18 декабря 2009года, пятница, утро.С утра приехал на работу, вышел из машины, и ко мне тут же подошел какой-то южанин, таджик или узбек, точнее не мог определить. Он обратился ко мне на хорошем русском языке:
- Можно у вас прикурить?
- Не курю, - отвечаю ему.
- Не то, я имел ввиду: от аккумулятора «прикурить», машина моя не заводится.
А-а-а… Все понятно, ударили морозы, и многие испытывают подобные проблемы.
- Ладно, - говорю таджику, - Где машина-то ваша?
- Сюда во двор, пожалуйста, заезжайте.
Подъезжаю, куда он указал, вижу – во дворе среди новеньких иномарок стоит бедным родственником старенькая, но ухоженная жигуль-копейка. Но стекла непременно тонированные, это у южан фетиш!
Достав из багажника провода-прикуриватели, перекинул их с клемм своего аккумулятора на его батарею, и завел двигатель своей Нексии, чтобы не подсадить аккумулятор.
- Заводитесь, - кричу парню, а сам встал у открытого капота, послушать движок Жигулей.
Он безуспешно крутит стартером движок своей копейки, тот лишь изредка «схватывает», давая редкие вспышки. Похоже на то, что зажигание есть, а вот бензин не поступает.
Движок Жигулей мне как родной, сам раньше ездил на «шестерке».
Попросив у парня инструмент, открутил шланг от бензонасоса и покачал его вручную рычагом – из насоса фонтанчиком брызнуло топливо. Так, бензонасос работает, возможно: в приемной сетке поплавковой камеры карбюратора лед замерз, бывает такое на морозе. А мороз сегодня нешуточный, градусов пятнадцать, поди.
Параллельно решил проверить свечи, может – засрало их несгоревшим топливом или маслом. И я попросил хозяина копейки выкрутить одну из свечей. Тот выкрутил одну, осмотрел ее и протянул мне, сказав при этом:
- Чистая свеча, сами посмотрите.
Глянул – да свеча чистая, остальные, надо полагать, тоже. Значит, ищем в карбюраторе.
Тем временем я уже снял «кастрюлю», т. е. воздухоочиститель, попросил таджика открыть воздушную заслонку, «подсос», а потом несколько раз резко нажать педаль газа. Из сопла насоса-ускорителя в смесительную камеру синхронно с нажатием на педаль несколько раз прыснул бензин. Это значит, топливо есть, в карбюратор поступает.
- Заводитесь, - кричу ему снова.
Он вытянул ручку подсоса…
- Стоп! - кричу ему.
Вот где собака порылась! Он не до конца закрыл воздушную заслонку, а лишь прикрыл ее, не полностью. В обычную погоду, не такую холодную, как сегодня, этого, как правило, достаточно для запуска холодного двигателя. Но сегодня мороз необычный, а потому «подсос» надо использовать полностью, чтобы смесь при запуске была не просто обогащенная, а переобогащенная.
- Вытяните подсос до конца и заводите, - кричу ему снова.
Что ты думаешь – завелась, чахотка!
Подошел к водителю, сказав:
- Теперь уберите подсос, но не до конца, а чтоб только обороты были ровные, пока прогреется.
И начал отключать провода прикуривателя. Таджик, тем временем, тоже собрал свой инструмент, а потом подошел ко мне.
- Сколько я вам должен? – спросил меня.
Честно скажу, в тот день мне очень, очень не помешали бы деньги. В моем бумажнике не было ни одной купюры, лишь тихо позвякивала мелочь, как в шляпе у нищего. А получку должны дать лишь в понедельник, после выходных, придется как-то дотягивать.
Но не мог я попросить денег, ложная гордость помешала, а может, просто желание выпендриться, не скажу точно. И я пренебрежительно отмахнулся, охреневая от непонятного самому собственного благородства:
- Да ладно, не стоит, это пустяки.
- Большое спасибо, - горячо поблагодарил водитель копейки, и мы разошлись, довольные.
Почему я возился с ним столько? С одной стороны, вроде бы это нормально с точки зрения морали, а с другой – часто ли мы получаем такую помощь от незнакомых людей?
Да, конечно, другое дело, если бы помощь попросила очаровательная молодая особа, приятно что-то сделать для красивой барышни. При этом задним умом надеясь, что она даст вам свой телефончик, или даже пригласит к себе на рюмку кофе, а там, глядишь, и приятный необременительный романчик завяжется. Ну, а если помощь нужна не очаровательной барышне, а мужику, да еще из категории столь нелюбимых многими в Питере среднеазиатов? Тогда что – пропадать?
Но я помог ему. Не из каких-то высоких моральных побуждений. Просто в молодости шоферил на Севере, в стройбате. Там такая взаимная помощь незнакомым людям – совершенно обычное дело, нечто само собой разумеющееся. Два года Севера прочно впечатались в характер и поступки, это уже не вытравишь.
Разумеется, в моем поступке был и некий выпендрежь, рисовка, понты: вот какой я молодец – и машину помог завести, и денег брать не стал. Ну да, понты, конечно, не без этого. Но если б все водители вот так, пусть даже ради понтов и рисовки, помогали друг другу. А то ведь даже и красивым девушкам не помогают (писал как-то об этом
в одном из своих рассказов), чего уж о других говорить. Главное, все-таки, это поступки, а не помыслы. Думаю, тому парню на «копейке» было абсолютно начхать, какие мотивы побудили меня помочь ему, главное – выручил, не бросил! Главное – результат.
Послесловие этой истории было красивым и почти сказочным: вечером на работе нам раньше обычного срока вдруг выдали получку, да еще и немалую внеплановую премию к Новому году, и я тут же отправился за новогодними подарками жене и дочкам.
И это правильно, считаю: добрые дела надо вознаграждать на этом свете, поскольку в загробную жизнь не верю.