IV. ИУДАИЗМ
Ес-сно, не могу обойти вниманием иудаизм - поскольку он является прародителем и христианства, и ислама. Ну и вообще.
Должна сказать, что иудаизм, в плане неразделения светского и религиозного, в каком-то смысле еще хуже ислама. Он вмешивается абсолютно во все аспекты физического существования человека, устанавливая религиозные нормы на то, как, когда и что есть, пить, как и когда работать, как и когда заниматься сексом, и даже - как и когда мыть руки. Религиозная еврейская литература почти полностью состоит не из обсуждения общефилософских принципов - а из конкретных рекомендаций, как поступать в любых жизненных ситуациях. (Некоторые подробности мы обсуждали в
ветке про иудаизм) На самом деле, если представить себе, что означало три тысячи лет назад заставить пастухов в пустыне мыть руки после каждого отправления естественных надобностей - хотя бы даже это и было обосновано религиозными догмами - это было круто. Западная цивилизация еще в Средние Века не особо любила мыться. Но в современных условиях - я вынуждена признать, что тут таится зерно серьезной опасности. Собсна, наши ультраортодоксы в последние годы что-то стали радикализироваться, причем скандалы эти с разделением мест в автобусах на мужскую и женскую половину, что в Израиле, что в Бруклине, периодически прорываются в прессу.
Тем не менее, нужно сказать, что в смысле властных структур, разделение светской и религиозной власти существовало у евреев с самого начала, с самого возвращения в Землю Обетованную после блужданий по Синаю. Во второй части Ветхого Завета, которая начинает описывать историю Израиля с момента завоевания евреями Земли Обетованной после возвращения из Синая, описано государственное устройство, которое считается
правильным с точки зрения иудаизма. Существует каста священников-коэнов, во главе которых стоит Верховный Коэн (+ каста их помощников левитов) - но в их функции входило лишь осуществление служения в Храме. Государственное управление осуществлялось Судьями - которые
не являлись священниками. Судьи, в основном, были признанными моральными авторитетами в общине, также судьями являлись военачальники. Впрочем, в реальности эта система создавала большой бардак и междоусобицы - так что через какое-то время норот потребовал таки царя - чтобы было, как у всех. И пророк Самуил помазал на царствие первого царя Саула. В общем, желающие могут перечитать Ветхий Завет - но для нашей темы тут важно, что евреи, как и во многих других вопросах, оказались впереди планеты всей, создав уже несколько тысячелетий назад отчетливое разделение разных ветвей власти.
Кстати, система судей с появлением царей не исчезла - а трансформировалась в современную систему раввинов. Которые, как я уже много раз повторяла на форуме - не являются священнослужителями, а знатоками [религиозного еврейского] права. Тут мы натыкаемся еще на одну интересную тему, о которой часто забывают в спорах о религии и ее месте в современном обществе. Дело в том, что стоит различать религию как культ = совокупность обрядов - и религию как систему мировоззрения, в том числе моральных ценностей. Строго говоря, эти функции очень различаются, и совершенно не обязаны быть совмещены в одном флаконе. Иудаизм разделил эти две функции, в том числе организационно - и получил неожиданный бонус устойчивости к исчезновению культовой составляющей с падением Иерусалимского храма. Хотя - получил в большой минус то свойство, о котором я написала с самого начала: проникновение религиозных норм во все мелкие подробности быта.
Это было бы довольно грустно - если бы не последующая двухтысячелетняя история отсутствия у евреев своего государства, вынудившая евреев выработать толерантное отношение к любой власти, не пытавшейся их уничтожить физически либо конвертировать в другую веру. С другой стороны, у евреев отсутствует и даже запрещено миссионерство - так что нет проблемы с терпимостью к другим религиям. Кроме того, в новые времена в иудаизме возникли консервативное и реформистское течения, аналогичные протестантству. Да и течение религиозного сионизма, хотя и является формально ортодоксальным - построено на принципах адаптации к современным моральным нормам западного общества.
Что дает возможность резюмировать
отношение иудаизма к соотношению светского и религиозного, как неоднозначное. С одной стороны, ультраортодоксальные течения абсолютизируют религиозный контроль во всех сферах человеческой жизни. С другой - именно в иудаизме с древних времен возникли принципы разделения ветвей власти и переноса основной деятельности религии из обязательного к выполнению культа в область воспитания мировоззрения и морали.