Биография Ползунова, как и история его машины достаточно подробно изложена в Вике -
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0% ... 0%BE%D0%B2 по материалам БСЭ и, как там написано, очерка М. И. Юдалевича "Город, богатый талантами".
Что до самой машины - она представляла собой модификацию (или, если угодно, вариацию на тему) уже известной к тому времени пароатмосферной машины Ньюкомена с той разницей, что приводила в действие не водяной насос, а воздуходувные меха. До машины Уатта ей было очень далеко. Впрочем, заслуга барнаульского изобретателя, построившего первую российскую паровую машину, все равно велика.
Подвела Ползунова, как это часто бывает, несовершенная технология. Зазоры между поршнем и цилиндром оказались слишком велики (читал, что они достигали 15-20мм!), котлы пришлось сделать из листовой меди, а не из железа. В результате параметры пара были низкими, а расход его большим; постоянно возникали проблемы с истиравшимися уплотнениями поршня, котел дал течь. Машина не оправдала себя по сравнению с водяным колесом и была демонтирована с резолюцией "пущать её в действо, по изобилию в здешнем заводе воды, за нужно не признавается".