Прислал бывший коллега по "филипку". Что с этим делать - не знаю, решил выложить здесь. Для альтернативно одаренных - я не автор. Я не автор! Я не автор!!!
В конце 80-х годов я учился в некотором политехническом ВУЗе Министерства Обороны. Все описанное ниже происходило на 3 курсе в 6 семестре. Программа 3 курса обучения радиоинженеров связи весьма сложна и насыщена теоретическими дисциплинами - «Радиоприемные устройства», «Антенно-фидерные устройства», «Электронные компоненты радиотехнических устройств» и прочее, а в дополнение к ним и воинские дисциплины: «Уставы ВС СССР», «Защита от оружия массового поражения», строевая подготовка, физическая подготовка и тому подобное. И как в любом воинском коллективе еще и наряды по курсу, по столовой, гарнизонные патрули и прочая загрузка курсантского состава в соответствии с повседневной жизнью войск. Учиться было достаточно тяжело, кто учился в военно-учебных заведениях меня отлично поймет. В 6 семестре, помимо всего прочего, нам предстоял экзамен по дисциплине «Теория передачи информации», скажу без обиняков - вещь крайне сложная, совершенно дикий замес из высшей математики, математической статистики и теории вероятностей (как Шеннон все это выдумал!!). Призадумались наши отличники, можно и лицом в грязь ударить, на экзамен выносился просто гигантский объем материала, разбитый на 150 вопросов, и 4 дня на подготовку. В аудитории для самоподготовки собрали всю группу, стали судить, да рядить как сдавать такой экзамен. Принимать его должны были 2 преподавателя, не больше не меньше полковники доктор наук Д. и кандидат наук П., причем Д. начальник нашей профильной кафедры, а П. его заместитель. Д. нам читал лекции, П. вел практические занятия. Вся фишка состояла в том, что если сдавать экзамен «по честному», средний балл группы будет крайне низким, ожидался где-то на уровне 3,8, что испортит показатели курса, но самое неприятное - будет много двоек и люди останутся пересдавать, когда все в августе уедут в отпуск. Сидим уже битый час, никаких идей никто не генерирует, вдруг кто-то вспомнил, что сдавал Д. вступительный экзамен по физике, будучи абитуриентом, и подметил его интересную особенность — ОН НИКОГДА НЕ БЕРЕТ В РУКИ И НЕ СМОТРИТ ВЫТАЩЕННЫЙ КУРСАНТОМ (АБИТУРИЕНТОМ) БИЛЕТ, решили попытаться сыграть на этом, уточнили у старших курсов, действительно догадка подтвердилась. Идея оформилась следующая: каждый, включая и отличников, идет на экзамен с билетом в кармане (здесь или все или никто), например вытаскивает 5й, а говорит 15й из кармана, заранее выученный досконально, затем по-тихому вытащенный билет в карман, а отвечать из кармана. Теперь следующая проблема — заполучить оригиналы билетов. Через пару дней попросились к начальнику кафедры на консультацию, дисциплина сложная и ничего удивительного в этом никто не увидел. Как сейчас помню маленький и тесный кабинетик с двумя столами начальника кафедры и его зама, завалили все скопом 22 человека, встали тесным кольцом вокруг стола начальника кафедры и начали закидывать его вопросами, спрашивали конечно, как положено на консультации, вполне реальные непонятные моменты по дисциплине и организационные вопросы, надо сказать, что Д. был человеком знающим свою дисциплину превосходно, и к тому же изрядно при этом увлекающимся. Обычно он поднимал глаза к потолку и говорил, говорил, говорил.... как глухарь одним словом. А в это время курсант П. шарил в столе зама, разыскивая билеты, и как только они были стянуты консультация закончилась. Дальше оказалось все еще проще — девки из машинописного бюро за бутылку шампанского и три килограмма апельсинов (тогда это было жутким дефицитом) напечатали на стандартных бланках копии билетов и курсант А. так подделал подпись Д. на билетах, тот даже сам не заметил что подпись не его. Оригиналы вернули на следующий день, зайдя под благовидным предлогом. Наступил день экзамена, у всех по понятным причинам мандраж сверх меры — риск велик, но поехало все как по маслу, расчет оказался верным на все сто процентов. Конечно абсолютно все не получили отличных оценок, кое кто получил и тройки, засыпавшись на дополнительных вопросах, такая сдача экзаменов в нашем ВУЗе была обычным делом, прежде чем поставить «отлично» тебе задавали 2-3 дополнительных вопроса, проверяя глубину знаний и вопросы как правило с материалом билета не совпадали. Экзамен заканчивался, осталось ответить одному курсанту И., хорошему спортсмену футболисту, но плохому знатоку теоретических дисциплин, кстати на службе он пошел по командной линии и в 37 лет стал полковником, командиром отдельной части. Оставалось решить последнюю проблему — после окончания экзамена в билетах неизбежно должны были оказаться одинаковые. Преподаватели решили, прежде чем поставить И. 3 балла, просто его изнасиловать, что бы в его пустой, как футбольный мяч, голове хоть что-то осело. Действо разыгрывалось на последней парте, преподаватели сели рядом с ним с обеих сторон, надо сказать И. сел туда специально, мы знали наверняка, что именно так и будет. Командир нашей группы, старший сержант Г., спросил разрешения преподавателей зайти всем в аудиторию и положить в личные сейфы ненужные учебники и конспекты. Оставшиеся билеты лежали на столе преподавателя, толпа старательно закрывала стол от преподавателей и все двойные билеты были подменены, затем проверены по списку, после этого все успокоились — финт ушами удался. В общем средний балл выполз где-то под 4,5, курсовое начальство ходило довольное как удав, наш курсовой офицер получил благодарность за хорошую организацию учебного процесса. Д. же просто ходил гоголем и всем хвастался как хорошо он нас научил, поскольку рекорд этой дисциплины был 4,0 , где-то в 1978 году, когда учившееся люди не в пример были сильнее подготовлены чем мы. Как говорится дурной пример заразителен, наша параллельная группа решила таким же образом сдать «Теорию радиоприемных устройств» и засыпалась буквально на втором вытянувшим билет, преподаватель, хитрый хохол-заподенец К., раскусил их махинацию моментально. На экзамен вызвали начальника факультета, был дикий скандал, экзамен перенесли на конец сессии и преподаватель учинил им допрос с пристрастием, наставив двоек. Мы пытались отговорить параллельную группу, риск не стоил результата, теория радиоприемных устройств, была не в пример легче и понятнее, ближе к практике, но наш удачный пример и искушение халявой оказались сильнее. Это пожалуй единственный раз за все мои 5 лет обучения удалась такая массовая фальсификация, было конечно всякое, отдельным людям удавалось списывать, обманывая опытнейших преподавателей, диктовали ответы на билеты и по радиоканалу как в известном фильме и по проводам, маскируя их между досками пола, получая «отлично» за практику и «неуд» за теорию. Я намеренно в этом небольшом рассказе не только не писал полностью фамилии действующих лиц, но и не упомянул даже ВУЗ, лично меня до сих пор немного грызет совесть за такой финт ушами, дело в том, что оба преподавателя работают в этом ВУЗе до сих пор, читают лекции, ведут практические занятия, они уже давно военные пенсионеры и глубокие старички, наверно им под 80 лет и смущать их покой не хочется.
Бывший курсант Щ.
_________________ Скромность не входит в число моих недостатков.
|