Эх, сушняк, сушняк...Ну, как обещал, расскажу про Битву Лучей а также немного о ее последствиях.
Началась Битва Лучей когда немцы разработали радионавигационную систему Knickebein.



Пара радиолучей пересекались в форме линии, по которой летел бомбардировщик. Один из лучей нес в себе "точки", другой "тире" из азбуки Морзе. Если бомбардировщик держал курс прямо, то точки и тире сливались в один постоянный сигнал. Если самолет отклонялся в сторону, то пилот бы услышал отдельные точки либо тире и скорректировал курс. В Knickebein использовались две такие пары - первая пара лучей вела бомбардировщики на цель, вторая пара в пересечении с первой указывала точку сброса бомб.
Таким образом немецкие бомбардировщики могли очень легко работать ночью по английским целям, при этом точность системы позволяла целиться на отдельные заводы. Все что требовалась от пилота - "держать линию" в наушниках и нажать на сброс когда второй луч включал сирену. Более того, система Knickebein использовала приемники которые уже были у Люфтваффе - для посадки при плохой погоде.
Через разведку британцы узнали что немцы что-то творят, но только когда приземлился подбитый бомбардировщик Ю-88 они обнаружили что немцы ставят два приемника навигационной системы плохой погоды и чувствительность приемников слишком высока для этой цели. Послав самолет с приемником на воздушное патрулирование, британцы обнаружили два парных луча, а также точку пересечения: завод "Роллз-Ройс" в Дерби. Ой.

Противодействие было очень простым - британцы добавили дополнительные "точки" в эфир и не только сбили с толку немцев, но многие немецкие бомбардировщики не смогли найти путь обратно в Германию.
Вот здесь можно послушать:
http://s110605900.websitehome.co.uk/beams/beampage.htmТыкать в линк "Click to hear He111 pilot head phones signals" находящийся чуть выше середины страницы.
Но немцев так просто не проведешь. В то же время они разрабатывали гораздо более эффективную систему X-Gerat, которая использовала четверо лучей. Первый был навигационным по которому летели самолеты, оставшиеся трое были использованы для контрольных точек пересечения. Точность новой системы была гораздо выше из-за гораздо более узких лучей, а также поскольку система использовала визуальный прибор который показывал отклонение от навигационного луча "рывками" стрелки. Сброс бомб был автоматическим и осуществлялся хитрым секундомером с двумя стрелками. Когда самолет ловил предпоследний пересекающий луч, стрелки синхронно начинали отсчитывать время. Когда самолет ловил последний луч, одна из стрелок останавливалась а вторая начинала отсчет в обратную сторону. Когда вторая стрелка достигала нуля, бомбы сбрасывались.
Зачем катавасия с хитрым секундомером? Секундомер точно ловил время пролета между последним и предпоследними лучами, равное времени пролета между целью и последним лучом. Таким образом экипажу не нужно было вносить поправки в сбросовое время из-за встречных/боковых ветров, итд. Немецкое командование расставляло лучи после расчетов и гарантировало сброс бомб в нужной точке каждым самолетом.


X-Gerat требовал специализированного оборудования, поэтому использовался только авиаполком наводчиков которые сбрасывали маяки-зажигалки над целью, и основная сила бомбардировщиков ориентировалась на них.
С помощью X-Gerat немцы удачно отбомбили Кавентри.
Противостоять X-Gerat было трудно, невозможно пока не разбился Не 111 с установкой на борту. Но произошел анекдот. Службе береговой охраны был недавной сделан втык за упущение в наблюдении, и когда оставили капрала охранять самолет он не подпускал никого к фюзеляжу на пушечный выстрел. Даже когда начался прилив, капрал всех крыл матом и грозился застрелить любого кто приблизится ближе 50 футов. Самолет затопило и установку не успели анализировать к бомбежкам Кавентри. Британцы поставили мнимые сигналы, но не знали точно частоту на которой работал X-Gerat. Из-за этого Кавентри не успели спасти. Будь капрал чуть поумнее, история этого города была бы другой.
В итоге, через некоторое время, британцы научились ставить фальшивые пересекающие лучи и автоматическая система начала сбрасывать бомбы раньше цели. Ставить контра-лучи стало гораздо труднее: немцы включали Knickebein задолго до начала бомбежки, но после того как британцы успешно вывели системы из строя немцы стали поумнее - X-Gerat включался незадолго до начала операции, и британцам было трудно вовремя среагировать фальшивым лучом.
Bromide, кстати, как раз и был источником фальшивого луча для X-Gerat. Само кодовое имя Ruffian тоже относилось к X-Gerat, поэтому история про Радио Париж не более чем утка или слухи, КМК. Да и как сделать пересекающий луч в этом случае, причем очень узкий? Может только Радио Париж мешало X-Gerat, и поэтому его перевели на более узкую трансляцию? ХЗ. В британских источниках ничего такого нет, Р.В. Джонс разоблачает много слухов которые ходили во время войны и не утихли после, это похоже на военный фольклор.
Y-Gerat

Немцы использовали слишком четкие кодовые названия. Для радионавигационных систем они использовали имена паганских богов. Британцы перехватили сообщение о системе под кодовым названием Уотан (одноглазый царь-бог, Один в скандинавской мифологии) и быстро смекнули что это будет система с одним навигационным лучом.
Передатчик на земле посылал сигнал который отражался передатчиком на самолете, и станция на земле сверяла фазу сигналов. Разница в фазе давала дистанцию от земного передатчика до самолета и наземные диспетчеры вручную давали экипажу указания по коррекции курса. Но немцы выбрали крайне плохую частоту: 45 МГц, на которой мог работать запасной транслятор Би-Би-Си в Лондоне. Британцы перехватывали сигнал с самолета и транслировали его обратно. Диспетчерская станция в Германии получала оба отраженных сигнала и сумма фаз давала неверную дистанцию. Эта система получила кодовое название "Домино". Британцы грамотно играли с транслятором, но диспетчеры Люфтваффе со временем догадалось что происходит. Но это не помогло, Люфтваффе свернуло программу радионаведения бомбардировщиков, больше "лучами" Англию не бомбили.
Конец истории?
Не-ет. Британцы взяли все немецкие трюки и использовали их против самих немцев. Они разработали системы G-H и Oboe по мотивам последних двух немецких систем, а также начали использовать маяки-зажигалки для пометки цели. С G-H я знаком лично, щупал снятую установку с желтым экраном в авиационном музее Торонто. У установки был щупленький старичок который с ее помощью на "Веллингтоне" бомбил шарикоподшипниковые заводы Германии. Но это уже совсем другая история...