Тут Алексей Арестович как раз выступил по вопросу, поднятому ув. МихИванычем(много букв:-)):
Quote:
ПАСХАЛЬНАЯ САЕНТОЛОГИЯ.
В пасхальных баттлах религиозные люди излагают противникам религиозную легенду (Бог, прощение, смирение, покаяние, лучики добра), "научные" люди - научную - Большой взрыв, эволюция, айфон, инквизиция, Маск, Марс, Джордано Бруно, "яйца в 21 веке" красят только мудаки" (отдельной кастой идут эзотерические люди – с их "энергией, чакрами, вибрациями, духовными центрами, точками сборки и посланиями сквозь века").
Настоящая разница между теми и другими, а также остальными, заключается в глубинной подсознательной установке мира.
"Религиозные" люди первой степени знают, как устроен Мир (Бог, творение, проведение, воскресение, Страшный суд). "Научные" люди первой ступени также знают, как устроен Мир (Взрыв, расширение, красное смещение, реликтовое излучение, черные дыры, тепловая смерть Вселенной).
Первый уровень - это шаткая попытка защититься от Великой Загадки жизни некритически усвоенными наставлениями - человек выбирает из них, более соответствующие его глубинной интуиции по отношению к Миру и собственному месту в нем.
На этом уровне мы в любом случае имеем дело с верованиями: у Дарвина ли с его эволюцией, или у Святого Иоанна, с его Концом мира.
Установка:
– я знаю, как устроен Мир.
Второй уровень.
Ему отвечают храбрые "ученые", начала научной революции, 17-18 веков и те из нас, кто ими гордится сегодня.
Их (настоящая) храбрость заключалась в том, что они смогли действительно отважный шаг, взяв себе за исходную установку:
- мы не знаем, как устроен мир, но знаем, что у нас есть Разум.
Это был взрыв.
Началось ускоренное изучение мира, техническая революция и вообще – "прогресс".
"Научные" люди, которые и сегодня не знают, как устроен мир – очень симпатичны, открыты, интересны, не склонны принуждать других к принятию собственной точки зрения, ироничны к чужим верованиям, но – "по-доброму".
Они знают, что есть Ум, а дальше – дорога.
Соответствующая категория среди "религиозных" людей - те, кто понимают, что "шесть дней Творения" нужно понимать метафорически, а пупки у Адама и Эвы - аллегорически, в религии обращают внимание, преимущественно, на ее нравственную сторону, вместо того, остерегаются метафизической.
Они знают, что есть Бог, а дальше – дорога.
Они также открыты, ироничны, но не подвержены холиварам.
Третий уровень. Кризис.
Установка:
- мы не знаем, как устроен мир, мы не знаем, как устроены мы сами, мы можем изучать только то, как мы его/себя изучаем.
Это уровень Канта и (частично) Конта – позитивистов.
На этом уровне я снимаю кавычки и начинаю называть "ученых" - учеными, а "религиозных" - религиозными.
Это уровень подлинной познавательной скромности, в которой начинает просматривать подлинное (а не выдуманное) человеческое достоинство.
На этом уровне научный и религиозный лагеря прекращают драку и выбирают позицию вооруженного нейтралитета, поглядывая друг на друга издалека, но не без определенного уважения - отдавая должное отдельным (периферийным) достижениям "врагов".
Так религиозные отдают науке почет за технический прогресс, а научные – религиозным за прогресс нравственный.
В религиозных этому уровню соответствует отход от догматики и начало заинтересованности мистикой, позиция: "Бог внутри нас".
Научные, на этом уровне даже в порыве могут (исключительно теоретически) допустить, что "что-то там, в Небе, есть", а религиозные - что, возможно, Бог сотворил Мир через Великий взрыв.
Четвертый уровень. "Сократ".
Это очень высокий уровень. Таких людей очень мало.
Установка:
- я не знаю, как построен мир, но могу опираться на знания, полученные из мышления как-никакого.
Это люди, которые подвергают все подлинному сомнению.
Ни фанатичному сомнению первого уровня, применяемого к врагам, но никогда – к себе, ни легкомысленному сомнению первого подлинного понимания сложности Мира на уровне второго.
Это реальное, очень глубокое, экзистенциальное сомнение Сократа, безоговорочно поддававшего ему все "известное", сомнение Канта, для которого наши "знание" - это, на самом деле, знание того, что мы воспринимаем, так, как мы его воспринимаем, благодаря тому, чем мы его воспринимаем.
Это сомнение Декарта, которому подверг само существование сомнению - не в качестве интеллектуальной фикции, а пережил, как глубокую травму сознания и самости.
На этом уровне, человек принципиально открыт к любому взгляду на мир, потому что, на самом деле, презирает все из них, потому что видит в них, лишь более или менее наивные детские попытки изобразить в своем маленьком альбоме строение всей Вселенной, которая неизвестно существует ли вообще?
Позиция: "я знаю, что я ничего не знаю, но это я знаю точно".
На этом уровне граница между "научностью" и "религиозностью" стирается, эти люди больше не могут принадлежать ни к одному лагерю: они бросают их и идут по собственной дороге.
В споры не вступают, но могут объяснять заинтересованным, как взрослый не спорит с детьми, но может их учить.
Эти люди обычно находятся один на один с Богом, и Он говорит к ним - через их собственное мышление.
В науке это уровень отдельных единиц - творцов великих теоретических систем, благодаря которым человечество изменяет собственное понимание мира - Аристотеля, Ляйбница, Дарвина, Энштейна.
В религии это уровень великих религиозных деятелей, создателей великих теологических и социальных концептов: Августина, Дунса Скотта, Игнатия Лойолы.
Отличие религиозных людей на этом уровне все еще состоит в том, что Бог говорит с ними также через их сердце.
Но может быть и наоборот.
На этом уровне установок нет (не нужны).
Пятый уровень. "Платон".
Очередной прорыв. Внезапно выясняется, что и научный язык, и язык религии, и вообще, любой язык, или попытка описать реальность внеязыковыми средствами всегда метафорична: неважно, используем мы математические формулы, или формулу превращения воды в вино.
Поскольку любой Логос является метафорой, получается, что лучше всего Мироздание чувствуется эстетически.
То есть, для понимания Мира удачнее писать симфонии, поэмы и картины, чем составлять дискурсивные тексты.
Некрасивые самолеты плохо летают, а "Теория Большого взрыва" - это математическая поэма, не имеющая никакого отношения к критериям научности.
В эстетическом мире, главной движущей силой выступает Эрос ("Тяжесть"), ищущий Истины, как Красоты.
Платон создает Миф, и воспевает его высшую форму – Музыку.
Если кто не знает - "Космос" на древнегреческом это "упорядоченная женская прическа", а "Хаос(мос)" - неупорядоченная.
Человек выходит за пределы "науки" или "религии" в их социальном смысле.
Использование Разума становится эстетическим, а ощущение сердца – логическими, то есть – направленными на Логос.
Постепенно ум и сердце перестают противоречить друг другу, сливаясь в единый поток восприятия.
Это уровень создателей больших метафизических систем и объяснений, по которым уже непонятно, чего там больше - ума или сердца?
Платон, Тома Аквинский, Лао Цзы.
Позиция:
- Реальность не укладывается в слова, или Высказанное Дао не истинно Дао.
Шестой уровень. "Будда".
Границы падают, фильтров не остается и восприятие Мира становится непосредственным.
Из реальности остается Бог и Воспринимающий, которых, кстати, тоже "нет".
Есть все и ничего. Лишь легкая тающая на западе улыбка.
Седьмой уровень.
......
---------
Ваш экзестиционный (то, как вы чувствуете Мир), интеллектуальный (то, как вы понимаете Мир), и духовный (то, чем на самом деле для вас Мир), взгляды могут сильно различаться, порождая для вас специфические внешние и внутренние проблемы.
Иногда возникают забавные сочетания.
---------
Уровень, который вы у себя нашли, можете смело снижать на два.
Они через один очень похожи.