Спасибо вам, друзья, за тёплые слова, скзанные вами при провожании меня на базу и за слова приветствия при моём возвращении.
А вы, Док, иногда столь мудрёно выражаетесь, что я понимаю только интонацию

.
Но ладно, продолжим наши игрища.
ВЛАДИМИР АРМЕЕВ
Этюд о военно-полевой кухне русской армии ХХ века«Звезда» 2007, №3 ... в начале века солдаты ели деревянным ложками из алюминиевых котелков, а пили из алюминиевых (сплав алюминия, меди, кремния) фляжек и чарок (чарка — примерно 120 г чистой воды). Это называлось тогда “продовольственная утварь в снаряжении пехотинца”. Меня, признаться, удивило, что в начале ХХ века алюминий так широко применялся в русской армии. Алюминиевую посуду в армии ввели в 1897 году. А ведь в это время в России не было своего алюминия, а были лишь так называемые “переделочные” заводы, которые из импортного металла производили свои изделия.
---------------------------------------------------------------
Но российский император видел в алюминии одно его несомненное преимущество — легкость. Ведь до этого вся походная солдатская посуда была изготовлена из облуженной меди. Насколько это утяжеляло солдатскую амуницию! Даже после введения алюминиевой посуды полный вес снаряжения пехотинца русской армии составлял 29,75 кг (сюда входят и белье, и портянки, и оружие, и продовольственная утварь). Для сравнения: французский пехотинец того времени тащил на себе 27,5 кг, а все, что требовалось германскому солдату в бою и походе, весило всего 23,9 кг. Русский солдат был явно перегружен. Чисто экспериментальные исследования того времени показали, что при многодневных переходах (один переход в день — это примерно 25 верст, то есть 26,67 км) к таскаемому весу в 22 кг человек привыкает за несколько дней. В то время как ноша в 31 кг “действует неизменно изнуряюще всегда”.
---------------------------------------------------------------
Коль скоро мы заговорили о походном снаряжении солдата, то не будем забывать о говядине. С собой в походе в то время солдат нес сухой паек. Это фунт (грубо 410 г) отварной говядины, которую он брал с ночлега — дневная норма. Сухарей — 2 фунта на 2,5 дня. Соли — почти 50 г (12 золотников). И фляжка воды — 700 г. Иногда я буду кроме старых русских мер (пуды, фунты, золотники) использовать современные бытовые меры веса сыпучих тел и жидкости: стакан, столовая и чайная ложка. Так, например, 12 золотников соли — это 5 чайных ложек. Для сравнения: германский солдат имел с собой в походе четырехдневный сухой паек. Но вернемся к основной теме — продовольственному обеспечению армии. Рота — это тот уровень, где продовольствие распределяется конкретным солдатам. И самым “главным” в этом деле был каптенармус — это совершенно официальная уставная должность и, судя по всему, весьма хлопотная. Он отвечал не только за распределение продовольствия, но и за состояние обмундирования, обеспечение фуражом, хранение и состояние личного оружия солдат. Два слова про оружие. Например, винтовки должны были храниться с открытыми затворами, а все холодное оружие, например шашки, должны храниться отточенными, причем точить шашки можно было только оселком (это камень, на котором точат опасные бритвы), в исключительных случаях бруском. При этом воспрещалось использовать точильный камень. Стачивание зазубрин было также запрещено, вероятно, с целью обеспечения долговечности службы шашки — 20 лет. По званию каптенармус — это старший унтер-офицер. Во всяком случае, он имел право наложения взысканий на нижние чины на правах старшего унтер-офицера, заместителя командира взвода. Итак, каптенармус прежде всего следил за справедливым распределением довольствия для каждого солдата. Что же полагалось съесть рядовому бойцу в день в начале века? Приведем суточную норму продовольствия в военное время: в 1899 г. ржаных сухарей — 1 фунт 72 золотника (717 г) или хлеба ржаного — 2 ф 48 з (1024 г), крупы 24 з (102 г), мяса свежего 1 ф (409,5 г) или 72 з (307 г) мясных консервов, соли — 11 з (50 г), масла сливочного или сала 5 з (21 г), подболточной муки 4 з (17 г), чаю 1,5 з (6,4 г), сахару 5 з (21 г), перца 1/6 з (0,7 г). Общий вес всех продуктов, получаемых одним солдатом в день, — 1908 г.
---------------------------------------------------------------
Начнем с хлеба. Хлеб выпекался в пекарнях, расположенных в местах постоянной дислокации частей. Для выпечки использовалась ржаная мука среднего помола. Сам процесс выпечки мы рассмотрим позже, здесь же отметим, что вымешанное тесто формировали в виде шара и ставили в русскую печь. Весь процесс готовки теста длился примерно 34 часа. Для приготовления хлеба использовались лишь вода, мука, дрожжи и соль (яйца, масло отсутствовали).
Из такого же хлеба сушились сухари, также в русской печи. Надо отметить, что для питания солдат сухари выдавались лишь в самом крайнем случае, так как их частое использование могло привести к негативным последствиям. Это хорошо видно, например, из телеграммы командующего Маньчжурской армией во время Русско-японской войны военному министру: “…все войска все время питались печеным хлебом, приготовленным в полевых подвижных пекарнях, чем и объясняется отсутствие в армии сухарного поноса, несмотря на самые неблагоприятные климатические условия…”
---------------------------------------------------------------
Далее в дневном рационе стояло “мясо свежее”. Как уже отмечалось ранее, в русской армии использовалась только говядина, в то время как, например, в германской — еще свинина и баранина. Объяснить это, на мой взгляд, можно тем, что в русской армии служило достаточно большое количество “иноверцев”, в частности мусульман (их называли тогда “магометане”). Косвенным подтверждением этой гипотезы служит следующий факт. На бляхах (пряжках ремней) у православных была надпись “За веру, царя и отечество”, а у иноверцев — “За царя и отечество”. Их не принуждали служить за чуждую им веру, правда, и за свою тоже не позволяли. И если для этой категории солдат специально изготавливались предметы амуниции, то, вероятно, учитывались и особенности их питания.
---------------------------------------------------------------
Крайне удивительно, что в начале прошлого века (а ведь это время перед Русско-японской войной) мясные и мясорастительные консервы имели очень широкое распространение в русских войсках, причем качество их приготовления и вкус не уступали современным.
Основным, монопольным поставщиком мясных консервов для всей Российской армии был г-н Азибер. Замечу на полях: если вы представляете, что такое военные поставки вообще, а столь дорогостоящей продукции, как мясные консервы в частности, то поймете, что деятельность г-на Азибера — высший пилотаж предпринимательства. Ведь военное ведомство получало большое количество предложений на поставки консервированной продукции со всего мира — из Англии, Германии, Америки. Но почти всегда вердикт военных гласил: “представленные консервы не соответствуют традициям вкуса русского солдата”.
---------------------------------------------------------------
Вот в основном все о мясе и мясных консервах. А сейчас вернемся к их качеству и вкусу. Летом 2004 года экспедиция Д. Шпаро сделала потрясающее открытие. Она вскрыла склад продовольствия, заложенный известным русским полярным исследователем Эдуардом Толем осенью 1900 года во время экспедиции на шхуне “Заря” в поисках Земли Санникова. На полуострове Таймыр, на мысе Депо Толь заложил в вечную мерзлоту кроме прочего 48 банок мясорастительных консервов “Щи с мясом”. И вот из этого природного холодильника (температура в вечной мерзлоте практически круглый год -37° С) консервы были извлечены и доставлены для исследования в Москву. Был проведен микробиологический анализ этих консервов, результат — состояние идеальное. И тогда наши исследователи рискнули и попробовали эти щи сами. Вкусовые качества их оказались великолепны по нашим, современным понятиям.
---------------------------------------------------------------
Походных кухонь сто лет назад в войсках повсеместно не было. Первые походные кухни появились только в Русско-японскую войну. Это полевая кухня Турчановича (патент 1907 года). Она имела два котла, расположенных на одноосной повозке на “деревянном” ходу (задний ход) и “передний ход” — одноосная повозка в виде ящика, где хранились кухонная утварь и продукты. Каждый котел имел самостоятельную топку, один был предназначен для первых блюд (190 л), второй — для вторых (130 л). Причем второй котел имел “масляную рубашку” — чтобы каши не пригорали.
Уже во время Первой мировой войны все войска были обеспечены этими кухнями. Они же “провоевали” в Советской армии и всю Вторую мировую войну. Естественно, эти кухни были приспособлены для топки прежде всего дровами. Вода в котле такой кухни закипала за 40 минут, на роту обед из двух блюд готовился 3 часа, ужин — 1,5 часа. Но вернемся к котлу на костре. В руководстве для каптенармусов приводится “раскладка” припасов для нижних чинов на 10 человек (1891 год). Сразу замечу, что на 10 человек варилось ведро супа (щей) на обед. Это просто и понятно. Ведро — это официально принятая русская мера жидкости, примерно 12 литров (300 фунтов) воды, что соответствует современному эмалированному ведру. Оно делилось на 10 кружек, то есть по кружке супа на человека (по 1,2 л), а каждая кружка содержала 10 чарок — “гостированная” мера объема жидкости (120 г).
---------------------------------------------------------------
А теперь сравним. Не считая жидкости, в первых блюдах на одного солдата в начале ХХ века приходилось примерно 700 г ингредиентов на одну порцию, а в середине века — около 800 г, но из них почти половину занимала картошка. Судя по калорийности этих блюд, можно смело сказать: царь солдата любил больше, чем Сталин.
---------------------------------------------------------------
Идем дальше по суточной норме царского солдата. В супы обязательно клались свежие или сушеные овощи: в день полагалось примерно 250 г свежих или около 20 г сушеных овощей. Отметим, что впервые в русской армии более или менее регулярно сушеные овощи стали использовать во время Крымской кампании в 1856 году. Это были импортные сушеные овощи, но в конце ХIх — начале ХХ века их производство было освоено и в России. Причем, как интендантам удалось выяснить экспериментально, лучшая сушеная овощная смесь получалась при сушке в русской печи.
---------------------------------------------------------------
Стоимость одного дневного овощного рациона на одного солдата составляла 0,52 коп. (почти грош). А вообще вопрос о стоимости продовольствия очень интересный и непростой. Нелегко перевести цены столетней давности, выбрать некоторый инвариантный во времени масштаб. Но Россия — это страна, в которой такой инвариант есть. Это водка, а вернее, “пол-литра”. Размышляя о ценах, сравнивая их, я пришел к неожиданному открытию по стратегии и тактике ценообразования в России. Возьмем любой розничный рынок Новосибирска. Сегодня ведро картошки стоит примерно 70 руб., 1 кг мяса — 70 руб. и 0,5 литра водки — 70 руб.
Кстати, “бутылка” была официальной мерой измерения объема жидкости, равной 1/20 ведра, то есть сегодня это около 600 мл. В бутылку помещалось 5 чарок. Еще мерой объема жидкости был штоф. В ведре около 8 штофов, то есть штоф — это 1,5 литра (4 косушки или 8 шкаликов).
Вернемся к ценам на продовольствие 1900 года. Возьмем цены розничных рынков Москвы того времени. Бутылка водки — 60 коп., то есть 0,5 литра — 50 коп. Фунт говядины — 17 коп., то есть примерно 43 коп. за 1 кг. Картофель в лавке — 4 коп. за 2 1/2 фунта, то есть ведро — около 40 коп.
Таким образом, и 100 лет назад пол-литра водки, килограмм мяса и ведро картошки стоили примерно одинаково (40 с лишним копеек). Много это или мало? Для сравнения: трехлинейная винтовка стоила 23 рубля, револьвер — 17 руб. 50 коп., теплые сапоги — 4 руб. 20 коп., валенки — 1 руб. 13 коп., полушубок — 3 руб. 10 коп. Кстати, гусь с потрохами на рынке стоил 1 руб. 25 коп. (почти как валенки). Интересно определить стоимость (ориентировочную) суточного довольствия царского солдата. Итак, фунт говядины — 17 коп., 3 фунта черного ржаного хлеба — 6 коп., крупа (гречневая) — 1,25 коп., соль столовая — 1,6 коп., овощи сушеные — 0,52 коп., масло — 2 коп., чай — 3 коп., сахар — грош, перец — грош. Итого имеем примерно 32 коп. в розничных московских ценах! Конечно, в пост солдатский паек сильно удешевлялся, так как полностью исключались мясо и сливочное масло.
Если войска находились где-то в походе, то возникала необходимость в закупке продовольствия в походных условиях. В этом случае для расчета стоимости дневного рациона солдата применялся следующий прием: определялась цена (на рынке в данной местности) одного фунта мяса, на потребление чая и сахара добавлялась 1/2 стоимости этого мяса, и еще 2/3 стоимости отводилось на приобретение других припасов. В примере с московскими магазинами, таким образом, цена дачи составила бы 37 коп. Интендантские службы, естественно, закупали продовольствие по оптовым ценам, следовательно, дневной паек солдата был значительно дешевле его “розничного двойника”.
В Советской армии в начале 1950-х стоимость натурального суточного пайка составляла примерно 5 руб. 70 коп. При цене пол-литра водки 22 руб., а валенок 16 руб.
---------------------------------------------------------------
Но в русской армии было в питании одно серьезное преимущество: солдат мог пить очень много квасу.
Это классический русский квас. Его солдат мог употреблять в день несколько стаканов. Отличие от современного кваса — полное отсутствие сахара.
А сейчас попробуем сделать сравнение рассмотренных пайков Российской и Советской армий по классическим критериям диетологии: белкам, жирам, углеводам и калорийности. Будем исходить из того, что принятая сегодня норма для человека, занимающегося тяжелым физическим трудом, составляет 4000—4200 ккал в день. Откуда берутся эти калории? Из белков, жиров и углеводов. Сгорая (окисляясь) в организме, эти вещества высвобождают тепловую энергию, измеряемую в калориях. Так, при окислении 1 г белка в организме выделяется 4,1 ккал, 1 г углеводов дает 4,1 ккал, а 1 г жира — 9,3 ккал. Зная количественный состав продуктов по рассматриваемым ингредиентам, можно легко рассчитать его калорийность.
Паек русского солдата в 1900 году имел калорийность по мясу 999 ккал, по хлебу 2516 ккал, крупе перловой 519 ккал, овощам 52 ккал, сахару 86 ккал, салу 153 ккал и т. д. В сумме — 4325 ккал. И хотя в 1900 году этих расчетов никто сделать не мог, получалось “абсолютное попадание” по калорийности дневного рациона солдата, человека, занятого сверхтяжелым физическим трудом.
Теперь рассчитаем калорийность суточного довольствия по солдатскому пайку в 1950 году. Не будем рассматривать ее по отдельным продуктам, а приведем лишь итог: 4300 ккал.
Таким образом, мы видим практическую идентичность пайков по “энергоемкости”.
Однако существует нюанс. Паек царского солдата содержал почти на 20 г больше белка и почти на 10 г больше жиров, в то время как советский солдат получал углеводов больше на 40 г. И еще хочу отметить, что в приведенном сравнительном анализе мы не учли тот факт, что солдат русской армии употреблял в день большое количество натурального кваса.
В целом такая преемственность может показаться удивительной, но именно она и характеризует культуру нации.
---------------------------------------------------------------