Domnitch wrote:
Дед Григорий wrote:
Современная технология позволяет большинству народа не работать. Проблема только в том как перейти от сегодняшнего положения к новому(где работать будут, в основном, уже изобретенные роботы) без больших потрясений. Вот в этом вся загвоздка.
Все уже придумано классиками.
Роберт Шекли, "Похмелье",
https://topreading.ru/bookread/58958-ro ... li-pohmeleQuote:
Вот уже многие годы Верховный евгенический комитет, созданный при Объединенном международном правительстве удерживал численность населения мира в стабильных и разумных пределах. Людям снова стало так просторно на Земле, как не было в течение последнего тысячелетия, а внимания им уделяли куда больше, чем когда- либо в прошлом. Благодаря успехам подводной экологии и гидропоники, а также всестороннему использованию земной поверхности еды и одежды хватало на всех и даже с избытком. При автоматических методах строительства и изобилии стройматериалов жилищная проблема перестала существовать, тем более что человечество было сравнительно невелико и впредь не собиралось увеличиваться. Даже предметы роскоши ни для кого не были роскошью.
Сформировалась благополучная, устойчивая, неизменная цивилизация. Те немногие, кто проектировал, строил и обслуживал машины, получали щедрое вознаграждение. Большинство же вовсе не работало. Ни нужды, ни желания у них не было.
Находились, конечно, и честолюбцы, которые жаждали богатств, власти, высоких постов. Эти занимались политикой. Используя обильные общественные фонды, каждый из них кормил, одевал, развлекал население своего округа, чтобы обеспечить себе большинство голосов, и проклинал вероломных избирателей, всегда готовых переметнуться на сторону того, кто посулит больше.
Это была утопия своего рода. О нужде все позабыли, войны давно прекратились, каждого ждала безбедная долгая жизнь.
И чем же, кроме врожденной человеческой неблагодарности, можно было объяснить, что число самоубийств возросло до поистине страшных размеров?
Шекли - это Шекли. В конце концов у фантазии нет границ, и это не доказательство.
Дело в том, что с начала 70-х ответ на вопрос получен экспериментально. "Мышиный рай" («Универсум-25») Колхауна. Джон Колхаун провел этот эксперимент Института психического здоровья в г. Пулсвиль (Мэриленд). Для мышей оборудовали контейнер, где в изобилии были места для гнездования, еда и свежая вода. За мышами также следили ветеринары, чтобы не допустить эпидемии или чего-то такого. В контейнере могли в полном комфорте жить порядка 9000 мышей.
В этот рай запустили 8 молодых здоровых мышей, и те ессно стали плодиться и размножаться. Тем не менее, популяция тормознула намного раньше, чем вы подумали - на цифре 2200. В этот момент повзрослело третье поколение мышей - и в колонии начались беспичинные драки. Часть молодых самцов превратилась в изгоев с бесчисленными шрамами и вечно окровавленными хвостами.Самки тоже стали агрессивными и прекратили заботиться о потомстве. Мышат часто съедали, несмотря на наличие еды в изобилии, и иногда их съедали собственные мамаши. А часть мышей, которых Колхаун назвал "красавчиками", практически не вступали в социальные интеракции. Они выходилик кормушкам и поилкам в центре куба лишь, чтобы поесть-попить, и тут же возвращались в свои гнезда, которые они выбирали в самых отдалённых местах куба. Секс их тоже не интересовал - всё время они проводили в груминге самих себя, бесконечно прихорашиваясь и расчесываясь. Естественно, потомства у "красавцев" не было.
В итоге колония просто вымерла.
Что интересно - на предфинальной стадии Колдаун попытался "спасти" ситуацию. Он взял 8 молодых "красавчиков" и поместил их в куб, аналогичный первому. То есть, воссоздал ситуацию "первопроходцев". Но "красавцы" вели себя совершенно по-иному, они не стали исследовать куб и размножаться. Они разбрелись по удаленным "квартирам" и продолжили вести себя так же, как и в родной колонии.
Результаты этого эксперимента Колхаун интерпретировал, как модель того, что происходит с людьми в больших городах при большой скученности населения. Но я думаю, что это мисэнтерпретация и дело совсем в другом. У мышей исчез смысл жизни, им больше не требовалось решать никаких задач для выживания - и они очень быстро сдохли, потому что смысл жизни нужен даже мышам.
Я уже лет 10 знаю про этот эксперимент и постоянно думаю о нем, наблюдая за происходящим.