объединения столь разных акционеров: «Меня пригласили генеральный директор Игорь Сечин и международные акционеры». При этом господин Шредер отметил, что ему сложно судить, какими соображениями руководствовались в «Роснефти», делая ему это предложение. На вопрос о том, какую роль сыграл в этом президент России Владимир Путин, господин Шредер ответил, что ему неизвестно, принимал ли в его назначение участие Путин, но прямых контактов, связанных с этой ситуацией, между ними не было.
По мнению господина Шредера, в его назначении сыграли свою роль и политические соображения. «Моя позиция такова, что интеграция России в мировую экономику и интеграция российского топливно-энергетического комплекса очень важны»,— заявил господин Шредер. Кроме того, по его словам, у «Роснефти» значительные интересы в Германии, особенно в Восточной. Рыночная доля «Роснефти» в Германии составляет 12%, в компании работают тысячи сотрудников. «Я считаю, что сотрудникам "Роснефти" в Германии и профсоюзам не может быть невыгодно, чтобы серьезную позицию в компании занимал немец»,— отметил господин Шредер. Он рассчитывает участвовать в четырех заседаниях совета директоров «Роснефти», проходящих в Москве. Господин Шредер рассказал и о своем вознаграждении на этом посту — член совета директоров без исполнительных полномочий получает $500 тыс. в год, за вычетом 30% в России зарплата составит $350 тыс., кроме того, с нее придется заплатить налоги в Германии.
Господин Шредер ответил и на многочисленные критические высказывания в свой адрес. Он отметил, что ожидал, что его приглашение в «Роснефть» будет обсуждаться, но не ждал такой односторонности суждений. «Это политическая кампания в пользу госпожи Меркель. Ей хотят помочь, возводя клевету на меня»,— заявил господин Шредер. Несколько дней назад кандидат в канцлеры и глава Социал-демократической партии Германии (СДПГ), в которой состоит и Герхард Шредер, Мартин Шульц на своей странице в Facebook написал, что сам бы на такой шаг не пошел. Господин Шредер сказал в интервью, что он по-прежнему будет поддерживать кандидатуру Мартина Шульца. «Я социал-демократ и собираюсь оставаться им до конца жизни»,— заявил он. Особенно активно критикует решение Герхарда Шредера газета Bild — в ней высказали предположение о том, что он будет зарабатывать в «Роснефти» €6 млн и предложили выйти из предвыборной кампании СДПГ. «Целенаправленное манипулирование в газете Bild не окажет влияния на выборы. Немцы сильно заинтересованы в том, чтобы иметь хорошие отношения с Россией»,— считает господин Шредер.
https://www.kommersant.ru/doc/3386042Шредер не знает, зачем он понадобился «Роснефти»
Экс-канцлер впервые прокомментировал это выдвижение, свои планы в российской компании и ответил критикам
Войти в совет директоров «Роснефти» было личным решением экс-канцлера ФРГ Герхарда Шредера. Он заявил это в интервью газете Blick и напомнил, что давно стремился содействовать улучшению экономических и политических связей России и Германии. От участия в выборах в совет он не откажется, несмотря на то что его уже начали критиковать за это выдвижение.
Критику он считает несправедливой, но, по его оценке, эту волну инспирировали сторонники предвыборной кампании канцлера и лидера Христианско-демократического союза Ангелы Меркель. Шредер не думает, что его участие в совете директоров «Роснефти», которая находится под санкциями ЕС, навредит его партии - Социал-демократической партии Германии (СДПГ) - в ходе предстоящих выборов в бундестаг. Выдвижение в совет «Роснефти» Шредер прокомментировал впервые.
В совет его пригласили главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин и иностранные акционеры компании, с какой целью - он судить не может. Германские политики высказывали предположения, что «Роснефть» попытается использовать влияние бывшего канцлера «как отмычку» для международных проектов, которым грозят санкции, напоминает Blick. С президентом Владимиром Путиным экс-канцлер в связи с этим выдвижением напрямую не связывался, он знает, что Путин и Сечин близки. По его словам, с российским президентом он видится время от времени.
Шредер полагает, что будет участвовать в четырех заседаниях совета директоров в год. По его словам, неисполнительный директор компании получает $500 000 в год. За вычетом 30%-ного налога остается около $350 000 в год, с них будет взиматься еще и налог в Германии. На годовом собрании акционеров «Роснефти» в мае 2017 г. акционерам предложили утвердить вознаграждения директорам на уровне 2015 г. Из материалов компании следовало, что выплата Андрею Акимову должна была составить $545 000 (в прошлом году – $560 000), Дональду Хамфризу – $565 000 ($550 000), Маттиасу Варнигу и Олегу Вьюгину, как и годом ранее, по $580 000. Хамфриз, Варниг и Вьюгин являются независимыми директорами «Роснефти».
По мнению Шредера, он не навредит СДПГ своим участием в совете «Роснефти». Он убежден, что в Германии многие сильно заинтересованы в установлении разумных отношений с Россией. Также он считает важным интеграцию России в мировую экономику, в том числе российских энергокомпаний. По его словам, и у «Роснефти» есть значительный интерес к проектам в Германии, особенно на востоке страны. Долю «Роснефти» на рынке Германии он оценил в 12% и добавил, что у компании в стране «тысячи сотрудников». По его мнению, этим людям и их профсоюзам будет комфортнее, если в руководстве компании появится еще один гражданин Германии. Также он хочет внести свою лепту в улучшение отношений России и ЕС.
В мае 2017 г. «Роснефть» открыла в Берлине офис дочерней Rosneft Deutschland. Также у компании есть доли в трех НПЗ в Германии - это PCK, Miro, Bayernoil. Тогда Сечин говорил, что за семь лет «Роснефть» поставила в Германию 132 млн т нефти на сумму более 75 млрд евро, обеспечив около четверти импорта нефти страны, и что на упомянутых трех НПЗ компания обеспечивает 5000 рабочих мест.
Шредер готов поддержать на грядущих выборах кандидата на пост канцлера от СДПГ Мартина Шульца, если тот этого захочет. «Я социал-демократ и останусь им на всю жизнь», - заявил бывший канцлер. Ранее Шульц пообещал, что, если станет канцлером, после отставки не будет претендовать на должности в частных компаниях. По оценке Шредера, основная критика в его адрес исходит от газеты Bild, которая даже требовала, чтобы он сделал выбор между Путиным и партией. Он добавил, что понимал, что на эту критику, пусть и несправедливую, рано или поздно придется ответить.
По данным источников Deutsche Welle в СДПГ, в партии Шредера ощущают определенный дискомфорт из-за выдвижения этого политика в совет «Роснефти» и считают, что это усложнило предвыборную ситуацию для всей партии и для Мартина Шульца. Руководитель фракции СДПГ в бундестаге Хубертус Хайль уже заявлял, что выдвижение – это личное решение Шредера и никто не может ему диктовать, что делать. Однако на самом деле в партии «обескуражены и даже шокированы» новостью про Шредера, говорят источники радиостанции. По их словам, на закрытых встречах в СДПГ говорят об отсутствии у экс-канцлера «чувствительности» и не одобряют, что он ищет дополнительные источники дохода, несмотря на жалованье экс-канцлера.
Официальный представитель правительства и канцлера Германии Штеффен Зайберт отказался комментировать выдвижение Шредера в совет директоров «Роснефти». Обозреватели считают, что действия Шредера пойдут на пользу Меркель, основному конкуренту Шульца. Критиковали Шредера и представители других партий. «Он окончательно унизился до проплаченного лакея путинской политики», – говорил Funke Mediengruppe депутат Европарламента из фракции зеленых Райнхард Бютикофер (цитаты по Deutsche Welle). Он назвал поведение Шредера бесстыдным и призвал СДПГ дистанцироваться от своего бывшего лидера. Директор «Общества защиты притесняемых народов» Ульрих Делиус заявил, что «Роснефть» причастна к нарушениям прав человека и «своей деятельностью в Арктике и в Сибири вбивает гвоздь в крышку гроба коренных народов России». Он предположил, что компания может попытаться использовать связи экс-канцлера, чтобы уйти из-под санкций Евросоюза.
Deutsche Welle напоминала, что критиковали и быстрый переход Шредера после отставки с поста канцлера на работу в Nord Stream AG, оператора газопровода «Северный поток». СМИ тогда писали, что он, будучи еще канцлером, активно поддерживал идею строительства российского газопровода по дну Балтийского моря, а о президенте Владимире Путине отзывался как о «демократе чистой воды».
https://www.vedomosti.ru/business/artic ... r-rosneftiТем временем обозреватель Frankfurter Allgemeine Zeitung Бертольд Колер отмечает, что официальное выдвижение Шредера кандидатом на должность в совет директоров "Роснефти" представляет собой доказательство того доверия, которое ему оказывает Кремль.
"Если экс-канцлер все-таки займет этот пост, он окончательно превратится в приспешника авторитарной системы, далекой от тех ценностей, за которые ратуют социал-демократы. Если Шредер действительно решится окончить свою карьеру слугой Путина, СПДГ больше не сможет делать вид, что это ее не касается. Позор подобной "перемены поля", при которой не заботят ни собственная репутация, ни политические традиции, коснется и ее", - резюмировал Колер.
Журналист Лука Гамбарделла в итальянской газете Il Foglio, в свою очередь, отмечает, что во время кризиса взаимоотношений между Европой и США "пропутинские взгляды, воплощенные в Шредере, снова вернулись в моду, особенно среди тех немцев, что ищут альтернативу мировому порядку во главе с Америкой".
"Но конфликт интересов, в который вовлечен экс-канцлер, оказывается слишком бесстыдным, чтобы не обойтись слишком дорого тому, кто хотел реабилитировать одного из немногих настоящих друзей Владимира Путина", - подчеркивает автор, которого цитирует InoPressa.
Еще в начале августа выдвижение Шредера в совет директоров нефтегазового концерна "Роснефть" подверглось критике. Некоторые политики и правозащитники в ФРГ открыто заявляли, что экс-канцлер обслуживает политику Путина за деньги, а "Роснефть" благодаря связям Шредера пытается уйти из-под санкций.
Бывшего главу федерального правительства уже назвали "проплаченным слугой" путинской политики. "Он окончательно опустился до статуса проплаченного слуги путинской политики", - заявил в интервью Funke Mediengruppe депутат Европарламента от фракции "зеленых" Райнгард Бютикофер.
Шредер ушел из большой политики в 2005 году и почти сразу возглавил компанию по строительству газопровода между Россией и Германией. Он является главой комитета акционеров компании Nord Stream AG. В Европе это назвали "вербовкой" Шредера президентом Путиным. В 2016 году он возглавил также компанию Nord Stream 2.
http://txt.newsru.com/world/17aug2017/schroeder.htmlМинприроды нужны гарантии, что Schlumberger продолжит работу в России после покупки EDC
Для покупки Schlumberger доли в российской буровой компании Eurasia Drilling (EDC) Москве нужны гарантии того, что к американской нефтесервисной компании будут применены ограничения на работу в недрах федерального значения. «Мы говорили, что EDC работала на участках недр федерального значения, и к Schlumberger должны быть применены все те ограничения… все-таки это иностранная компания. Чтобы не получилось, что когда они будут работать по каким-то большим участкам, что из-за санкций у нас будут рушиться проекты»,— цитирует ТАСС главу Минприроды Сергея Донского. Он отметил, что Россия рассчитывает, что Schlumberger продолжит работу в России после покупки EDC.
Ранее Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявила, что для завершения сделки по покупке Schlumberger доли в EDC необходимо официальное разрешение Минфина США. Это разрешение станет гарантией, что компании будет позволено осуществлять свою деятельность в России, пояснили в ФАС.
Напомним, в 2015 году российское правительство не одобрило сделку по приобретению Schlumberge контроля над EDC. Это было обосновано тем, что сделка может представлять угрозу российскому геологоразведочному рынку. В конце июля стало известно, что американская компания предприняла вторую попытку по приобретению 51% EDC.
https://www.kommersant.ru/doc/3386079«Газпром» увеличил экспорт будущим потребителям газа из «Турецкого потока»
«Газпром» с 1 января по 15 августа 2017 года увеличил поставки газа в страны, которые в будущем могут стать потребителями газа, распространяющегося через трубопровод «Турецкий поток», передает ТАСС со ссылкой на заявление компании.
В компании также сообщили, что выросли поставки российского газа в Турцию и на юг и юго-восток Европы. По сравнению с прошлым годом экспорт в Турцию увеличился на 22,4%, в Грецию — на 13,2%, в Сербию — на 40,8%, в Болгарию — на 11,1%, в Венгрию — на 24,4%.
Ранее были достигнуты договоренности между Турцией и «Газпромом» о финансировании «Турецкого потока» на турецкой территории. Напомним, соглашение по газопроводу из России в Турцию было подписано прошлой осенью. «Газпром» намерен потратить на проект в 2017 году более 40 млрд руб.
https://www.kommersant.ru/doc/3385947«Газпром» уверенно идет к новому абсолютному экспортному рекорду — по данным “Ъ”, в монополии рассчитывают поставить за рубеж по итогам года 185 млрд кубометров газа. Основные конкуренты «Газпрома» на европейском рынке — Норвегия, Алжир и поставщики сжиженного природного газа (СПГ) — тоже наращивают поставки, но меньшими темпами. В результате в первом полугодии, по расчетам “Ъ”, доля российского газа в потреблении ЕС увеличилась до 30,7%. Тем не менее резкое сокращение «азиатской премии» может привести к перенаправлению части СПГ из Азии в Европу, что осложнит для «Газпрома» удержание доли на рынке.
«Газпром» вновь отчитался о росте экспорта — поставки в дальнее зарубежье (ЕС минус Прибалтика плюс Турция) с начала года по 15 августа выросли на 12,7 млрд кубометров (12%), достигнув 118,3 млрд кубометров. По словам источников “Ъ”, теперь прогноз по экспорту в дальнее зарубежье к концу года составляет 185 млрд кубометров газа (до сих пор в «Газпроме» говорили о 180 млрд кубометров). Это новый исторический рекорд монополии после прошлогодних также, впрочем, беспрецедентных 179,3 млрд кубометров.
Причина бурных темпов роста поставок — в погодном факторе (холодная зима и жаркое лето), что привело к росту использования газа как напрямую, так и в электрогенерации, и в некотором росте экономики в странах Европы. Так, по оценкам «Газпром экспорта», в первом полугодии спрос на газ в странах дальнего зарубежья вырос на 5,4%, до 296,3 млрд кубометров. В том числе из-за погоды спрос увеличился на 4,7 млрд кубометров, а в энергетике — на 5,3 млрд кубометров. Газ продолжает выигрывать конкуренцию с углем, в частности, в Великобритании за счет дополнительных платежей за выбросы СО2 в первом полугодии доля газа в производстве электроэнергии из ископаемого топлива достигла рекордных 94,1%.
В Германии, где дополнительных платежей за выбросы нет, уголь все еще эффективнее, из-за чего загруженными оказываются только наиболее эффективные газовые ТЭС.
Алексей Миллер, глава «Газпрома», 9 августа 2017 года
9 августа суточная загрузка транспортных мощностей для экспорта газа в дальнее зарубежье составила 562 млн кубометров, что превосходит максимальный пиковый показатель зимы 2015–2016 годов
Почти все ключевые конкуренты «Газпрома» — Норвегия, Алжир и поставщики СПГ — тоже наращивают поставки, но меньшими темпами. Так, Норвегия, добывая рекордные для себя объемы газа, увеличила поставки в первом полугодии на 2%, до 65,8 млрд кубометров. Алжир нарастил поставки в Европу на 6,9%, до 26,3 млрд кубометров. В целом импорт СПГ в Европу увеличился на 11,3%, до 32 млрд кубометров, в том числе 1,1 млрд кубометров пришло из США. «Газпром» в первом полугодии поставил на европейский рынок (с учетом Турции) 95,8 млрд кубометров (рост на 12,5%). Доля компании в потреблении газа в ЕС в результате выросла на 1,9 процентного пункта, до 30,7%.
В то же время некоторые крупные поставщики снизили поставки. Так, крупнейший на рынке СПГ Катар перенаправил объемы в Азию, из-за чего отгрузки в Европу снизились на 10,2%, до 12 млрд кубометров. Нидерланды, в свою очередь, продолжают страдать от ограничения добычи на Гронингене, из-за чего поставки из этой страны упали на 11%, до 21,5 млрд кубометров.
Низкий уровень запасов в европейских хранилищах, вызванный холодной зимой, оставляет «Газпрому» возможности для поддержания высоких темпов экспорта. Тем не менее конкуренция постепенно обостряется — поставки СПГ в Европу в первом полугодии превысили уровень последних трех лет и приближаются к показателям 2012 года. Это вызвано сокращением «азиатской премии» (превышения цен на газ в Азии над ценами в Европе), которая присутствует на рынке последние десять лет, но теперь снизилась до менее чем $1 на MMBTU.
Традиционно наличие премии приводило к перенаправлению СПГ в Азию, но теперь для поставщиков из Атлантического бассейна это уже невыгодно. Рост производства СПГ в США, а также дальнейшее снижение «азиатской премии» (например, в результате ввода части атомных реакторов в Японии, отключенных в 2011 году после аварии на АЭС «Фукусима») могут привести к возвращению части объемов СПГ в Европу и обострению конкуренции с российским газом в начале следующего года.
https://www.kommersant.ru/doc/3385709Сербская нефтехимия стала ближе к России
«Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ нарастили доли в HIP Petrohemija за долги
Российские компании наращивают доли в крупнейшем сербском производителе нефтехимии HIP Petrohemija. «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ получили там 21% и 3% соответственно в результате конвертации долга HIP. При этом, говорят источники “Ъ”, в перспективе «Газпром нефть» может целиком выкупить завод. Эксперты считают такой вариант наиболее эффективным с учетом того, что HIP Petrohemija составляет фактически единый комплекс с сербским НПЗ «Газпром нефти».
Сербская структура «Газпром нефти» NIS в течение полугода нарастит свою долю в крупнейшем нефтехимическом предприятии страны HIP Petrohemija с 12,45% примерно до 21%, пояснили в NIS. В целом компания вместе с ЛУКОЙЛом получит 24%, то есть вторая российская компания получит около 3% в производителе. Эти акции компании получают в обмен на долг HIP Petrohemija перед ними. Вчера суд Панчево утвердил план реструктуризации задолженности компании, разрешив конвертацию в акции 52,3% всех требований кредиторов по состоянию на конец января. Остальной долг будет списан. Откуда у завода долг перед ЛУКОЙЛом, в российской компании комментировать не стали. Как пояснили в NIS, в рамках сделки будет частично списан долг HIP Petrohemija перед компанией на €150 млн, а остальная часть будет конвертирована в собственность. Остальной долей — 76% — владеет Сербия и сербские госкомпании. Исходя из условий конвертации долга, вся HIP Petrohemija была оценена примерно в €920 млн.
Согласно отчету HIP Petrohemija, в 2016 году компания произвела 587,5 тыс. тонн продукции. Из них на этилен пришлось 375 тыс. тонн, на полиэтилен высокого давления — 88 тыс. тонн, низкого давления — 60 тыс. тонн. Ее финансовые показатели не раскрываются. Но еще в 2012 году правительство Сербии и NIS подписали соглашение о повышении эффективности производства и финансовой стабильности HIP Petrohemija. В NIS вчера отметили, что компания вместе с правительством Сербии несколько лет назад работала над поиском улучшения финансового состояния нефтехимического предприятия. «В результате HIP Petrohemija в 2015 и 2016 годах показал хороший результат в бизнесе, ставший положительным на уровне EBITDA»,— сообщили в пресс-службе «Прайму».
При этом источники “Ъ” на рынке рассказали, что в перспективе «Газпром нефть» планирует полностью выкупить HIP Petrohemija, с которым подконтрольная NIS технологически связана. Совет директоров компании еще в конце 2012 года одобрил увеличение пакета в производителе до 34%. Тогда предполагалось, что будет проведена конверсия дебиторской задолженности на сумму более €67,4 млн.
Глава Rupec Андрей Костин отмечает, что наращивание доли в HIP Petrohemija было бы логично для NIS с учетом того, что NIS является поставщиком сырья — нафты и сжиженных углеводородных газов на завод. По его словам, несмотря на долги, нефтехимический комплекс может работать эффективно. «Это отличный завод в хорошем состоянии, с качественным оборудованием и коротким транспортным плечом для сырья. К тому же если “Газпром нефть” будет им владеть напрямую, то из схемы поставок уйдут лишние сделки купли-продажи»,— говорит эксперт. По его мнению, задолженность перед ЛУКОЙЛом у завода могла возникнуть в результате своповых сделок по поставкам нефтепродуктов.
https://www.kommersant.ru/doc/3385617Россия хочет обязать Белоруссию использовать мощности российских портов вместо прибалтийских для экспорта нефтепродуктов, произведенных из российской нефти. В этом году РЖД даже увеличили скидку с 25% до 50% на перевозку грузов с белорусских НПЗ, чтобы получить новые нефтяные грузы. Несмотря на это, как полагают эксперты, поставка топлива через порты Прибалтики остается более выгодной. Но рычагом давления могут стать поставки нефти, которые в прошлом году уже резко сокращались из-за долгов Белоруссии за газ.
Президент Владимир Путин в ходе совещания по транспорту предложил обязать Минск использовать российские порты при поставке нефтепродуктов, выработанных из российской нефти. По мнению главы государства, этот вопрос требует обсуждения «в более широком формате». «Ведь на белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится, поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти (должно зависеть.— “Ъ”) от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры»,— считает господин Путин. Неформальное указание российским компаниям по перенаправлению грузов из Прибалтики в российские порты действует с конца прошлого года, говорят источники “Ъ”. Высвободившиеся объемы высокорентабельных нефтяных грузов в итоге должны были перейти РЖД. Но даже дав 50-процентную скидку на перевозку топлива с Мозырского и Новополоцкого НПЗ, убедить белорусов использовать российские порты так и не удалось, признал вчера глава РЖД Олег Белозеров. «Они говорят, что у них долгосрочные контракты на эту тему заключены, но мы стараемся выстраивать с ними диалог»,— заверил господин Белозеров. Кроме того, прекратить с 2018 года экспорт нефтепродуктов в прибалтийские порты обещала «Транснефть».
В ОАО РЖД не комментируют данные, оглашенные на совещании, но напоминают, что в рамках тарифного коридора не вправе устанавливать скидку, превышающую 50%. Еще в марте, до установления скидки в 50%, глава Министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии Анатолий Сивак отмечал, что пока предприятия страны не меняют маршруты поставок. «Поэтому можно сделать вывод, что только усилий ОАО РЖД для того, чтобы груз переориентировался на порты Санкт-Петербурга, недостаточно,— цитировал его “Интерфакс”.— Нужно понимать, что есть еще стоимость услуг в портах, расстояние перевозок морским путем». А в апреле замгендиректора Мозырского НПЗ Владимир Сизов говорил, что даже скидка 50% не компенсирует затраты при перенаправлении экспортных потоков. «По той информации, которой я обладаю, скидка 50% не делает логистические затраты при поставке в порт Приморска сравнимыми с логистикой при реализации через прибалтийские порты»,— замечал он (цитата по Tut.by), предлагая учитывать большее расстояние до российских портов и величину первоначальных тарифов, к которым применяется скидка
Собеседник “Ъ” в отрасли говорит, что никакие скидки ОАО РЖД не помогут, поскольку Литва и Латвия предельно снизили цену. Если от них эти потоки уйдут, инфраструктуру придется консервировать, а дальнейшая консервация по затратам равнозначна новой стройке. Другой источник “Ъ” отмечает, что в силу географической близости поставки через Латвию и Литву из Белоруссии куда удобнее, чем через Россию, и без административного вмешательства переключить потоки не удастся. Третий собеседник “Ъ” не согласен, говоря, что при определенных экономических условиях скидка может быть коммерчески привлекательной.
Белоруссия находится в полной зависимости от поставок российской нефти, и в прошлом Москва уже использовала сокращение поставок, чтобы добиться своего. Так, в прошлом году поставки были урезаны из-за спора по цене на газ.
Предоставление агрессивных скидок на высокодоходные грузы оправдано, если в результате с грузоотправителями выстраиваются долгосрочные партнерские отношения, гарантирующие грузовую базу или препятствующие уходу груза на альтернативные виды транспорта, говорит глава «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Но по Белоруссии даже этих скидок для быстрого переключения и изменения маршрутов не хватает. Взаимоувязка с поставками нефти — сильный инструмент, который может дать краткосрочный эффект, но в итоге он создает риски для российских компаний, полагает господин Бурмистров.
https://www.kommersant.ru/doc/3385615Белоруссия против России: битва за Прибалтику
Москва фактически предъявила ультиматум Минску, заставляя переориентировать транзит продукции НПЗ на порты РФ. Рига и Клайпеда могут остаться на голодном пайке.
Накануне в поселке Пионерский Калининградской области, на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России, Владимир Путин предложил обязать белорусские нефтеперерабатывающие заводы использовать российскую железную дорогу и порты для экспортных поставок своей продукции. «Это нужно обсуждать в более широком формате. Ведь на белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится, поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры», — заявил Путин.
Впрочем, первым эту инициативу озвучил глава РЖД Олег Белозеров, который пожаловался президенту, что белорусская сторона отказывается от услуг российских железных дорог в пользу транспортников из стран Балтии. «По нефтеналиву мы дали 50%-ю скидку для перевозки с белорусских заводов, но белорусские НПЗ пока не используют ни Усть-Лугу, ни Санкт-Петербург, а едут в республики Прибалтики. Мы ведем дискуссию, они говорят, что у них долгосрочные контракты на эту тему заключены, но мы стараемся выстраивать с ними диалог», — сказал Белозеров.
В свою очередь Владимир Путин подчеркнул: «Это не какие-то политические решения. Мы просто должны загружать свои собственные мощности, создавать здесь налоговую базу, мы должны рабочие места обеспечивать — именно в России, а не где-то в другом месте». При этом он, правда, отметил, что российские порты должны обеспечить конкурентоспособные условия. Также из его слов следует, что могут быть озвучены новые скидки на доставку грузов к портам по железной дороге.
Политика против географии
Переработка беспошлинной российской нефти с экспортом нефтепродуктов на Запад — одна из двух основ белорусской экономики. (Вторая — экспорт калийных удобрений.) В 2016 году Белоруссия экспортировала с двух своих НПЗ 13 млн тонн нефтепродуктов. Базовый прогноз на 2018 год предусматривает переработку поставленных из России 23 млн тонн нефти, что даст прирост ВВП Белоруссии в размере 2,7%.
При максимальной производительности нефтеперерабатывающих заводов 6 млн тонн нефтепродуктов используются для внутреннего потребления Белоруссии, остальные 10-12 миллионов идут на экспорт. При этом практически все 25 лет своей независимости Белоруссия направляет экспортный транзит через порты Литвы и Латвии — это выгодно просто в силу географической близости. Также небольшие объемы экспортируются через Украину. Например, в 2016 году по железной дороге из Беларуси в Латвию было перевезено 15,6 млн тонн грузов, в том числе 5,4 млн тонн нефтепродуктов, что составило 79% всех нефтеналивных грузов, перевезенных по латвийской ж/д.
При этом белорусские экспортеры инвестируют немалые деньги в транспортную инфраструктуру стран Балтии. Так, «Белорусская нефтяная компания» в 2015 году заключила соглашение с SIA Woodison Terminal о покупке доли нефтеналивного терминала в Риге. А «Беларуськалий» в 2013-м купил 30% клайпедского терминала сыпучих грузов.
В то же время на фоне конфликта с Западом в Москве приняли решение к 2018 году прекратить экспорт российских нефтепродуктов через порты Клайпеды (Литва), Вентспилса и Риги (Латвия), загрузив свои собственные мощности на Балтийском и Черном море (Усть-Луга, Приморск и Новороссийск). Теперь российская сторона хочет как через снижение тарифов, так и через политическое давление заставить белорусских нефтепереработчиков перевести нефтяные грузы из прибалтийских портов в порты РФ.
«Российские железные дороги уже не раз пробовали перетянуть на себя одеяло белорусского транзитного экспорта, предлагали скидки — то в 25%, то в 50% на два года, — рассказал „Росбалту“ белорусский политолог Антон Платов. — Но в Беларуси отлично понимают, чем это чревато. Прибалтика ближе, с ней все отлажено, и к тому же прибалты очень тщательно выполняют все обязательства, ведь для них это вопрос экономического выживания. А российский перевозчик, говоря вежливо, не самый надежный партнер. Плюс сюда добавляется то, что зависимость белорусов от транзита Москва в любой момент может использовать в политических целях. Наконец, РЖД дает скидки только на два года, а что будет дальше?»
Между тем, еще в сентябре прошлого года РБК сообщил, что российская «Транснефть» предложила закрепить в межправительственном соглашении, регламентирующем беспошлинные поставки нефти из России для переработки на белорусских НПЗ, обязательства Белоруссии экспортировать определенные объемы нефтепродуктов через российские порты. А в конце октября 2016-го на транспортировку белорусских нефтепродуктов в северо-западные порты России РЖД установила скидку в 25%, в марте увеличив ее до 50%. Но тогда министр транспорта и коммуникаций Белоруссии Анатолий Сивак ответил, что одних усилий РЖД для переориентации транзита белорусских нефтепродуктов недостаточно: нужно учитывать еще стоимость услуг в портах и расстояние перевозок морским путем.
Теперь официальный Минск фактически получил ультиматум: если он хочет и далее получать российскую беспошлинную нефть, то должен отправлять выработанные на НПЗ в Новополоцке и Мозыре нефтепродукты не через Клайпеду и Вентспилс, а через Усть-Лугу, Высоцк и Петербургский нефтяной терминал. Это давление со стороны России прямо противоречит белорусской политике диверсификации экспорта, которая официально закреплена на правительственном уровне. К тому же транзит через страны Балтии способствует укреплению отношений с Евросоюзом, в чем Минск особо заинтересован на фоне регулярных сложностей в отношениях с Россией.
В свою очередь Россия в данной ситуации может попытаться решить вопрос без политического давления на Минск. Например, создать условия, которые будут белорусским НПЗ выгодны: «пригладить» не только железнодорожные тарифы, но и тарифы в портах. А уже тогда, пользуясь монопольным положением поставщика в Белоруссию нефти, заложить порт транзита в пакетное соглашение. Такая практика в мире существует. Хотя, конечно, для переориентации белорусского экспорта на российские порты в соглашение должны быть заложены еще какие-то крупные компенсационные бонусы для Белоруссии.
История вопроса
Еще 11 апреля 2012 года белорусский посол в Вильнюсе Владимир Дражин отметил, что если Белоруссия прекратит поставки грузов через Клайпеду, потери Литвы составят 7 млрд литов ($2,66 млрд), а армия безработных вырастет на 12 тыс. человек. «Вот цена вопроса, и литовские политики должны над этой ценой задуматься. Вы, наверное, слышали, что Белоруссии уже приходится переориентировать грузы из портов Латвии. Для латвийской экономики это нанесет колоссальный ущерб — до $3 млрд», — добавил он.
Тогда никто не понял, к чему был этот выпад. Но история неожиданно получила развитие в начале ноября того же года. На встрече с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия готова переориентировать перевалку больших объемов грузов с портов стран Балтии на порты Ленобласти.
«Мы очень серьезно обсуждали эту тему на последней встрече с президентом России Владимиром Путиным, — сказал тогда глава Белоруссии. — Мы приняли принципиальное решение о переориентации больших объемов грузов, в том числе калийных удобрений, с портов балтийских государств на ваши порты. Нам нужно очень серьезно проработать эту тематику. Президент России однозначно поддержал эту инициативу. Нам надо договориться с железнодорожниками Беларуси и России и побыстрее реализовать эти договоренности. Думаю, что если даже вы где-то пойдете на уступки белорусам, то в объемах вы значительно выиграете, потому что это не один десяток миллионов тонн грузов, которые мы переваливаем в портах балтийских государств. Мы с президентом договорились о том, что мы будем реализовывать эту программу».
Как отметил Лукашенко, Белоруссия находится на перекрестке транзитных путей между Востоком и Западом, а Ленинградская область располагает мощным транспортно-логистическим потенциалом в виде четырех морских портов. «Это для нас интересно с точки зрения реализации совместных транзитных проектов, в том числе взаимной перевалки товаров в третьи страны морским и сухопутным путем», — сказал белорусский президент.
В свою очередь губернатор Ленинградской области отметил, что необходимо договориться о справедливых тарифах. «Если нам удастся сделать справедливые тарифы или, как мы говорили с правительством Беларуси, чтобы тарифы были хотя бы в ноль по сравнению со странами Балтии, — сказал он. — Экономики Ленинградской области, России, Беларуси от этого только бы выиграли. Мы сегодня готовы через наши портовые сооружения переваливать и технику, и минеральные удобрения, и нефтепродукты, и многое другое. Мы должны максимум приложить усилий для того, чтобы были справедливые тарифы».
Буквально неделю спустя мне довелось с глазу на глаз побеседовать с тогдашним министром экономики Белоруссии Николаем Снопковым. На вопрос о планах перенаправить грузопотоки белорусского экспорта на многие миллиарды долларов из портов Литвы и Латвии в порты Ленинградской области он ответил: «Ситуация меняется — и в жизни, и в экономике, — всегда. Да, действительно, логистика по прибалтийским портам отличная. Другой вопрос — куда идут грузопотоки уже от Клайпеды? Ведь грузопотоки также нестабильны, они могут перенаправляться. Например, из Китая в Южную Америку. Разные направления, соответственно, может быть выгоднее из Санкт-Петербурга, а может быть выгоднее из Прибалтики. Здесь вопрос только один на мой взгляд, на взгляд министра экономики: выгодность. Стоимость транзита до порта, соответственно, цена фрахта ну и все. Выгодность, она диктует те или эти решения, которые будут приниматься нашими операторами».
На практике тогда, в 2012-м, это означало отказ переводить белорусский транзит в порты Ленобласти. «История давняя. Россия много раз пыталась заставить Беларусь поставлять нефтепродукты через Калининград, Усть-Лугу. Однако логистика проигрывает даже при 50%-й скидке нежели нынешние поставки через Клайпеду и Ригу. Однако если вопрос будет поставлен ребром, Минску некуда деваться: придется принять условия российской стороны. Хотя они не выгодны ни Беларуси, ни странам Балтии, — сказал в интервью изданию „Белорусская правда“ известный в стране экономист Лев Марголин. — Вопрос поднимается уже не первый год, и не первый год мы от него успешно отбиваемся. Но Кремль прекрасно понимает: заменив дешевую российскую нефть другой, весь выигрыш от логистики поставки нефтепродуктов мы потеряем на логистике по доставке нефти. Думаю, Лукашенко будет сопротивляться до последнего, потому что нефть — последнее прибежище для падающей белорусской экономики. Цены на нефть в обозримом будущем, думаю, будут постепенно снижаться, а дополнительные потери на логистике ощутимо ударят по белорусской экономике».
Наращивая противостояние
«Очень показательно, что Владимир Путин фактически предъявил ультиматум насчет переключения путей белорусского транзита буквально за месяц до начала учений „Запад-2017“, то есть накануне того момента, когда в Беларусь войдут российские войска. Что само по себе уже давно вызывает большую напряженность в регионе, — прокомментировал ситуацию „Росбалту“ эксперт по экономике гражданской кампании „Наш Дом“ Андрей Аксенов. — Но и у Минска есть аргументы, чтобы защищаться. Например, в прошлом году, в разгар „нефтегазового конфликта“, Минск в полтора раза поднял тарифы на транзит российской нефти через свою территорию. И только когда проблемный вопрос в сфере поставок энергоносителей был урегулирован, Беларусь вернула прежние тарифы на транзит российской нефти».
Действительно, сегодня через Белоруссию транзитом проходит 25% российского газа, поставляемого в Европу, и 30% экспортируемой российской нефти. То есть «транзитная война», если она разгорится, будет крайне невыгодна обеим сторонам — и Москве, и Минску. Другое дело, что для России это будут просто временные неприятности, а вот белорусская экономика в такой ситуации вполне может скоропостижно скончаться.
Денис Лавникевич, Минск
http://www.rosbalt.ru/world/2017/08/17/1639125.htmlReuters: китайская CEFC может приобрести долю в «Роснефти»
Китайскую сторону смущают санкции, но о сделке может быть объявлено в сентябре, говорят источники
Китайская CEFC China Energy, которая выросла из нишевого нефтетрейдера в широкий энергетический конгломерат и агрессивно развивалась последние два года, ведет переговоры о покупке пакета акций «Роснефти». Это Reuters сообщили три источника, имеющие прямую информацию о переговорах. По их словам, переговоры топ-менеджеров компаний находятся на предварительной стадии и с июля главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин и председатель совета директоров CEFC Е Цзяньмин встречались уже дважды. Пресс-алкаше и вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев отказался от комментариев.
В начале июля «Роснефть» сообщила, что подписала с CEFC соглашение о стратегическом сотрудничестве, которое касается разведки и добычи нефти, нефтепереработки и нефтехимии, розничных продаж и финансовых услуг. Стороны договорились рассмотреть возможность создания в России вертикально-интегрированного совместного предприятия для реализации проектов в нефтегазовой отрасли, а также создание совместного инвестиционного фонда. Также соглашение предусматривает опцию для CEFC по покупке доли в розничном бизнесе «Роснефти».
Reuters не известно, сколько китайская сторона готова заплатить и будет ли она покупать уже существующие акции «Роснефти» или новые. Источник, близкий к «Роснефти», сообщил, что компания готова продать CEFC долю с своем розничном бизнесе, который объединяет около 3000 АЗС, 150 нефтехранилищ и более 1000 танкеров для бензина.
https://www.vedomosti.ru/business/artic ... sneft-cefc Reuters узнал о переговорах по продаже доли в «Роснефти» компании из КНР
Китайская «Хуасинь» (CEFC) ведет переговоры с «Роснефтью» о покупке доли в компании. Речь может идти о розничном бизнесе «Роснефти». Источник РБК рассказал, что возможная сделка имеет «сложную конфигурацию»
Китайская энергетическая компания «Хуасинь» (CEFC) ведет предварительные переговоры по приобретению доли в «Роснефти». Об этом сообщает Reuters со ссылкой на три источника, осведомленных о переговорах двух компаний. В переговорах участвуют топ-менеджеры обеих компаний, с июля прошли две встречи между председателем CEFC Е Цзяньмином и главой «Роснефти» Игорем Сечиным.
Агентство подчеркивает, что неизвестно, сколько CEFC может инвестировать в «Роснефть», также непонятно, купит ли китайская компания новые акции или существующие. Источник, близкий к «Роснефти», сказал, что компания может предложить CEFC долю в своем розничном бизнесе, который состоит более чем из 3 тыс. автозаправочных станций, 150 нефтехранилищ и более тысячи бензовозов.
Доступ к запасам «Роснефти» и ее перерабатывающим мощностям послужит интересам CEFC стать крупным международным торговцем и конкурентом крупных трейдеров вроде Glencore, отмечает агентство. CEFC агрессивно расширяется, компания с 2015 года нанимает сотрудников государственных энергетических компаний и приобретает активы за рубежом.
Представитель CEFC в ответ на вопрос о переговорах с «Роснефтью» по покупке доли напомнил Reuters, что две компании 2 августа подписали соглашение о сотрудничестве, это произошло во время визита Сечина в штаб-квартиру китайской компании в Шанхае. Соглашение предполагает взаимодействие по многим направлениям деятельности, от разведки до финансовых услуг. Представитель компании не стал комментировать, обсуждался ли вопрос о покупке доли в «Роснефти».
Высокопоставленный источник с китайской стороны, осведомленный о переговорах двух компаний, заявил агентству, что введенные против России западные санкции будут «ключевым поводом для озабоченности» для CEFC. Перед тем, как принять серьезное решение, компания изучит возможные юридические последствия, связанные с санкциями. CEFC, по данным источника, уже обсуждает эти вопросы с юристами.
Другой высокопоставленный источник с китайской стороны, которому докладывали о контактах между двумя сторонами, заявил, что с идеей о приобретении доли выступила «Роснефть». До этого две компании обсуждали различные возможные формы сотрудничества на протяжении трех-четырех лет. Третий источник с китайской стороны добавил, что CEFC сформировала рабочую группу по вопросам инвестирования в «Роснефть». Две компании, по данным третьего собеседника агентства, могут объявить о сделке уже в сентябре во время визита «высокопоставленных российских чиновников» в Пекин.
«Мы рассматриваем все возможные варианты сотрудничества с различными заинтересованными компаниями в Китае — это наш стратегический партнер, мы являемся основными поставщиками топлива в КНР», — сказал РБК пресс-алкаше «Роснефти» Михаил Леонтьев. Он также отметил, что у компании «много китайских партнеров». «У нас большая деятельность в Китае, и мы ведем большое количество переговоров», — добавил он. Комментировать информацию о конкретных переговорах с CEFC он отказался.
«Сделка «Роснефти» с CEFC обсуждается, но она имеет сложную конфигурацию, которая пока до конца не определена», — сообщил РБК источник, близкий к одному из участников обсуждения.
Reuters не смог оперативно получить комментарии от «Роснефтегаза». Glencore, катарская QIA и BP — акционеры «Роснефти» — отказались от комментариев агентству. Представитель Glencore также отказался комментировать информацию РБК.
Если такая сделка действительно готовится, она должна была обсуждаться на межправительственном уровне, а значит, согласовываться и с китайскими госкомпаниями — партнерами «Роснефти», говорит президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев.
По его словам, власти Китая могли поручить (или согласовать) частной CEFC купить акции «Роснефти» в качестве эксперимента, чтобы посмотреть, что будет с бумагами, с положением компании, с конъюнктурой, рассуждает эксперт. Санакоев считает, что доля в «Роснефти», на которую рассчитывает CEFC, будет совсем небольшой и не позволит китайской компании участвовать в управлении и регулировании поставок нефти в Китай.
«Роснефть» и CEFC в ходе официального визита главы КНР Си Цзиньпина в Москву подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве, сообщал 4 июля РБК. «Роснефть» тогда заявила, что CEFC получила «опцию по приобретению доли» розничного бизнеса российской компании. Сечин на годовом собрании акционеров компании говорил о планах «Роснефти» выделить в холдинги разные сегменты бизнеса, пилотный холдинг, по его словам, создадут в розничном сегменте.
Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/business/17/08/2017/5 ... ?from=mainЭкологи нашли новые препятствия для прокладки «Северного потока-2» через Кургальский заказник. Сотрудники «Гринпис России» обнаружили на особо охраняемой природной территории редкую краснокнижную птицу — скопу. По их словам, «строительство газопровода нарушит ее среду обитания». Экологи собирают подписи под петицией против строительства и надеются, что это повлияет на решение российских властей по проекту. Орнитологи, которые проводят оценку биоразнообразия территории для компании—разработчика проекта Nord Stream 2 AG, говорят, что скопа широко распространена на северо-западе России и «гнездится даже в черте города Санкт-Петербурга».
«Гринпис России» обнаружил в Кургальском заказнике, где планируется прокладка нового экспортного газопровода из России в Европу «Северный поток-2», редкую краснокнижную птицу — скопу. На фотографиях, которые сделали экологи, птица несет рыбу, «что с большой вероятностью означает, что где-то недалеко есть гнездо», говорят в организации. Эксперт «Гринпис России» Михаил Крейндлин добавляет: «Даже если гнезда нет, птица охотится в Нарвском заливе, так что строительство нарушит среду ее обитания». Ранее экологи обращали внимание, что в результате экологического исследования территории заказника Nord Stream 2 AG (разработчик проекта «Северный поток-2») было обнаружено гнездо краснокнижного орлана-белохвоста, расположенное рядом с уже размеченной вешками предполагаемой трассой газопровода.
В Nord Stream 2 AG “Ъ” сказали, что «во время исследований по оценке воздействия на окружающую среду, которые проводились для проекта в 2015–2016 годах, в зоне непосредственного коридора строительства газопровода птица обнаружена не была». Однако сейчас на Кургальском полуострове компания проводит оценку биоразнообразия «в рамках обязательства компании следовать экологическим и социальным стандартам деятельности Международной финансовой корпорации», поясняют в Nord Stream 2 AG. В результате этого исследования «орнитологи и ботаники неоднократно фиксировали скопу и летящую с рыбой, и охотящуюся, и подвергающуюся атаке орлана-белохвоста», говорит главный специалист ЗАО «Экопроект» Василий Пчелинцев, работающий сейчас на Кургальском полуострове. «На территории северо-запада России вообще и в Ленинградской области в частности скопа встречается гораздо чаще орлана-белохвоста, — поясняет он. — Она сейчас гнездится даже в черте города Санкт-Петербург». При этом, по его словам, места охоты краснокнижной птицы не привязаны к одной территории. «Неправильным было бы говорить, что проведение работ по укладке трубопровода нарушит или ограничит их,— добавляет господин Пчелинцев.— В зависимости от погоды, направления ветра и даже от времени суток скопа использует для охоты разные места. Это связано с тем, как и где птице лучше в данный момент видно объект охоты — рыбу».
Напомним, для общественного обсуждения опубликован драфт отчета об оценке воздействия на окружающую среду проекта «Северный поток-2» для российского участка маршрута. Изыскания велись институтами Российской академии наук, Санкт-Петербургским государственным университетом и ГосНИОРХ. В качестве предпочтительного маршрута прокладки «Северного потока-2» Nord Stream 2 AG рассматривает территорию Кургальского заказника.
B результате исследований в районе проектируемой трассы газопровода были обнаружены места обитания 56 видов птиц — 45 из них занесены в Красные книги международного, государственного и регионального уровней, следует из документа.
«Основные скопления птиц зафиксированы на удалении более 15, 50 и 20 км от проектируемой трассы»,— сказано в драфте отчета. «Результаты предварительной оценки воздействия на окружающую среду показали, что при осуществлении запланированных природоохранных мероприятий реализация проекта "Северный поток-2" не окажет существенного негативного воздействия на окружающую среду»,— отметили в компании. В Nord Stream 2 AG ранее пообещали инвестировать на протяжении 50 лет €30 млн в Кингисеппский район, если газопровод будет проложен по маршруту, включающему территорию заказника.
Общественные слушания по проекту отчета будут проведены в начале сентября. Еще 30 дней документ будет доступен для ознакомления общественности, после чего проектная документация должна быть направлена в Росприроднадзор на рассмотрение государственной экологической экспертизы, которая решит, допустим ли маршрут прокладки через Кургальский заказник (см. “Ъ” от 5 августа).
Экологи призывают подписать обращение в администрацию Кингисеппского района и компанию Nord Stream 2 AG против прокладки «Северного потока-2» через заказник. Петицию уже подписали более 37 тыс. человек. В «Гринпис России» надеются, что это повлияет на решение государственной экспертизы
https://www.kommersant.ru/doc/3386077Цена нефти марки Brent опустилась ниже $50 за баррель впервые с 25 июля
Стоимость фьючерса на нефть марки Brent с поставкой в октябре 2017 г. в ходе торгов на бирже ICE в Лондоне опустилась на 0,55% и составила $49,99 за баррель, свидетельствуют данные торгов.
В последний раз цена нефти этого сорта находилась ниже уровня в $50 за баррель 25 июля 2017 г.
Невзирая на снижение котировок нефти курс доллара к рублю на Московской бирже по состоянию на 16:30 мск снизился на 0,12% до 59,31 руб., евро опустился на 0,47% до 69,58 руб.
https://www.vedomosti.ru/newsline/top/f ... arki-brent