Обсуждение результатов тогда, к сожалению, свелось к двум основным пунктам:
1 . Критика теста IQ как такового
2. Утверждение, что причинно-следственная связь обратная: богатая экономика => хорошее образование => высокий IQ
По поводу второго пункта, приведу еще один свой пост – последнюю (на сегодня
)цитату.
Quote:
Во-первых, кроме образования IQ зависит от многих факторов. От генетики. От полноценного питания - особенно в детстве. От культурных особенностей общества.
Как Вам такое объяснение очень высокой отрицательной корреляции национального IQ с рождаемостью? Индивидуумы с более низким уровнем интеллекта и образования обычно имеют больше детей в семье, поэтому общества с низким средним IQ имеют тенденцию еще больше понизить его в будущем.
Еще одним важным фактором, видимо, является политическая система. Для реализации интеллектуального потенциала нации необходима рыночная экономика. Высокий уровень государственной регуляции экономики, наоборот, мешает. Я говорю не только о соцстранах. Возьмите примеры Японии или Китая. Императорская власть в этих странах в течение последних веков контролировала экономику намного жестче, чем в Европе - что и привело к полной экономической стагнации и отставанию, казавшемуся к середине 20 века безнадежным. Однако в момент устранения этой "политической помехи" экономика стран региона начинала развиваться столь бурно, что каждый раз это называли "взрывом". Учтите, что начинали они практически с нулевого старта - в отличие от европейских стран с высоким IQ. Европа, впрочем, тоже смогла очень быстро восстановиться после разрушений 2МВ - один только этот пример, пожалуй, не был бы убедительным, но хорошо вписывается в общий пазл.
В то же время есть немало стран, которым сильно повезло с природными ресурсами, в первую очередь с нефтью - но это за несколько десятков лет не оказало заметного влияния на их уровень среднего IQ. Почему?
Так что не все тут так просто в этой проблеме курицы и яйца. Я все же уверена, что первопричина в IQ - хотя, несомненно, это система с сильной положительной обратной связью.