Чес слово, это не я выдумал...
Quote:
02:21 pm: М.Гольденберг. О происхождении имени города Киев.
Страницы, вырванные из Всемирной Истории.
Название Киева в древности и его основание покрыто мраком. В основном пользуются летописями Нестора, где говорится о тех братьях: Кий, Щеком и Хорив. Историк Закревский (Описание Киева" Москва 1868,1 стр.2)это предание отвергал. Профессор П.К.Брун (Труды III Археологического съезда. Киев 1878, п 1 стр. 89) приводил со слов писателя Юргева, что Киев, после того, как очутился во власти варягов назывался ими "Самбата" (место где собираются корабли) так как город этот был для диких варягов-моряков местом сосредоточения откуда они вместе со славянами набегали на Черноморское побережье с целью грабежей и разбоя.
Карамзин расчленил слова "Самбана" на два слова: "Сама" и "Мать", что должно было означать, что город является матерью городов русских (Карамзин. т 1, гл. 2. стр, 28,29. Изд. Суворова С.П.Б.)
После всех этих толкований проф. Бруни пришел к заключению, что слово "Самбата" не варяжского, не угрского, не славянского происхождения, а армянского. Он говорил, что немного лет спустя, после распространения владычества хазар на реку Днепр, Лев, император греческий, бывший армянином, чтобы укрепить дружеский союз с хазарами, счел нужным, в знак своего благоволения к ним, помочь им основать и выстроить город Киев. Хазары в знак признательности за такое одолжение назвали выстроенный город "Самбатеса" - по имени сына императора, носившего армянское имя Sambatesa. (Д-р Гаркави в журнале "Гамиция" доказывал, что, судя по надписи, найденной на одном надгробном памятнике в Крыму Киев назывался в древности "Манкерман"). Татищев говорил, что Киев - слово сарматское, и что оно означает "горы", а писатель Щербатов доказывал, что "Киев" - слово арабское или персидское, и что гунны, находившиеся в близком племенном родстве с хозарами, основали Киев.
Одна легенда гласит (в летописях), что ещё в 40 г. после Рождества Христова апостол Андрей, один из основателей христианства восходил в горы Киевские, тогда ещё незаселенные и там проповедовал веру христианскую. На одной из этих гор он водрузил крест и сказал: “В будущие времена на этом месте будет основан и выстроен великий город для христиан". Закревский указывает со слов митрополита Платона (Церковн. история. Т 1. стр 12), что в те времена ещё не было даже обычая ставить кресты в знак чего бы то ни было. В еврейских источниках у .Б.Левинзона "Teuda b'Isroel", у Ш.Пинскера в "Lkutej Kadmonijot", И Фина в "Kirjo neemono", в издании "Гакарьель", и "Гамагид" и.т.д.
Все эти источники утверждают, что Киев в древности был городом еврейских ученых и писателей, благодаря чему именно о нем сложилась и поныне существует поговорка "из Киева исходит учение и свет". Г.Барац специально занимался изучением славянской литературы чтобы доказать её заимствования из раввинских учений талмуда. Он написал книгу "Кирилло-Мефодиевские вопросы" впервые появившиеся в сборнике "Труды Киевской Духовной Академии за 1891г) Кирилл и Мефодий распространявшие христианскую веру позаимствовали большинство притчей из Талмуда. Барац замечает в одном из мест, что хазары во время своего господства старались называть все города, горы и.т.п. именами из священного писания, и что быть может современный Киев назывался некогда у хазар - Цион. Он напоминал собою библейский "Цион", который так же как Киев был расположен в горах.
Есть древний текст, письменный памятник, подтверждающий это. Г-н Фирсанович нашел в одной Дагестанской синагоге (История Гонца. стр 484. Также "Гагузри" (напечатано в Варшаве), примечание к истории хозар. Стр. 63 "Гакармель" 1862 г. 3 стр., 40 прим.329).
"Я, друг иудейского вероисповедания Авраам бен Симха из Испании, в царстве братьев наших.
О существовании в древности названия «Цiувъ» вместо Кiевъ упоминает также в своей книге. Что у прозелитов хазар в 986 от нашего изгнания в лето от сотворения мира 4747, во время пребывания послов князя Руси и Москвы из города Цищи.(Киев) к государю нашему Давиду князю Хозарскому (в Крым). Это не единственный источник, где г. Киев назван "Циев"
О существовании в древности названия «Цiувъ» вместо Кiевъ упоминает также в своей книг проф. Хволенсон (HebraischeGrabschriftenetc). Перечисляя различные названия Киева в древности, Закревский точно также упоминает «Цieв».
Если мы теперь допустим, как это стало более вероятным, что слово «Цiевъ» есть испорченное почему бы то ни было название города «Цiонъ», то нам остается только установить каким образом буква «н» в конце слова «Цiонъ» оказалось замененной буквой «в» в найденном слове «Цiонъ».
Прежде всего, укажем на то, что в ряду перечисленных Закревским названий Киева мы находим также и название «Кiунъ».
Таким образом мы имеем возможность фактически проследить те изменения, какие претерпело слово «Цiонъ» прежде чем оно окончательно изменилось в слово Кiевъ, мы видим, как первая буква слова «Цiонъ» - Ц (С) заменена буквой – К – и город стал называться «Кiунъ» -- и как последняя буква «н» - оказалась замененной буквой «в» в названии города «Цiовъ» - и таким образом утверждение, что Кiевъ некогда назывался «Цiонъ» становится более близким к вероятности.
Не трудно понять также, каким именно образом, и следствие какой причины, название города претерпело указанное изменение.
Нет ничего невероятного в том, что после 1016 г., когда хозары были совершенно изгнаны из пределов России и из Крыма, а Киев очутился под властью русских, русские стали ошибочно выговаривать «Кiевъ» вместо «Цiонъ», тем более, что для русских совершенно чужд был источник откуда хазары почерпнули название для выстроенного ими города. Поправить же образовавшуюся с течением времени ошибку в произношении было некому, так как хазар не было тогда уже и в помине.
Сама же по себе замена в произношении славянских народов буквы Ц (Цiонъ», в букву К. «Кiунъ» вероятна уже потому, что буква С (ц) и поныне произносится как «К» перед всеми гласными буквами, кроме «I» «Е» в славянских наречиях.
Возможна ещё и другая причина такой замены букв: еврейская буква «Ц» первоначально изображалась вместе с буквой «К» (смотри у Штейнберга) так, например, слово «цлоимъ» заменяется однозначущим «Клоимъ» - [занавесы] , а слово «Эрецъ» - словом «Арко», в обоих случаях означающем - Земля.
Таковы по всей вероятности те причины, которые способствовали превращению названия «Цiонъ» в «Кiунъ» - название города приведенное у Закревского.
С течением времени русские естественно стали выговаривать «Кiевъ» вместо «Кiунъ», т.е. букву «н» на конце слова заменили буквой «в», что так свойственно характеру славянской речи, и названию русских городов, как например: Ярослав, Могилев, Кишинев, и.т.д.
Гипотеза о том, что Киев в древности назывался «Цiонъ», не только разъясняет нам происхождение и смысл изречения «из Киева исходит учение и свет», но и само подтверждается существованием этого изречения.
По свидетельству рава Давида Лухану (см. его предисловие к Махзору), как мы видели, в Киеве некогда жило очень много еврейских ученых и раввинов. Из истории хазар нам известно, что по повелению хазарского царя Булона прибыло в Киев много еврейских ученых из Персии и Вавилона, чтобы обучать принявших иудейство хазар библии и талмуду. Хозары были прежде язычниками и невеждами, и не имели письменности, но, став прозелитами они назвали построенный ими город «Цiонъ», как город, из которого исходило учение. Если бы в тогдашнем Киеве, как это и имело место, не было бы светил еврейской науки, то в глазах невежественных язычников, которые там приобщались к знанию, даже посредственные учителя должны были называться светочами науки и богатырями мысли и духа.
Так сложилась высоко – лестная поговорка, какой ни один город, и ни одна из имеющихся в мире знаменитых по числу ученых еврейских общин не удостаивалась.
Поскольку прозелиты (новообратившиеся, уверовавшие, принявшие веру на себя) давали всему библейские имена, они дали подобные названия своему месту обитания. В Киеве и поныне сохранилась Хоревая гора, Хоревая улица (последняя названа так потому, что местность эта прилегает к горе, носившей некогда это название). Хоревая гора очень напоминает собою библейскую гору «Хоривъ» и может только служить лишним подтверждением гипотезы, в силу которой Киев некогда назывался Цiономъ.
2006 .