7 февраля 1981 в авиакатастрофе погибло командование Тихоокеанского флота СССР
http://novostivl.ru/msg/2136.htmПричина катастрофы - перегруз
История знает много крупных авиационных катастроф. Но среди них нет равной по значимости той, которая произошла на военном аэродроме в городе Пушкине под Санкт-Петербургом 7 февраля 1981 года. Самолет Ту-104А погиб на взлете. В результате той катастрофы остался без руководства огромный Тихоокеанский флот СССР.
Самолет Ту-104А командующего Тихоокеанским флотом адмирала Эмиля Спиридонова возвращался с ежегодного оперативно-мобилизационного сбора (штабных учений), в котором принимало участие руководство всех флотов Советского Союза.
На борту транспортного самолета находились командующий флотом адмирал Эмиль Спиридонов, командующий авиацией флота генерал-лейтенант Георгий Павлов (всего 16 адмиралов и генералов), другие пассажиры (среди них - супруга Спиридонова Валентина и жена первого секретаря Приморского крайкома КПСС Тамара Ломакина). Всего вместе с экипажем на Ту-104 летели во Владивосток 52 человека. Немного. Однако в ходе Великой Отечественной советский флот потерял всего четырех адмиралов. А тут сгорели и разбились сразу шестнадцать!
Впрочем, нашлись и счастливчики - те, кто чудом не попал на рейс-катастрофу. Например, утром 7 февраля первыми из Пушкина вылетели североморцы и с ними начальник штаба ТОФ Рудольф Голосов, которому Спиридонов разрешил навестить родственников на Севере. Удалось избежать гибели и командованию Камчатской военной флотилии - им посчастливилось попасть на более ранний рейс Аэрофлота.
Около 16 часов по ленинградскому времени самолет авиации ТОФ Ту-104А вырулил на взлетную полосу и начал набирать высоту. Оторвавшись от земли, самолет внезапно резко накренился вправо и упал, мгновенно взорвавшись. 30 тонн горящего керосина из баков хлынули в салон, лишая шанса на спасение даже чудом оставшихся в живых пассажиров.
Причины катастрофы были выяснены достаточно быстро. Разумеется, никто не скидывал со счетов теракт, однако все оказалось более чем прозаическим последствием "права сильного" - назовем происшедшее 27 лет тому назад своими именами.
В тот день шел снег, мела небольшая пурга, но полеты не отменили! Переждать непогоду было не с руки всем - и вип-начальству, и экипажу, отсидевшему без семьи в готовности номер один в летной общаге всю неделю сборов. Потому что впереди были большие советские праздники: 23 февраля и 8 марта, к которым нужно было скорее доставить по домам подарки!
Все офицеры и адмиралы ТОФ за неделю сборов в северной столице страны отоварились дефицитом, которым в СССР было все: одежда, обувь, мебель, бытовая техника. Кормовой отсек "тушки" вместе с креслами полностью занимали ящики с провизией, тяжеленные коробки с бытовой техникой (в моду входили первые отечественные цветные телевизоры и видеомагнитофоны) и даже писк шика - югославские и чешские мебельные гарнитуры-стенки. Не забудем - флот вез с учений сотни килограммов планшетов, карт, схем - все это совсекретно и опечатано в огромных металлических сейфах и пеналах весом под тонну!
В итоге перед взлетом Ту-104А командующего ТОФ оказался перегруженным (а полагалось по аэрофлотовским правилам всего-то по 20 кг багажа на пассажира!) - перегруженным, судя по всему, по личному разрешению комТОФ. Куда смотрел командир экипажа - понятно без слов: кто же на флоте перечит начальству?
Положение усугубилось и тем, что "экипаж не проконтролировал расположение груза внутри фюзеляжа самолета". Позже комиссия установила, что центровка общей массы оказалась за установленными пределами - ближе к хвосту. Это ухудшило аэродинамику самолета, что неощутимо на земле, но проявляется сразу после отрыва шасси от бетонки.