Я долго не находил достаточно времени, чтобы отвечать Джефферсону (ничего, если я пишу твой ник по-русски и с заглавной буквы?), сейчас вот собрался
Но я все-таки имел достаточно времени подумать над следующими вопросами и даже кое-что почитать/послушать на эту тему. В т.ч. и по ссылкам, предложенным т. Джефферсоном:
1. Почему такие замечательные (и простые для понимания!) идеи, да еще и излагаемые такими умными и образоваными людьми как РП до сих пор не нашли поддержки в широких кругах общества?
2. Почему мы не видим примера построения либертарианства хотя бы в одной стране - богатой или бедной, большой или маленькой? Хотя бы в одном отдельно взятом штате? Кстати, что случилось с тем проектом переселения либертарианцев в Нью-Гэмпшир, чтобы таки доказать возможность построения такого общества? Джефферсон, ты нам пишешь уже оттуда или все еще из Чикаго?
3. Почему наши разговоры с Джефферсоном, как и другие разговоры между либертарианцами и нелибертарианцами проходят как бы в перекрещивающихся вселенных? Т.е. не в пересекающихся и не в параллельных, а как-то хитро завязаных как, типа, у Лобачевского.
Я уже не говорю об эпитетах, которые там звучат - причем больше со стороны либертарианцев (которые, как мы знаем со слов Джефферсона - все очень милые, образованые и порядочные люди) А мы и не сомневались.
Со стороны не либертарианцев, это самое слово звучит достаточно оскорбительно. Если же этого недостаточно, то оно меняется на "лузертарианец" - это не я придумал!
Попотев над этими размышлениями(ибо происходили они либо на бегу, либо за рулем велосипеда), я пришел к таким выводам:
Да, дисклеймер - я не получал ни заданий, ни денег ни от какой партии, Все я придумал сам, это - мои измышления, но никакой ответственности не несу! 1. Хотя либертарианство(в дальнейшем, - Л.) представляет себя как политическую теорию/учение/течение/партию(нужное - подчеркнуть), оно является, своего рода, религией. Культом некоего идеального общества, где государство играет весьма ограниченую роль и , соответственно, требует очень мало от своих граждан. Мало - в смысле налогов. Зато предоставляет им возможность самим заботится о себе, о своем достатке, своем здоровье, своем образовании, даже о своей безопасности. Государство, которое не ищет приключений на свою ж... за границей. Модель такого общества можно легко увидеть в Америке второй половины (но не конца!) конца 19 в. С началом испано-американской войны эта идиллия начала быстро портиться, со вступлением в ПМВ - испортилась совсем. Президент Вилсон и его последователи попытались вернуться к старым временам - но неудачно. Тем более, что они пытались сделать это на трезвую голову
. Неудивительно, что от этого началась Великая Депрессия.
Ну, а дальше - все пошло наперекосяк - сначала ФДР с его "Новым курсом", потом ВМВ, потом Корейская, Холодная и Вьетнамская войны, "Великое общество" Л. Джонсона, Рейганомика, и т.д и т.п. Короче, от мечты не осталось ни шиша...государство выросло в огромное чудище, которое "обло, огромно, стозевно и лаяй"(с)
2. Почему я считаю(не я один, кстати!), что Л. - это религия, а не политика? Потому, что политика - это "искусство возможного"(с), а религия - совсем наоборот.
Для того, чтобы вернуть современное общество в то состояние, которое было в 1877 году, надо его разрушить до основания, а потом начинать строить заново. Естественно, 1877 год я привел для иллюстрации. Подставьте туда общество, нарисованное в программе РП, сравните с тем, какое вы видите вокруг себя и прикиньте, на минуточку, что понадобится для того, чтобы перейти от того, что есть сейчас к тому, что "должно быть". Ы?
3. Есть и еще одно замечательное сходство между Л. и религией. Впрочем, это относится и к коммунизму. Что же общего может быть между двумя противоположностями - Л. (индивидуализм, опора на свои силы, очень ограниченная роль г-ва) и К.(обобществление всего и вся, коллективизм, подавляющая роль гос-ва)? А сходство состоит в том, ИМХО, что и К. и Л. и религия требуют создания какого-то нового человека, отвечающего всем требованиям божества или заменяющего его органа. В христианстве это должен быть праведник, а еще лучше, мученик. В коммунистическом обществе должен был возникнуть новый тип людей, работающий не за деньги, а за идею. Ну, а в либертарианском обществе должен был бы появиться новый человек - предприимчивый, работящий, здоровый, но не лишенный сочувствия к "малым сим".
Куда же должны деваться не удовлетворяющие таким требованиям?
В ад, господа, в ад. Тьфу, я же хотел сказать - "В сад!"(с)
4. Пойдем немного глубже - многие делят наши политические воззрения на три главные "корзины" - экономика, внешняя политика/оборона/безопасность и социальная сфера. Где идеи Л. находят самую большую поддержку? В самой первой! Тут с Л. и РП согласны очень многие. Надо уменьшать расходы, уменьшать пресс государства на бизнес и налогоплательщиков. В этом и заключалась идея "чайной партии". К которой я, кстати, причисляю и себя и которая ТОЛЬКО ЭТИМ БОКОМ и относится к Л. и РП. Поэтому когда Джефферсон с гордостью перечислял успехи ти-парти(забыв о ее же провалах, кстати!) это было не совсем по делу - ибо к РП и Л. это имело лишь опосредствованное отношение - они были и есть попутчиками благодаря сходству взглядов по первой корзине. Но если говорить о двух других...
Неужели кто-то осмелится сказать, что Бахман, Пэйлин или ДеМинт поддерживают немедленный вывод американских войск из А., И. и вообще из НАТО. О внешней политике я бы хотел поговорить отдельно - здесь я упомянул это лишь для иллюстрации - насколько взгляды ти-парти и РП расходятся по этому вопросу. Аналогично и по третьей корзине - можно ли представить себе Сарочку П. или Мишелку Б. агитирующих за разрешение наркотиков и проституции? А они были бы обязаны - будь они либертарианками!
5. В этом - различие между политикой и религией. В религии - Бог сказал: "Да будет так!" и ты уже не можешь есть сало. Или "...разверзлись хляби небесные" или, наоборот, расступились воды Красного моря, короче, совершилось чудо. В политике же, человек, произносящий хорошие, правильные слова, но не сумевший воплотить их в жизнь, становится посмешищем.
Главное "завлекалово" Л. - свобода - это его же и главная слабость. Ибо нет свободы без ответственности, ибо это будет - бардак. Ибо свобода должна быть(по Л.) во всем, а не только там, где выгодно государствуили отдельному человеку. Значит, если ты хочешь иметь низкие налоги, отсутствие удушающих правил и т.д. надо обязательно иметь и свободу торговли наркотиков, и проституцию - иначе Л. перестанет быть Л.
Но далеко не все хотели бы иметь ВСЕ эти свободы, а еще больше не хотели бы, чтобы ЭТИ свободы были у людей их окружающих.
Очень многие люди(включая меня самого) имеют разные взгляды на эти три корзины. Можно быть либералом из либералов, но при этом поддерживать активную внешнюю политику (ген. Уэсли, б. главком в Югославии, потом кандидат в президенты от ДП). Обама, ИМХО, довольно консервативен по "третьей корзине" - как и большинство черных. Про его позицию по первым двум - говорить много не надо
Вот и получается... сидит себе человек, читает программу Л. примеряет на себя, все вроде бы нравится. Но потом он/она начинает задумываться..
"Позвольте, но у меня есть престарелые родствнники! Сейчас государство берет заботу о них на себя, а что будет, если ..."
"Я сижу уже пять(10, 20) лет на пособии... Что будет, когда пособие снимут?..Неужели, придется идти работать? Трава станет намного дешевле, да и заработать на ней так как сейчас уже не удастся"
И т.д. и т.п. - очень мало людей может принять всю программу - только ее части. а раз так - "В сад!"
...
"Настоящих буйных мало - вот и нету вожаков!"(с)
Продолжение - следует.