(продолжение) С перестройкой была развернута целая кампания по борьбе с народной любовью к бедному Остапу. Народу долго пытались объяснять, что «не наш» он и недостоин нашей любви. С особой злобой упирали на то, что ажиотаж вокруг «Остапиады» раздули физики. Слово «интеллигент» для юдофоба, еще до семнадцатого года, стало, во-первых, ругательным, а во-вторых, синонимом слова «еврей», а вот слово «физик» приобрело эти два качества несколько позже. Я лично не раз слышала, как человек говорит: «Ильф, Петров, Багрицкий там всякий – все это херня, это все эти ваши «физики» придумали. Тьфу!» Физики… А у меня вот двойка по физике всю жизнь. И до физики Краевича я никогда не дошла. А Остап – дошел! Тем не менее, то, что Остап – «еврей евреич», ясно лишь одним антисемитам. Они нас в этом и убедили. А сами Ильф и Петров в этом никого не пытаются убедить. Для них это вообще не важно. Для них важно то, что Остап – одессит. То есть человек одесской, «южанской» культуры. Но – русскоязычной при этом. Остап разговаривает на очень хорошем русском литературном языке. И это не случайно, это отражение некоей тенденции, традиции воспитания, которая возникла в среде богатых одесситов в начале прошлого века, невзирая на их этнические и религиозные корни. На самом деле я нашла некое доказательство того, что наполовину он еврей, точно. Вот это странное словосочетание: «Папа – турецко-подданный». Современному человеку оно ничего не говорит, но в той старой, дореволюционной Одессе, жизнь которой была завязана на хлеботорговле, жило множество турецких евреев – хлебных маклеров. Евреем и турецким подданным был еще один «герой» русской истории – чудовищный Нафталий Френкель, духовный отец сталинской системы лагерей. Это ему принадлежит знаменитая фраза: «В первые три месяца мы должны взять от заключенного все, а потом он нам не нужен». То есть это нам кажется, что «папу – турецкого подданного» Ильф и Петров сочинили для смеху, но в старые времена одесский еврей – турецкий подданный – было обычное и совершенно не смешное явление. Папа Остапа, похоже, не врач, не адвокат, не владелец аптеки, а именно хлебный маклер еврейско-турецкого происхождения. Отсюда – русскоязычность и русскокультурность Остапа. Его отец – космополит и ассимилянт, как многие торговые люди. Остап не привязан ни к какой религиозной конфессии. Он – атеист, язычник, это как раз подходящий вариант для ребенка из смешанной семьи, особенно в те сумасшедшие времена. Так что мать его может быть и русской, и полькой, и гречанкой. Для чистого еврея у него слишком уж решительный подбородок. Вообще такая замечательная «медальная красота» очень свойственна полукровкам. С уверенностью можно сказать одно: никаким евреем Остап себя не считает, русским тоже. Он, похоже, потомственный космополит, и, пожалуй, это единственная точка, в которой он сходится с Советской властью: космополитизм буржуйского сына Остапа вполне совпадает с интернационализмом победивших коммунистов. Во всем остальном Остап, как известно, с Советской властью расходится. Как вы помните, в оба романа Остап Бендер входит пешком и абсолютно нищим. То есть не просто жулик или авантюрист, но в обоих случаях – пешеход. Человек, обладающий недюжинным «ай-кью», отличным образованием, по неведомой причине в первом романе, к двадцать седьмому году, имеет в своем активе подержанную астролябию и яблоко. И никто не задается вопросом: а почему, собственно? Вот тут важен факт еврейского, хотя бы наполовину, происхождения Остапа. Ведь это происхождение давало ему, сыну богача-торговца, право на вход в «наш новый мир», построенный революцией. Дети русских купцов, промышленников, дворян – все они были «лишенцы», парии. Им требовались особые заслуги для приема в новую жизнь. А евреи после революции проканали как «пострадавшие от царизма». Это похоже на американских негров, которые, все как один, числились у нас за «пострадавших от американского расизма», следовательно, они были для Советской власти «родные». Благодаря этому еще при Сталине до нас доехал «о мен ривер» – Поль Робсон, а при Хрущеве первыми американскими ласточками, перелетевшими через железный занавес, стали «пострадавшие» звезды джаза. Вот это получалось и с евреями: они поголовно числились «жертвами царизма», то бишь своими-нашими, и, невзирая на социальное положение, имели возможность вступать в партию и успешно подвизаться во всех начинаниях молодой Советской власти. Правда, была и вторая сторона медали: пока шла Гражданская война, для белых точно так же все поголовно евреи считались сторонниками красных. Когда приходили белые или зеленые, евреев били, опять же, невзирая на социальное положение, то есть «мочилово» шло чисто по этническому признаку. Но в результате победили красные, и вот такому Остапу, мальчику из хорошей семьи, оснащенному прекрасным гимназическим образованием, в этой новой России были открыты все дороги. Новая власть протягивала к нашему герою свои ласковые окровавленные руки и с удовольствием нашла бы применение его хорошему образованию и блестящему «ай-кью». Получается, что при переделе страны такой вот парень с остаповским «бекграундом» вполне подходил в «наследники». Я сама частично из семьи таких «наследников». Но я и не причисляю себя к потомственным интеллигентам.
_________________ Любая сложная проблема имеет простое, логичное, лежащее на поверхности неправильное решение. Дедушка с 30 мая 2023 года.
|