Церковь вместо школы: как Смоленщина стала "форпостом православия"
За последние 25 лет в Смоленской области было восстановлено и построено более 140 храмов, возрождено 6 монастырей и 2 православные гимназии, но при этом построена всего 1 средняя школа, а закрыто – более 40 учебных заведений.
Виталий Сергеенков, Смоленск
1 февраля в актовом зале Российского экономический университета имени Г.В. Плеханова состоялось молодежное праздничное мероприятие. В нем приняли участие: Православные добровольцы Смоленщины, (Здесь и далее выделены слова, имеющие военное или воинствующее (?) значение. Авт.) служба «Милосердие», студенты Смоленской Духовной семинарии, студенты Центра подготовки церковных специалистов, студенты РЭУ им. Плеханова, СмолАПО, СмолГУ, политехнического техникума, учащиеся школ города, казаки, юнармейцы). А еще раньше, 25 января 2019 года в Смоленском государственном драматическом театре им. А.С. Грибоедова состоялся Большой праздничный концерт, посвященный 10-летию избрания и интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
И вот в связи с этим вспомнилось… В 1996 году тогда еще митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл отмечал 50-летний юбилей. Торжества по этому случаю проходили в Смоленском драмтеатре. Все было чин чином. Заздравные речи, ответные слова, аплодисменты, пресса, телевидение…
Корреспондент в то время главной областной газеты «Рабочий путь» Игорь К. прибежал в редакцию, чтобы срочно сдавать репортаж в номер. Но перед тем, как приняться за работу, взахлеб рассказал, какой казус случился в ходе торжества. Представитель администрации, а может и сам глава администрации области Анатолий Глушенков (тогда еще губернаторами они не назывались) вручил митрополиту Кириллу в подарок – меч. (?!)
Странный и даже противоестественно-страшный подарок митрополит принял. А ведь известно, что священнослужителям не только нельзя дарить оружие. По церковным канонам им даже запрещено брать любое оружие в руки, «Ибо речено: всяк приемший меч, мечем погибнет (Мф. 26:52)»
Возможно, тот уникальные в своей противоестественности случай каким-то мистическим образом, повлиял на православную Смоленщину. Она стала православно-воинствующей. Или воинствующе-православной? Чуть ли не военизированной… Уже никого не смущает, что в документах и светских, и епархиальных, и совместных то тут то там встречаешь военные термины. И скрашены, подкреплены они мыслями-идеями-лозунгам крайнего, чуть ли не красного революционного патриотизма. До которого той, советско-коммунистической, пропаганде далеко…
«Наш проект носит название «Смоленщина – западный форпост Православия». (Именно с прописной буквы! Почему?) И это не случайно. – пишет главная, губернаторская «Смоленская газета» – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был архиепископом Смоленским и Вяземским почти четверть века. Он стал родным и любимым архиереем для всех православных верующих Смоленщины».
А вот еще образчик терминологии с сайта Смоленской епархии «В октябре предполагается проведение круглого стола по тематике противодействия деструктивным силам, а завершится проект изданием специального выпуска газеты («Смоленская газета») под названием «Смоленщина — западный форпост Православия» в декабре».
Хороша тематика! Интересно, все люди Смоленщины или только православные призваны противодействовать «деструктивным силам»? И каким образом? Какими средствами? И вообще, что это (или кто?) – деструктивные силы?
В конце января, выступая на XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях, президент Владимир Путин поздравил патриарха с 10-летием Поместного Собора Русской Православной, и его (патриарха) интронизацией. Особые слова благодарности глава государства выразил Святейшему Патриарху и Церкви «за духовное окормление российского воинства». «Ваши искренние, идущие от сердца напутствия помогают солдатам и офицерам с честью защищать Родину, вселяют в них уверенность в своей ратной силе и нравственной правоте», – добавил Путин.
«По плодам их узнаете их»
Нынешний патриарх на Смоленщине стал «родным и любимым» не только для всех православных патриотических сил, но особенно, и в первую очередь, для отдельных лиц. И лица эти - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ!
Сращивание-слияние официальной РПЦ, её структур, священников с политиками, госчиновниками Смоленщины приняло небывалые формы и размеры. В самых разных, иногда крайних проявлениях.
Можно ли представить, чтобы генерал ЦРУ вместе с каким-нибудь кардиналом католической церкви, или с самим папой Римским возглавляли шествие верующих христиан-католиков? Нет. А у нас запросто. В мае 2002 года в Успенском кафедральном соборе Смоленска чекист, генерал КГБ-ФСБ Виктор Маслов получил церковное благословение на пост губернатора области.
После церемонии благословения митрополит Кирилл и генерал-губернатор Маслов возглавили крестный ход от Успенского собора на улицу имени Кирилла и Мефодия, где состоялся массовый митинг.
А ровно через десять лет, в июле 2012 года, патриарх Кирилл, принял участие в цереонии открытия на историческом здании Смоленского Государственного университета мемориальной доски, посвященной педагогу Татьяне Николаевне Щипковой, репрессированной за религиозные убеждения в 70-х – 80-х годах прошлого века. «Я знаю тех людей, я застал их, будучи еще митрополитом Смоленским, которые от нее впервые почерпнули какие-то знания о вере. И этого было достаточно для того, чтобы она была арестована, лишена звания кандидата филологических наук и три года провела в лагерях в далеком Уссурийском крае».
Интересно все-таки, какому Богу молится патриарх? Он, благословляя генерала КГБ на пост губернатора, наверное, не знал, что именно ребята из его конторы сломали жизнь человеку истинно верующему?
Смоленская область наверняка занимает первое место по числу награжденных высоких и не очень чиновников, руководителей предприятий, учебных заведений орденами и медалями РПЦ.
Бывшие комсомольцы, коммунисты, изучавшие в советских вузах научный атеизм, быстренько стали верующими, и немало своего труда положили на алтарь православной церкви. А по делам их и их награды! «Да воздастся каждому по делам его».
Практически после каждого открытия на Смоленщине нового храма в области и за ее пределами появлялись православные орденоносцы.
Буквально через год, в июне 2010, после своего восшествия патриарх Кирилл на открытии совсем небольшого храма в Десногорске, вручил церковные награды ряду руководящих работников атомной отрасли. Заместитель Генерального директора, директор филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Смоленская атомная станция» А.Ю. Петров был награжден орденом Даниила Московского III степени, директор ОАО «Атомтранс» М.В. Лосенко, генеральный директор ОАО «Концерн Росэнергоатом» С.А. Обозов и заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» А.М. Локшин – орденом преподобного Серафима Саровского III степени.
Позднее экс-губернатор Сергей Антуфьев был награжден орденом Даниила Московского III степени.
В 2017 году свою награду от патриарха получил и нынешний губернатор Алексей Островский. Вроде бы как за строительство нового храма в городе Ярцево. Вместе с ним награды получили два заместителя губернатора Никонов и Ровбель, директор строительной компании ООО «Высота» Е. Самусенков и другие нерядовые православные. Именно нерядовые.
Удивительное дело! Даже в советские времена после сдачи серьезных строительных объектов (завод, цех, школа…) среди награжденных орденами и медалям обязательно были простые, рядовые сотрудники, работники – каменщики, плотники, бетонщики, крановщики, водители… Ничего (или никого) подобного я не нашел среди лауреатов-орденоносцев РПЦ за последние 10 лет. Интересный, не правда ли, факт?
Много вопросов, даже тревогу, вызывает и другой момент. В то время как в Смоленской области «трудами патриарха» было восстановлено и построено более 140 храмов, возрождено шесть монастырей, две православные гимназии, за 25 лет на Смоленщине построена всего ОДНА (!) средняя школ в Велижском районе. При этом, в рамках так называемой оптимизации только в 2014 – 2017 годах закрыто более 40 школ.
А он прощения не попросил...
В августе 2012 года перед первым своим визитом в Польшу Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал интервью польским средствам массовой информации.
В середине разговора патриарх сам (!) начал говорить проникновенные слова о прощении:
– И вот для того чтобы сменить эту тональность, нужно произнести одно слово: «прости». Прощение не является забвением. Произнося в адрес друг друга слово «прости», мы не забываем об истории, но надеемся, что оно породит новый климат…»
А дальше идет САМЫЙ интересный вопрос и САМЫЙ неожиданный ответ (или не ответ? Авт.) патриарха.
– А Вы лично попросите поляков о прощении?
– Я подпишу документ, так же как его подпишет высокий представитель Католической Церкви, и там всё сказано. Речь идёт о том, что взаимное прощение меняет духовную атмосферу, понижает, если хотите, градус отрицательных эмоций, меняет к лучшему эмоциональную атмосферу двусторонних отношений. А дальше будет зависеть, конечно, и от Церквей, и от народов…».
Заметьте, патриарх далее говорит умные, и правильные слова, плетет свободные размышления-словеса. НО (!) на главный вопрос: «А Вы лично попросите поляков о прощении?», он не отвечает!
Почему?
На этот вопрос ответа нет. До сих пор. Почему? Этого не знает никто. Но сегодня доподлинно ясно: патриарх прощения не попросил. Не снизошел.
И это непрощение, или нежелание просить прощения высшего духовного лица России на Смоленщине плодоносит. И «не меняет» (словами самого патриарха) «эмоциональную атмосферу двусторонних отношений». Более того, усугубляет их. «Градус отрицательных эмоций» в области и в самом Смоленске повышается. Даже усиливается, множится. И вот почему. Уже много лет на «Земле Патриарха» (именно такой баннер в последние годы напоминает смолянам и гостям города, кто тут главный!) мрачным культурным памятником является католический костел. Мрачным, потому что у него нет хозяина-собственника.
Сегодня формально костел находится в собственности культурно-выставочного центра. Даже сверхформально! Потому что ВСЕ (Министерство культуры РФ и сам господин Мединский, губернатор Смоленской области Алексей Островский, чиновники департамента культуры, руководство КВЦ), понимают, что силами и средствами города и области реставрировать и возродить католический костел невозможно. Понимает это и ОН – тот, кто главный.
...
https://newizv.ru/article/general/27-05 ... avoslaviyaПатриарх и его окрестности
Предстоятель РПЦ поднял стандарты жизни на недосягаемую высоту. Экскурсия по «святым местам»
Появившиеся в прессе сведения о выделении 2,8 млрд бюджетных рублей на новую резиденцию патриарха в Пушкине грозят новым скандалом. По количеству дворцов, резиденций и дач нынешний патриарх РПЦ не сильно отстает от президента. И если его смиренная паства пытается разглядеть в этом парадоксальный признак «возрождения церкви», то светское общество просто перестает воспринимать эту корпорацию как религиозную.
Патриаршая и синодальная резиденция в московском Даниловом монастыре, патриаршие покои в Троице-Сергиевой лавре, таинственный Свято-Владимирский скит на Валааме, загородная резиденция в Переделкине площадью 30 га, полусекретный «Объект Скит» в Баковском лесничестве по соседству, «Духовно-просветительский центр…» с роскошным дворцом на берегу Черного моря под Геленджиком, шале в Швейцарии… Это лишь верхушка айсберга, который называется «Элитная недвижимость патриарха Кирилла».
Большинство патриарших дворцов не принадлежит Кириллу по праву собственности, и он не несет обязательств, связанных с их содержанием, перекладывая их на свою «многомиллионную» паству, а чаще — на спонсоров-благотворителей из среды крупнейших госкорпораций и чиновничества. Тем не менее все эти десятки тысяч квадратных метров, обставленных самой дорогой мебелью (патриарх предпочитает итальянскую) и оборудованных по последнему слову техники, вряд ли доступны простым смертным, включая епископов. Часть объектов охраняют сотрудники ФСО на деньги российских налогоплательщиков. А часть — как, например, новый дворец в Пушкине под Петербургом — и вовсе строит управление делами президента РФ, вкладывая миллиарды бюджетных рублей.
Резиденция патриарха на Валааме. Фото Александр Николаев / ТАСС/ Интерпресс
Отставной пресс-секретарь патриарха о. Владимир Вигилянский признал в одном из интервью: «Все ставропигиальные православные монастыри являются резиденциями патриарха». Этот статус является самым высоким, поскольку ставропигиальные приходы независимы от местной церковной власти и подчиняются напрямую патриарху. По данным «Википедии», сегодня в РПЦ насчитывается 33 ставропигиальных монастыря — как мужских, так и женских. Это и знаменитые Оптина пустынь, Новый Иерусалим, Валаам, Соловки, Пюхтица и малоизвестные, но эффективные с точки зрения «окормления спонсоров» Борисоглебский Аносин или Александро-Невский женские обители в Московской области.
При Алексии II не все они имели отдельно стоящие патриаршие резиденции на своих территориях, но Кирилл навел в этом вопросе порядок. Если монастырь хочет сохранить статус ставропигиального и соответствующий ему доступ к федеральным ресурсам, то он обязан выстроить и содержать патриаршую резиденцию, которая в некоторых случаях используется «хозяином» лишь один раз за несколько лет. Это вопрос статуса, а не практической целесообразности.
Кроме ставропигиальных монастырей есть еще десятки храмов, имеющих статус патриарших подворий, и соборов (типа храма Христа Спасителя или Елоховского в Москве), которые считают делом чести иметь свои отдельные покои для патриарха. Строительство и содержание всей этой гигантской недвижимости обходится РПЦ и ее спонсорам в миллиарды рублей ежегодно, что превосходит совокупный бюджет десятков епархий.
Это даже не «средневековая модель», а какой-то Древний Восток — Египет, работающий на фараона.
Патриарх Кирилл поднял стандарты предстоятельской жизни на недосягаемую высоту, не имеющую прецедентов в российской церковной истории. В каких условиях жили его предшественники?
Первый патриарх советского периода (после почти 200-летнего отсутствия патриаршества) Тихон (Белавин) жил на подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве, а затем — под домашним арестом — в домике при входе в Донской монастырь.
Назначенный Сталиным в 1943 году патриарх Сергий (Страгородский) до своего назначения, занимал комнату в съемной квартире, где также размещалась и канцелярия, а затем переехал в особняк немецкого посла (бывшая усадьба Афросимовых) по адресу: Москва, Чистый переулок, 5, где до сих пор располагается рабочая резиденция патриарха.
Вид на резиденцию патриарха в Чистом переулке в Москве. Фото: РИА Новости
Его преемник, Алексий I, получил от советского правительства дачу в Переделкине, где имелся двухэтажный деревянный дом, покои в Троице-Сергиевой лавре и летнюю дачу на море при Успенском монастыре в Одессе.
Этим же пользовался и патриарх Пимен, лишь под конец жизни которого построили резиденцию в Даниловом монастыре.
При Алексии II число патриарших резиденций немного возросло, достигнув десятка. Однако предшественник Кирилла предпочитал жить в частной квартире в ЖК «Золотые ключи», а иногда прилетал отдохнуть в швейцарское шале тогда еще митрополита Кирилла.
Раньше — устами, например, председателя синодального Отдела по взаимодействию церкви и общества протоирея Всеволода Чаплина — Московская патриархия прямо оправдывала роскошь как часть «нелегкого креста патриаршего служения».
В анналы вошла его фраза: «Люди хотят, чтобы их иерархи выглядели не хуже, чем представители светской власти».
Состоит ли служение церкви в том, чтобы потакать подобным страстям «людей», и как все это соотносится с Основателем христианства, который «не имел, где главу преклонить», неизвестно. Зато известна заповедь, которую Иисус Христос дал Своим апостолам и их преемникам, отправляя их на проповедь: «Ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды» (Лук., 9:3).
Теперь — после серии громких скандалов, связанных с демонстративной роскошью патриарха, — патриархия подкорректировала риторику. Акцент ставится на то, что патриарх «практически» не имеет ничего своего, он — почти бомж и бессребреник. Все несметные богатства, которыми он пользуется, ему не принадлежат и своим наследникам (коих по официальной версии нет) он их не передаст, а все принадлежит церкви и России.
Может быть, по окончании нынешнего патриаршества в каком-нибудь из дворцов даже откроют детский дом или санаторий.
Появившиеся на этой неделе в прессе сведения о выделении 2,8 млрд бюджетных рублей на новую резиденцию патриарха в Пушкине его пресс-секретарь о. Александр Волков назвал «абсурдом». Оказывается, речь идет не о резиденции, а «о реконструкции шедевра русской архитектуры». Ну а то, что на территории «шедевра» два-три раза в год будет останавливаться патриарх в специально оборудованных для этого и тщательно охраняемых покоях, решено не называть словом «резиденция».
Пред вами суд и правда — все молчи!
Основной жилой резиденцией патриарха считается бывшая усадьба бояр Колычевых в подмосковном Переделкине, недалеко от одноименной железнодорожной платформы.
Патриаршья резиденция в Переделкине. Фото Юрий Машков / ТАСС
Еще в последние годы жизни Алексия II (который здесь и умер) площадь усадьбы была расширена более чем в 10 раз — с 2,3 до 30 гектаров, при этом отселили 600 местных жителей. При Кирилле было завершено обустройство нового трехэтажного дворца, к которому примыкают апартаменты для гостей, бытовые помещения и целый оздоровительный комплекс. Общую площадь охраняемых ФСО помещений оценить трудно, но очевидно, она измеряется тысячами квадратных метров.
По соседству с резиденцией построен собор св. Феодора Черниговского, на звоннице которого красуется знаменитый колокол «От солнцевской братвы».
Говорят, Кирилл эту резиденцию не жалует, поскольку его раздражают шум и вибрации от проходящей рядом железной дороги.
Чаще он живет на «Объекте Скит» (это официальное название!) за 10-метровым забором с колючей проволокой примерно в 10 км от Переделкина, напротив деревни со схожим названием Переделки Одинцовского района. «Объект», также охраняемый ФСО, построен на территории Баковского лесничества, причем значительная часть леса была вырублена. Еще сотни деревьев погибли позже от короеда. В отличие от переделкинского дворца, который более-менее просматривается снаружи, рассмотреть «Объект Скит» можно лишь со спутниковых снимков. Насколько можно судить по ним, основной дом и несколько вспомогательных построены в швейцарском стиле и стоят на границе частного леса и английского парка с прудами.
Наиболее скандальная патриаршая резиденция расположена в поселке Дивноморское под Геленджиком. Ее официальное название — «Духовно-просветительский центр РПЦ на юге России». Может, конечно, какие-то тайные ночные просветительские встречи в этом центре проводятся — судить не беремся. Но открытые источники патриархии никогда не публиковали сообщений о каких-либо духовных или просветительских мероприятиях.
«Дача патриарха в Геленджике». Фото Дмитрия Шевченко
Известно лишь, что в июне 2012 года в «центре» состоялось заседание Синода. Остальное время патриарх отдыхает и лечится в, разумеется, не принадлежащем лично ему «центре» один или в компании самых близких друзей и спонсоров. В прессу попадали фотографии его прогулок за штурвалом яхты и даже попыток погрузиться в Черное море в трусах. Резиденция под Геленджиком занимает 16 гектаров и была построена ценой уничтожения целого массива пицундской сосны, занесенной в Красную книгу. Местные жители и отдыхающие лишились выхода к морю, резиденция также разрезала оздоровительную «Тропу Щербины», построенную в XIX веке.
Против этих преступлений боролись местные экологи, которые смогли привлечь на свою сторону Совет по правам человека при президенте РФ. Но все их протесты были проигнорированы властями и правоохранительными органами. Когда в Дивноморское приезжает патриарх (а это случается до 10 раз в год), местные жители не могут купаться и рыбачить в море.
Официальная резиденция патриарха, где обычно проходят заседания Синода и встречи с официальными лицами, в том числе главами государств, находится в московском Свято-Даниловом монастыре. Ее строили на пожертвования всей Русской церкви и зарубежных соотечественников в 1980-е, накануне 1000-летия Крещения Руси.
Здание Синодальной резиденции патриарха Московского и Всея Руси в Свято-Даниловом монастыре в Москве. Фото: РИА Новости
Резиденция делится на два крыла — патриаршее и синодальное, между которыми расположены парадная лестница и храм. Алексий II не жаловал это холодное серое здание, и оно постепенно ветшало. Как сообщил потом Кирилл:
«Усилиями наших благодетелей это здание было капитально перестроено… Мы перестроили фундамент, переложили всю площадь вокруг здания, обеспечив необходимую гидроизоляцию, а затем перешли к очень глубокому внутреннему ремонту».
Теперь интерьеры резиденции погрузились в столь любезную кирилловскому сердцу роскошь. Но патриарх здесь не живет, а лишь на несколько часов приезжает для участия в официальных мероприятиях и протокольной съемке.
Новый адрес протеста — Пушкин?
На днях интернет издание The Bell раскопало сведения о полузакрытом тендере (часть проектной документации проходит под грифом «секретно») на реставрацию бывшего подворья служащих Феодоровского государева собора в городе Пушкин. Согласно официальным сведениям на сайте госзакупок, стоимость проекта составляет 2,8 млрд рублей, а заказчиком выступает управделами президента. Сам тендер проводился еще в октябре 2017 года, в качестве подрядчика в нем участвовала петербургская компания «Геоизол», которая «зашла на объект» только в нынешнем году, а завершить работы планируется к декабрю 2021-го.
Компания «Геоизол» обладает рядом признаков приближенности к Кремлю. Ее гендиректор Елена Лашкова окончила в 1980-е Ленинградский горный институт имени Г.В. Плеханова, ректором которого является Владимир Литвиненко, имеющий репутацию друга Путина. Под его руководством в 1997 году, если верить официальным данным, Путин защитил диссертацию «Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений: Санкт-Петербург и Ленинградская область». На следующий год там же и на схожую тему защитился Игорь Сечин. Первым замом Елены Лашковой также является выпускник этого института. «Геоизол» имеет все мыслимые допуски, в том числе лицензирована ФСБ на допуск к гостайне. В портфолио компании — Бурейская ГЭС, очень денежные газовые месторождения на Ямале, космодром Восточный и Красная Поляна.
отрудники компании «Геоизол» во время реставрационных работ на территории Феодоровского государева собора в городе Пушкин. Фото: РИА Новости
Необходимость столь «статусного» финансирования и исполнения госзаказа по церковному объекту пресс-секретарь патриарха объясняет так:
«Есть существенная проблема в размещении членов Синода, в их проживании на различных серьезных церковных мероприятиях. Для этих целей сейчас используется Новодевичий монастырь, но он не очень для этого подходит».
На нелепость такой аргументации указывает протодиакон Андрей Кураев, когда-то входивший в «команду патриарха Кирилла»:
«Где одну ночку в году в Петербурге провести членам Синода? Для этого нельзя арендовать госдачу. Нельзя снять номера в отеле. Надо обязательно иметь несколько домов в собственности… Я впервые вижу, чтобы под проведение однодневного рутинного и ничего не решающего мероприятия требовали выделения миллиардов и собственности. Вот если в Петербурге будет проводиться выездная коллегия какого-нибудь министерства — оно тоже потребует для этого строительства 5–6 особняков?»
После событий в Екатеринбурге попытка федеральных и церковных властей отжать у жителей Пушкина под весьма специфические «церковные нужды» еще одну прогулочную зону, да еще за их же налоги, неизбежно обернется новым взрывом протестов.
Гражданский Петербург уже хорошо зарекомендовал себя в «полемике» с РПЦ по поводу Исаакиевского собора. И сейчас в соцсетях нарастает гул возмущения.
Противники передачи Исаакиевского собора в собственность РПЦ взяли здание в кольцо на акции. Фото: Елена Лукьянова / «Новая газета в Петербурге»
Федоровский городок долго разрушался, никто за ним не следил, пишут жители Пушкина, но он все равно был любимым местом горожан.
«Из него можно сделать выставочный зал, музейный комплекс, место отдыха, но не закрытую церковную ВИП-резиденцию. В случае такой его ориентации Федоровский городок выпадет из культурного пространства города Пушкин, из него сделают закрытый церковный отель и все, — пишут горожане в фейсбуке. — Да еще он входит сейчас в зону ответственности Управления делами президента — ни мы, ни наши дети и внуки вообще никогда туда не попадем».
Против проектов управделами президента и патриархии готова восстать и православная общественность Северной столицы:
«Я православный человек, — пишет петербургский блогер, пожелавший остаться неизвестным, — моя семья исповедуется и причащается каждое воскресенье, и я вижу, какие репутационные потери в очередной раз жадность наших церковных руководителей принесет нашей церкви, будет то же, что в Екатеринбурге. Люди выйдут на улицу, будут протестовать. Кому это надо? Что, патриарху в его 2–3 приезда в год негде жить в Петербурге? Где-то ведь он жил до этого? И члены Синода где-то жили. Что, у нас забот больше нет — только резиденции епископам строить в федеральных памятниках? А в город ему отсюда удобно ездить? Значит, кортеж, машины с мигалками — мало хорошего для жителей Пушкина, будут пробки, опять же Церковь все будут ругать».
Подобно Екатеринбургу, очередной «фестиваль церковной роскоши» в Пушкине хотят устроить на руинах исторических храмов и целых монастырских комплексов, которые никому ни в Кремле, ни в патриархии не интересны и не нужны.
Не далее как в начале этого года Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга оштрафовал Санкт-Петербургскую епархию РПЦ за ненадлежащее содержание зданий Городищенского монастыря Рождества Богородицы на юго-западе Петербурга. Суд установил, что епархия (цитата по «Интерфаксу») «содержала фасады объекта в ненадлежащем техническом, санитарном, противопожарном состоянии; нарушила неизменность облика; не известила соответствующие органы обо всех имеющихся повреждениях; не принимала мер к предотвращению разрушения, в том числе не проводила противоаварийные работы»…
***
Искренне невозможно понять, какого революционного взрыва добивается патриарх Кирилл.
Глядя на используемые им дворцы и показную роскошь, которая привела к тому, что его фамилия часто упоминается в медиаскандалах, а репутация РПЦ упала так низко, что породила новую моду на атеизм среди молодежи, оставшиеся православные вынуждены впадать в конспирологию. Слишком уж грубо и последовательно разрушается репутация РПЦ.
...
https://www.novayagazeta.ru/articles/20 ... krestnosti"Дар, который принесет много соблазна". Споры о резиденции патриарха
Патриарх Кирилл получит под Петербургом резиденцию с электронной системой управления и гостиницу для гостей главы Русской православной церкви за 2 миллиарда 800 миллионов рублей, сообщает издание The Bell. Для этого будет восстановлен Федоровский городок в Пушкине. Заказчик проекта – Управление делами президента России. Это не первое сообщение в СМИ о резиденции патриарха, об этом писали несколько лет назад, но проект мало кто видел, строить за бюджетные средства резиденцию патриарху не позволяет законодательство, а споры о целесообразности проекта продолжаются.
Памятник федерального значения Федоровский городок на Академическом проспекте – это комплекс зданий, заложенных еще при Николае II. Он тогда назывался Дома для причта и служащих Федоровского Государева собора. Этот комплекс строился с 1913-го по 1918 год в неорусском стиле по проекту архитектора Степана Кричинского. В разное время там жили многие известные люди, например, поэт Сергей Есенин. Комплекс был возвращен РПЦ в 1994 году, чтобы разместить там патриаршее подворье, на территории которого предполагалось обустроить не только резиденцию патриарха, но и музей истории Русской православной церкви, паломнический и учебный центры, гостиницу и иконописные мастерские.
В комплекс Федоровского городка входят не только Дома для причта, но и Ратная палата и Феодоровский собор, иногда к нему относят также Императорский павильон и казармы Собственного Его Императорского Величества конвоя. Во время Первой мировой войны в городке были устроены лазареты для солдат и офицеров. Комплекс очень сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, сегодня полностью восстановлены только Ратная палата, где в августе 2014 года открылся Музей истории Первой мировой войны, и Феодоровский собор. Оба эти здания дают представление о том, насколько красив был Федоровский городок, когда он был только что построен. Остальные же его здания находятся в плачевно состоянии, некоторые – просто в руинах.
...
https://www.svoboda.org/a/29963815.htmlПутин и патриарх Кирилл обсудили ситуацию с храмом в Екатеринбурге
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5cebbf08 ... m=newsfeed В РПЦ обвинили противников храмов в служении Сатане
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что противники строительства храмов ассистируют Сатане. Его слова передает РИА Новости в понедельник, 27 мая.
«Если мы встречаемся с иррациональной агрессивной реакцией на строительство храма, то здесь — дело темное», — отметил священнослужитель, комментируя свое предыдущее высказывание о строительстве в среднем трех храмов в день. Тех, кого не устраивает появление в России новых храмов, он обвинил в сознательном или несознательном ассистировании «противнику Спасителя», то есть Сатане.
Патриарх Кирилл также отметил, что храмы в России строятся «не по приказу», а «в ответ на желания людей», которые, по его мнению, хотят иметь место для моления в шаговой доступности.
https://lenta.ru/news/2019/05/27/satana/Екатеринбургский митрополит сравнил ситуацию вокруг строительства храма с расстрелом царской семьи
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл во время богослужения 25 мая прокомментировал прошедшие в городе протесты против строительства храма святой Екатерины на месте сквера. По мнению митрополита, эта ситуация стала «вызовом» для церкви.
«Сегодня перед церковью — вызов. Этот вызов прогремел из Екатеринбурга. Как 100 лет назад прогремели выстрелы и пролилась кровь святых царственных страстотерпцев»,— заявил архипастырь, которого цитирует пресс-служба Екатеринбургской епархии.
Митрополит выразил уверенность, что русский народ «не поддастся на эти вызовы сегодняшнего времени» и «останется единым народом, базисом которого является святая православная вера и Русская православная церковь». Тех, кто в России выступает против строительства храмов и «глумится над православными ценностями», митрополит назвал «потерявшимися по причине безверия».
https://www.kommersant.ru/doc/3982353Спонсоры Екатерининского собора ждут компромиссного решения, которое "устроит и успокоит всех". С таким заявлением выступили компании РМК и УГМК, принадлежащие "православным олигархам" Игорю Алтушкину и Андрею Козицыну. Подчеркивается, что спонсоры не будут участвовать в общественном обсуждении. Власти Екатеринбурга готовят опрос жителей. Сквер у Театра драмы скорее всего включат в опрос.
https://graniru.org/Politics/Russia/Reg ... 76446.htmlКульт или жизнь
Анатомия протеста в Екатеринбурге
Остановка строительства храма Святой Екатерины — симптом более общих изменений. История российского протеста в некотором смысле уже делится на «до и после Екатеринбурга». В ситуативном, казалось бы, противостоянии нащупываются точки неполитической консолидации более общих протестных настроений. Со своей стороны, власть показывает некоторое понимание изменений в своих взаимоотношениях с обществом, исключающих гармонию силы и единение через колено.
Вперед к природе
В зоне протеста обозначились пересекающиеся круги. Есть повторяемость с конфликтами именно вокруг культовых сооружений. Теперь в Казани протестуют против мечети на территории школы, и опять ситуацию взрывает ураганное возведение забора. Но есть и общее в природоохранительных мотивах — за сквер или против мусорного полигона. Неслучайно именно экология становится точкой кристаллизации общего протестного потенциала.
Перепугавшись массовых выступлений в 2011–2012 годах, власть всерьез взялась за оборонительные сооружения всех видов: в пропаганде, идеологии и сфере информации, в законодательстве и политической машинерии, в силовой поддержке, вплоть до судов, Росгвардии и городской политической фортификации, физически блокирующей революционный захват объектов власти. В знаковой архитектуре страха хватит забора на циклопическом стилобате у Старой площади: еще не стена от Кинг-Конга, но тоже величественно.
В результате сложилась перенасыщенная атмосфера, в которой выступления против власти и отдельных ее решений воспринимаются как род государственной измены, как преступления против симфонии государства и общества, против воли подавляющего правоверного большинства, против духовной, экономической и военной мощи России, величия Державы и самого духа нового российского патриотизма. Плюс непонимание, за что именно, а не только против чего выступают выступающие (акционистский аналог протестного, опрокидывающего голосования). Выборочные задержания и посадки еще более подкосили уличный протест, отколов от него шатающихся политически и просто по улице. Но тем самым, как это всегда бывает, энергию недовольства загнали внутрь, в политические автоклавы, лишь нагнетающие градус подавленных страстей. История учит только тому, что есть люди, которых она ничему не учит.
Экология в этом смысле стерильна и выглядит идеально аполитичной: мы вообще не против чего бы то ни было системного и всего хорошего — мы лишь за сохранение данного клочка и без того исчезающей природы.
Мы не против государства, власти, курса, а тем более самого личного, — мы всего лишь за траву (в хорошем смысле). Это объединяет и мало кого отталкивает, даже среди пугливых. Классика интегративного потенциала гражданских инициатив: когда надо починить крышу или закопать канаву, люди забывают, кто красный, а кто белый.
Далее в дело вступает меркантильный фон многих, если не большинства такого рода инцидентов, — наличие признаков прямой или, как минимум, косвенной экономической заинтересованности. Когда за святым храмом вдруг начинает маячить многофункциональный жилой комплекс элитного класса, это ведет к полной десакрализации мотива инвесторов, а рикошетом — и их материально-духовных покровителей. В храме обнаруживаются торгующие оптом, а это уже совсем другая история.
То же с мусорными полигонами и пр.
Элементарное чутье подсказывает, что эти мегапомойки пахнут мегаденьгами. Никто не тратится на высокие технологии утилизации только ради темпов оборота, в погоне за быстрыми деньгами.
Если за подобные проекты так бьются частные инвесторы, тем более аффилированные субъекты, связанные с властью тесными и даже родственными узами, значит, есть за что бороться. Дело прочно, когда под ним струятся такие кровные отношения и финансовые потоки.
В результате всплывает цинизм двоякого рода: одинаково некрасиво делать деньги на подрыве физического здоровья людей или навязчивой заботой об их духовном здоровье. Выставив отряд бритых боевиков, церковь уже осквернила само это место, да и миссию. Кроме того, во всякого рода чрезмерном властном покровительстве таким проектам начинают подозревать отдельный интерес. Теперь все гадают, кто именно в этой истории больше попал на деньги.
На другой чаше весов очищаются и возвышаются позиции самих протестующих. Негодовать против слишком заинтересованной благотворительности для нормального человека естественно, тем более если это касается сферы духа и очень высоких отношений. Это как поддерживать негосударственные хосписы Нюты Федермессер и тут же зарабатывать на поставках медицинского оборудования и препаратов.
В итоге в энергию протеста включается общее, хотя и скрытое возмущение связанным с РПЦ богатством, выливающимся в шокирующее демонстративное потребление. Плюс недовольство околоцерковным бизнесом, облагодетельствованным бесчисленными льготами. Люди понимают, что любые налоговые послабления церкви в итоге делаются и за счет неверующих, что не говорит о благочестивой щепетильности. Если кто-то не платит общие налоги, значит, их платят все остальные, включая атеистов, которые тоже люди и граждане.
...
https://www.novayagazeta.ru/articles/20 ... -ili-zhiznЖители Петербурга проведут акцию против строительства храма
Митинг местных жителей состоится сегодня в Южно-Приморском парке. Там уже стоит железный забор.
Под храмовый комплекс выделили около 20 тысяч квадратных метров. За металлическим забором оказалась часть леса и зелёных насаждений. Ещё 13 лет назад этот участок вывели из зоны Южно-Приморского парка без общественного обсуждения, сообщает "Эхо Москвы".
С тех пор жители города неоднократно подавали поправки в Генплан и Правила землепользования и застройки с требованием лишить церковь права на данную территорию, но безуспешно. На информационном щите о стройке ничего не сказано.Надпись лишь гласит, что за забором будут вести работы по благоустройству. Однако горожане уверены, что в скором времени начнутся масштабные строительные работы, против них они и будут протестовать сегодня. Митинг согласован с властями. На месте будет установлена сцена. Начало мероприятия - в 19 часов.
Тем временем, стали известны темпы строительства православных церквей. "Мы сегодня строим в среднем три храма в сутки - я не ошибаюсь, за 24 часа. 30 тысяч храмов за десять лет", - сказал патриарх Кирилл.
По его словам, "в нашей технологически развитой цивилизации нужны такие места, где человек мог бы почувствовать близость к Богу".
Ранее ряд СМИ сообщил, что для новой резиденции патриарха будет отреставрирована территория бывшего подворья служащих Феодоровского государева собора в городе Пушкин под Санкт-Петербургом. В РПЦ говорят, что это место готовится для приёма иностранных делегаций и встреч на высшем уровне. Стоимость проекта оценивается 2,8 млрд рублей.
https://newizv.ru/news/society/27-05-20 ... stva-hramaДьякон Андрей Кураев: «РПЦ ломится в общество через чёрный ход...»
Московская патриархия пытается расширить сферу своего влияния не открытой миссионерской деятельностью, а тайными договоренностями с властями.
Аргументировано и исчерпывающе объяснил нюансы политики Русской Православной церкви дьякон Андрей Кураев:
«Когда пацан входит в новый для него мужской коллектив (казарма, зона, новый школьный класс, дворовая команда...), который сформировался ещё до его появления, он решает проблему своего статуса в местной иерархии.
Он не знает - что ему может быть позволено. Какие шуточки и выходки поддерживает коллектив, что нравится старшОму, кого можно обидеть, а с кем приятельствовать нельзя просто в силу его невысокого статуса. На какие "нарушения закону" закрывает глаза или даже снисходительно улыбается учитель-командир-бригадир. А за что бьют морду без предупреждения.
Новичок идет путем проб и ошибок. Он расставляет локти, отвоевывает себе побольше "личного пространства". Осторожно давит по всем направлениям, будучи готовым тут же сдать назад, если нарвется на жесткий отпор.
Собственно, я описал тактику возвращения русской церкви в общественное пространство после советского времени.
При Алексии этот зондаж и провокации шли мягче и не от первого лица. Кирилл решил идти напролом. Его выбор. Но не надо потом недоуменно вопрошать "а нас-то за что?".
Нет, не за веру во Христа Распятого. Не за красивые молитвы на церковнославянском языке. И даже не за критику геев.
А за непрестанные попытки проникнуть во внецерковное пространство, причём через чёрный ход. Чёрный ход - это негласные договоренности с властями.
Когда это расширение идет открыто, через миссионерский аргументированный и не давящий диалог с людьми - это одно. А когда студентов сгоняют на скучные баблабла преосвященных докладчиков - это другое.
Полемика, даже жесткая - это одно. Но "двушечки" и аресты сектантов - это другое.
Телеканал для верующих - прекрасно. Запрет на критику церковной жизни в государственных медиа - требует иной оценки.
Издание своих книг нормально. Цензура светских изданий, концертов, опер, фильмов ненормальна для 21 века.
Оскал добра.
Это же азы аскетики: зло - это не вовремя и некстати реализованное добро. Сам по себе храм мало у кого вызывает аллергию. Но если методы его воздвижения не столь красивы, как его видеопрезентация, - люди говорят "нет".
В Екатеринбургской сквернохрамной истории просто сработал закон Ньютона. Действие вызвало противодействие. Что давление достигло критических величин, видно из того, что вслед за Ебургом стали закрывать спорные храмовые проекты и в других городах (Красноярск, Тамбов...).
Опрос студентов МГУ показал, что с 12 по 18 годы число тех, кто считает себя православными, снизилось почти вдвое (с 54 до 31 процента). В других университетах спад тоже отмечен, но он не столь резок. Возможно, среди причин - "замена Кураева на Новикова"
Даже в суперлояльном МГИМО (заходил туда на днях на Столыпинский форум) православные студенты жалуются, что их однокурсникам стал свойственен жёстко антиклерикальный настрой.
Тут нечему удивляться. На днях журналист заставил меня подумать, почему коммунисты ещё в 1970-х годах смягчили своё отношение к церкви.
Я сказал: пожалели доходягу. Церковь тех лет была очевидным инвалидом. Оттого аргумент её защитников был силён: это же наши матери и бабушки. Они на своих плечах вынесли войну, голод и разруху. Ну зачем же им на исходе лет мучиться ещё и в храме? Зачем устраивать им там духоту и давку? Они политически лояльны и неопасны. Перевоспитывать их поздно. Молодежи они неинтересны. Так зачем отбирать у них храм?
Подобранного на улице тощего и вшивого котенка отогрели, откормили. И он вырос в тигра с нескрываемыми людоедскими (инквизиторскими) аппетитами. И при этом требует, чтобы с ним по прежнему сюсюкали и умильно чесали пузико. И если и разрешает себя критиковать - то только за тапки: "он такая лапочка! Он меня так любит, что если я ухожу из дома, он мне мстит за измену и писает мне в тапки!".
Перед патриархом Кириллом был выбор: убеждать или подчинить. И во внутрицерковных отношениях, и во "внешних сношениях" он выбрал второе. Проповедь в интонации "власть имущего", которая не дарит, а понуждает. С битьем воздуха кулаком правой руки в такт своей речи.
Главная ошибка этого стиля - забвение о том, что как по своей сути, так и по обстоятельствам века сего, двадцать первого, вера Христова может быть лишь факультативна.
Этот тезис может быть оспорен. Контраргументы уже изготовлены и озвучены. Я не буду их скрывать и дам ссылку на них:
Достоевский Ф. М. "Братья Карамазовы". Та глава, где слово даётся Великому Инквизитору и не даётся Христу...»
https://newizv.ru/article/general/27-05 ... hernyy-hodВ Тюмени создали детскую околорелигиозную организацию и хотят сделать ее всероссийской
В Тюмени создана детская организация «Орлята», рассказал Znak.com руководитель тюменского отделения общества «Двуглавый орел», бывший депутат гордумы и владелец «Русской ювелирной сети» Игорь Ракша. В состав общества накануне приняли семь человек. «Это те дети, которые еще могут хотеть узнать историю, исторические ценности, могут делать исследования и могут приобщаться к истории и традициям нашего государства», — заявил Ракша Znak.com.
Телеканал «Царьград» на своем сайте пишет, что галстуки с двуглавым орлом детям повязал 24 мая митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий, благословивший начинание. Первым делом «орлята» провели крестный ход в честь праздника святых Кирилла и Мефодия и Дня славянской письменности и культуры. Активисты уже предложили сделать организацию «Орлята» всероссийской.
При этом в беседе с корреспондентом Znak.com Ракша заявил, что дети в движении «Орленок» не будут заниматься религией, а сосредоточатся на истории, а также «милосердии и сострадании». Для этого они будут посещать детдома. «У нас нет цели приобщить детей к православию. У нас все религии имеют место быть. У нас главная цель — это история. У нас есть музеи, исторический парк „Россия — моя история“, много исторических объектов в городе, которые утрачены, забыты, переименованы. И наиболее утраченная история нашего края — это как раз период до 1917 года. У нас период Ермака даже больше исследован», — считает бывший депутат.
...
https://www.znak.com/2019-05-27/v_tyume ... rossiyskoyДуховности вам
https://ic.pics.livejournal.com/los_don ... 23_600.jpg