Кстати, сообщение о взрыве части судов флота было сделано Чичереным через газету Известия только 22 июня (ДВП, т. 1, стр. 372):
Quote:
Сообщение Народного Комиссара Иностранных Дел о Черноморском флоте
22 июня 1918 г.
Только что получено известие о том, что часть бывших в Новороссийске судов Черноморского флота возвратилась в Севастополь, остальная же часть была командой взорвана.
Что касается возвращения судов из Новороссийска в Севастополь, то непременным условием его была поставлена гарантия со стороны германского правительства, что вернувшиеся суда не будут употребляемы Германией или ее союзниками во время войны, и будут отданы России после заключения всеобщего мира, а также обязательство со стороны Германии, что германские войска не будут переходить демаркационную линию, приблизительно совпадающую с их расположением в начале наших переговоров с Украиной.
Германское правительство, со своей стороны, только под условием принятия такого соглашения приостановило наступление на Новороссийск.
Народный Комиссар по Иностранным Делам [Чичерин]
Печат. по газ. «Известия» № 127 (391), 22 июня 1918 г.
В указанном источнике в примечаниях дано вот такое описание всех обстоятельств произошедшего (стр. 718-719):
Quote:
Весной 1918 г. германские войска, нарушив Брест-Литовский мирный договор, оккупировали Украину и вторглись в Крым. Продвигаясь по Черноморскому побережью, они создали угрозу Севастополю, где был сосредоточен Черноморский флот. В связи с этим 25 апреля 1918 г. Советское правительство предложило командованию Черноморского флота перевести корабли из Севастополя в Новороссийск. 27 и 28 апреля в Новороссийск вышли 2 линкора («Воля» и «Свободная Россия»), 1 крейсер («Император Троян»), 18 эсминцев и транспортные суда. В Севастополе остались корабли, отказавшиеся подчиняться распоряжению о переходе в Новороссийск.
11 мая главнокомандующий германскими войсками на Востоке Эйхгорн потребовал немедленного возвращения флота в Севастополь, угрожая в противном случае продолжением наступления по побережью Черного моря (см. стр. 296). В обоснование своего ультимативного требования немцы ссылались на то, что Черноморский флот якобы принимает участие в боях против германских войск на Украине и что перемещение судов в Новороссийск будто бы нарушает условия Брестского договора. Между тем перевод судов в Новороссийск ни в какой мере не противоречил постановлениям Брестского договора, в ст. V которого говорилось: «Свои военные суда Россия либо переведет в русские порты и оставит там до заключения всеобщего мира, либо немедленно разоружит» (см. док. № 78, стр. 122).
Советское правительство предприняло энергичные меры к тому, чтобы спасти Черноморский флот (см. док-ты №№ 135, 167, 174, 225, 232, 245). Однако германское правительство настаивало на возвращении флота в оккупированный ими Севастополь, что фактически означало сдачу его Германии.
Не имея возможности спасти флот и не желая сдавать его германскому командованию, Советское правительство приняло решение потопить корабли Черноморского флота. 18 июня 1918 г. на внешнем рейде Новороссийска были взорваны и затоплены 1 линкор («Свободная Россия»), 9 эсминцев, 2 транспорта и 7 торговых пароходов. Эсминец «Керчь» был затоплен у Туапсе. Часть матросов поддалась на уговоры агентов контрреволюции, и 17 июня 1918 г. в Севастополь вернулись линкор «Воля», крейсер и 6 эсминцев. – 296, 372.