Сегодня - ровно 100 лет со дня знаменитой катастрофы (почему-то часто называют 14.04, хотя столкновение с айсбергом произошло за 20 минут до полуночи, и все остальные события, включая затопление, происходили уже 15-го).
Посмотрела очередной фильм на Нэшнл Джеографик - мужик много лет занимался загадкой катастрофы, и утверждает, что полностью понял, что же случилось.
По его версии и команда, и капитан не совершали никаких заметных оплошностей и небрежностей, в которых их обвиняют некоторые версии: никто не спал на посту, не был пьян, и решение прибавить ходу тоже было вполне нормальным и допустимым в ситуации спокойного моря. И заклепки на корпусе тоже былм в полном порядке. Просто случилось невероятное стечение слишком многих неблагоприятных обстоятельств.
Во-первых, мужик изучил судовые журналы столетней давности, которые сто лет, через две мировые войны, сохранили педантичные немецкие архивы, и проанализировал данные по замерам температуры воды и воздуха. Выяснилось, что в момент катастрофы "Титаник" пересекал очень холодный поток Лапландского течения, который вторгся в более теплые воды Гольфстрима. По свидетельству очевидцев, температура воздуха в ту ночь буквально за пару часов упала с 0 до -17. В итоге создалась ситуация, хорошо знакомая жителям пустынь и вообще жарких районов: в воздухе, температура которого намного ниже температуры земной поверхности, возникают миражи. Условия видимости оказались такими, что айсберг был просто невидим вплоть до последнего момента.
Вдобавок плохую службу сослужила уникально тихая и безветренная погода с полной прозрачностью воздуха. Те же очевидцы отмечали, что в ту ночь было видно очень много звезд, гораздо больше, чем всегда. Эти же звезды отражались в зеркально-ровной поверхности воды, так что невозможно было разобрать, где кончается вода и начинается небо. Кроме того, рядом с "Титаником" находилось судно «Калифорния», которое могло бы успеть к месту катастрофы - но среди огромного количества мерцающих звезд и их отражений матросы "Калифорнии" не распознали световые сигналы "SOS", которые пытался подавать "Титаник".
В общем, звучит довольно убедительно. Есть, правда, и еще несколько известных факторов: то, что количество шлюпок по тогдашним нормам не рассчитывалось на всех пассажиров + экипаж; то, что судовой путь не был вовремя перенесен южнее из-за аномально высокого количества айсбергов в тот год; то, что радиосвязь внутри судна была не слишком эффективной... но все это уже из серии аргументов "если бы я вчера был такой умный, как моя теща послезавтра". К сожалению, правила техники безопасности всегда пишутся чьей-то кровью... ...
|