Очередной миф : “евреи вообще и израильтяне в частности – это такой однообразный монолит в чёрных лапсердаках и с пейсами”.
Что я вам скажу? Если такой же миф существует в среде светских израильтян ( только говорится в нём об ультрарелигиозных еврейских ортодоксах ), то чего можно ожидать от остальных? На самом деле – очередной... кто здесь водился-то... вспомнил! Сирийский медведь в погоне за бутылкой. Или дикий кармельский кабан, взалкавший мацы. В общем, выберите сами.
В "текущей реальности" как мировое еврейство, так и израильское общество разобщены и поляризованы – просто ой-ёй-ёй. “Два еврея – три мнения”. Почему нет, чем евреи хуже других?
Давайте разбираться.
Первый водораздел – этнический.
Прежде всего, согласимся с товарищем Сталиным в том, что еврейской нации не существует. Да-да, евреи на самом деле – не нация в традиционном смысле, территориально-этническом, а суперэтнос, объединённый культурно-религиозной общностью. Что-то вроде католиков, православных, шиитов, суннитов и т.д. Да, общность эта более плотная и прочная, чем “единоверство” тех же католиков, но всё-таки она не генетическая. Генетически евреи разных стран различаются между собой настолько, что всякие там бяки генетического плана абсолютно чётко разделяются на характерные для “ашкеназов” ( выходцев из Центральной и Восточной Европы), но абсолютно не присущие “сефардам” ( Испания, Франция, Северная Африка, Ближний Восток), и наоборот. И кровушки намешалось за три тысячи лет всяко-разных диаспор, и племена чужие принимали иудаизм и смешивались с евреями, и ассимиляция с её смешанными браками - всё внесло свой вклад и свои гены, так что сейчас еврей из России, Европы, Северной Африки ( и Франции), Индии и прочих Мамбутамбий – это прежде всего русский / европеец / североафриканец / индус / мамбутамбиец плюс еврейская религия плюс где-то там какая-то толика аутентичной еврейской крови библейских времён, но это необязательно.
Понаехали в Израиль за последние лет эдак 160 все эти и ещё чуть-чуть, в общем, компот ещё тот. Вдобавок, в этом же компоте варятся арабы-христиане, арабы-мусульмане, арабы-друзы, черкесы, бедуины...
Можно ещё упомянуть один оччень экзотичный, “маленький, но гордый” фрукт в составе компота – самаритян. Всех 500 с копейками. Да-да, остатки тех самых племён, переселённых вавилонянами на место изгнанной части евреев и принявших впоследствии что-то вроде иудаизма. Впрочем, это им не помогло – евреи их считали чем-то вроде “чурок нерусских”, самаритяне платили той же монетой – считали ( и считают по сей день ) евреев еретиками, “отошедшими от истоков”.
Кстати, о птичках – помните притчу Иисуса о добром самаритянине? “Да что же с нами делается, люди добрые?! Какая-то чурка нерусская... эээ... нееврейская проявляет к, можно сказать, врагу больше сочувствия, чем свои же?! “ Её ведь и так можно прочесть...
Конечно, за более чем сотню лет массового переселения евреев ( и ашкеназов, и сефардов ) в Землю Израиля ( она же Палестина, эти названия и их история, кстати, вполне заслуживают отдельного рассказика) смешанные браки вполне имели и имеют место быть, громадного такого антагонизма между общинами не наблюдается (хотя сефарды и имеют привычку время от времени повизгивать, что их за людей не считают, “опять чёрных поимели!”), этническая консолидация идёт себе потихоньку, однако же отличить на глаз еврея – выходца из Индии от еврея – выходца из Марокко – всё ещё задача совсем нетрудная. Экая проблема – отличить индуса от бербера...
Второй рубеж водораздела – религия. “Пусть расцветают сто цветов” - в Греции... то есть, конечно, в Израиле есть всё. От таких антитеистов, что советский атеизм тихо курит в углу, до настолько уж ультраортодоксов, что за глаза даже многие верующие считают их несколько того... прибабахнутыми... От “ я в кошерный ресторан не пойду из принципа, не хочу своими деньгами кормить пейсатых” до “Ну и что ты принёс?! Ты не только на “глат-кошер” смотри! Ты смотри, что за раввин под этим подписался! ЭТОМУ раввину мы не верим!” Ага, “два верующих – четыре мнения”...
Соответственно отношению к религии и образ жизни – от индивидуализЬма западного образца до сплочённой общины типа “что рабби сказал, то мы и делаем”, и язык – от смеси английского, арабского, русского матерного и значительно выхолощенного иврита до “библейско-талмудической” смеси иврита и арамейского ( а некоторые ультраортодоксы для “повседневнего “ общения вообще используют исключительно идиш, чтобы “святой язык” не поганить) и культурного контекста, в котором цитируются чуть ли не исключительно священные книги, и одежда – от “демократичного стиля” (хожу так, как мне удобно, а дресскод и правила приличия просто не существуют) до тех самых “чёрных лапсердаков” и платьев до земли. Кстати, вы знаете, сколько стоят чёрные костюмчики, в которых расхаживают богатенькие ультраортодоксы? А (довольно таки роскошные) платья, в которых расхаживают их жёны? Где-то между “КВААААА!!!!!” и “КВААААААААААААААА!!!!!!!!!!”...
И всё в рамках дресскода... “Красота дочери Израиля в скромности”, чтоб они мне были здоровы...
Третий рубеж – отношение к Земле Израиля и к Государству Израиля, в частности, к вопросу “отдавать арабам территории в обмен на мир или не отдавать, и если отдавать, то как?”
Здесь взгляды разделились так, что несведущий человек запутается в момент... В Торе ведь что написано? “Народ Израиля, Земля Израиля, Тора ( Учение ) Израиля”. Земля, а не Государство! Вот вам готовый рецепт для конфликта.
В том, что евреи должны жить на Земле Израиля, сходятся более-менее все евреи Израиля, за исключением совсем уж ультралевых светских. Эти готовы отдать всё, и захваченное, и приобретённое законно, и смыться в Штаты / Канаду на заранее подготовленные места, надеясь, что уж их-то! благодетелей и радетелей за несчастных обездоленных арабов! трогать не будут...
Светские левые готовы отдать всё “захваченное” ( в 1967 году ) и надеются, что после этого и арабы, и мировое сообщество успокоятся и дадут им жить спокойно на той полосочке, которая после всего этого у них останется. Нет, Негев после всего этого тоже, в общем-то, останется, но кто ж в эту дыру жить поедет, кроме бедуинов, которые туда тоже не поедут – они там и так живут?
Причём акцент здесь на “мировое сообщество” - потому что даже и слепоглухонемопьяной корове ясно, что арабы не успокоятся, пока не получат назад ВСЁ, включая земли, приобретённые у них абсолютно законно, и не сбросят ВСЕХ евреев в море.
А если уж арабы начнут совсем зарываться, даже после того, как им отдали ( по крайней мере, предложили отдать) всё захваченное, то, по мнению левых, вполне можно и ввалить по первое число. Если мировое сообщество позволит, конечно.
Светские правые, в общем-то, тоже вполне готовы отдать всё захваченное, но при этом не продешевить. На мировое общество они надеются гораздо меньше. Их парадигма гораздо более близка к “сначала ввалить, чтобы не зарывались – а потом уже вести переговоры с позиции сильного и отдать ровно столько, скольно нужно, чтобы заткнуть арабам и мировому сообществу глотки”.
Причины столь трогательной близости банальны – и те, и другие понимают, что держать под два миллиона народу под оккупацией – себе дороже, а возможность захватить землю без народа разрушили собственными руками в том самом 1967 году, когда уговорили арабов остаться, а не сбегать.
В среде верующих, единых в отношении “земли”, единство в отношении к “государству” несколько подкачало.
Религиозные сионисты (правые и ультраправые) признают его своим, но имеют несколько своеобразные взгляды на то, каким это государство должно быть. К отдаче территорий арабам относятся весьма и весьма болезненно – это противоречит всей их жизненной концепции.
Есть ультраортодоксальные антисионисты, живущие в Иерусалиме и окрестностях с 1850, что ли, года, жующие хлеб, изучающие Тору и не считающие государство Израиль своим ( однако же отнюдь не гнушающиеся гражданством и деньгами от государства). Мол, государство преждевременно и некошерно, создано не Мессией, поэтому существовать не должно. А кто здесь при власти, нам до одного места, главное, чтобы нас не трогали. Подобно ультралевым, готовы отдать абсолютно всё, если их не будут трогать.
Другая часть ультраортодоксальных товарищей государство, в общем-то, считает своим ( точнее, своей – дойной коровой), а к отдаче территорий относится, как к удалению зуба – дайте наркоз ( то бишь бабла, и побольше) – и мы готовы будем стерпеть это безобразие.
В принципе, можно сказать, что правые ближе к религии, чем левые, и наоборот – религиозные, за исключением антисионистов, более тяготеют к правым взглядам. Хотя есть и своеобразный уникум - “русская” община, оччень далёкая от религии, близкая к левым и ультралевым в этом аспекте, однако же ультраправая в вопросах отношений с арабами. Воспитание в духе “бога нет” и “ни пяди врагу” не могло не сказаться.