Тут Алполо рассказывал про жовто-блакитный катерок своей мечты… Ну и на меня ностальгия нахлынула. Вспомнила, что и в моей жизни был катерок именно такого цвета украинской незалежности. Давно дело было… дайте сосчитать… в 1983 году.
Ну да, все по порядку. Начну с длинного предисловия. Упоминала уже, как в студенческие годы довелось мне пару раз съездить в экспедицию с географами. Занимались мы русловой съемкой в районе Оби – первое лето в окрестностях Томска, на последних километрах Томи перед впадением в Обь. Второе лето – на слиянии Бии и Катуни. Работы заказало Обское речное пароходство – оно же и выделяло нам для их проведения старую списанную брандвахту под жилье. Для тех, кто не знает, что такое брандвахта – это такое речное судно, которое не может само передвигаться, его можно только буксировать. Все остальное устройство конструкции – как у настоящего пароходика: нос, корма, палуба, длинный коридор с каютами на 1-2 человек. Вот примерно так, только у нашей был еще "скворечник" на корме - каюта на втором этаже. И принайтованный к корме понтон, на котором хранились бочки с горючим. И швартовались суда к брандввахте таким же макаром, борт к борту, а если надо - перетаскивали на новое место.
Attachment:
61433.jpg [ 111.73 KiB | Viewed 15706 times ]
Дизельный мотор у брандвахты, впрочем, тоже имелся – для того, чтобы генерить по необходимости электричество. Поэтому судно было оборудовано: холодильником, кухней с электроплитой, водопроводом, в который закачивалась забортная вода, стареньким черно-белым телевизором в каюткомпании, стиральной машиной и утюгом, а также душем, в который поступала горячая вода из системы охлаждения. Те, кому доводилось ездить в поле в советские времена, знает, что вся эта роскошь была почти скандальной по тем временам – в поле было положено жить в палатке и готовить пищу на костре… Ну, да это я отвлеклась.
Поскольку брандвахта давала нам практически полную автономию, становиться мы старались подальше от местных населенных пунктов. Во избежание излишних конфликтов с местными пОдростками. Если было возможно – на другой стороне реки – так было и в тот день, о котором пойдет речь. Передвигались же мы на моторных лодках.
Э-э-эх… как вспомню обалденную красоту тех мест, два месяца проведенных на воде, почти не ступая на твердую сушу… С радостью бы и сейчас подписалась на пару месяцев – да, уж видно, не судьба… Кроме моторных лодок был у нас в хозяйстве тот самый катерок. Новенький, сиял он свежей нетронутой краской, но стоял на приколе: на него нужно было навесить два лодочных мотора. А у нас в экспедиции бензин был, не то, чтобы в недостатке – но и излишков не водилось. Не знаю уж, какими хитросплетениями планового социалистического распределения приписали его в наше хозяйство – но только стоял он, принайтованный к понтону практически безвылазно, и вся его рабочая обязанность была в том, чтобы создавать красивый вид. Жаль, своих фотографий у меня с этих поездок нет. Но примерно, по моим воспоминаниям был похож вот на такой. Только еще с кабинкой небольшой на носу - и цвета желто-голубого.
Attachment:
boat.jpg [ 82.86 KiB | Viewed 12397 times ]
Жили мы на брандвахте весело и дружно – распадаясь, впрочем, естественным образом на три компании. Первая – семья местных жителей, которые следили за брандвахтой и обеспечивали ее функционирование. Вторая – начальница экспедиции и преподаватели, которые организовывали собственно картографические работы. Ну и третья группа – человек восемь студентов. В начале августа у одной из студенток оказался день рождения – который, конечно, мы бурно отмечали. Сначала – праздничный ужин всем коллективом. Потом «взрослые» пошли спать – а мы остались допивать свои особые запасы и петь песни под гитару. Помню, ждали четырех утра, чтобы распить особо заначеную для этого случая бутылку коньяка – кажется, ждали наступления собственно дня рождения по московскому времени. Но вот, время приблизилось к четырем, мы вернулись с палубы в темную – дизель на ночь выключили, и света не было – каюткомпанию, бутылка коньяка разлита по стаканам, спичкой кто-то подсветил часы – «еще рано, две минуты до четырех»… Один из парней прочел какие-то проникновенные стихи в честь именинницы – «четыре часа, пора»....
!!!!!!!!!!!!!!!!
Стакан до рта никто донести не успел – одновременно с «пора» жуткий удар сотряс нашу брандвахту. Поставив стаканы на стол, мы выскочили на корму – и
офигели… Понтона с бочками не было, катерка не было – а вместо них, со скрежетом царапая нашу корму, слева направо двигался высокий, метра три – а может и выше – борт речного судна. Трудно было поверить, что все это происходят наяву, а не в фильме-катастрофе. Следующие два часа я помню довольно обрывочно… Выскочила на палубу наша начальница в ночной рубашке, а следом и все остальные «взрослые», спросонья силясь понять, что происходит… Местный механик прыгнул полуголый в моторку вместе с самым взрослым из студентов, Колей – тот уже успел отслужить три года на флоте – и они погнались за уходящим на полном ходу судном. Догнать-догнали, но те драпали, потушив все огни, чтобы их не опознали, только на палубе молча стояли три темные человеческие фигуры с огоньками сигарет. Наши вернулись на брандвахту, прихватили по ватнику, чтобы не простыть и ракетницу. Догнали судно снова, навесили ракету, прочли бортовой номер – его я помню до сих пор: РТ-370. По этому номеру я и фотку его в инете нагуглила - от он, красавец, второй слева.
Attachment:
43106.jpg [ 75.89 KiB | Viewed 15583 times ]
В какой-то момент посреди суматохи я вспомнила про коньяк и пошла в кают-компанию - снять стресс
. Мой стакан стоял нетронутым – но все остальные стаканы были уже пусты…
Работы, конечно, в тот день никакой не было. Часов в шесть утра начальница сгоняла на соседний земснаряд, сообщила в пароходство о происшествии. После полудня Речной Толкач, бортовой номер 370, ткнулся носом в берег метрах в десяти от нас. К нам в гости не пошли – да и мы не ходили. Назавтра прибыла с разборками судовая инспекция. Выяснилось, что местные жители в ту ночь раскурочили створовые огни, которые находились довольно близко от нас – украли батарею, и створовые лампочки не горели. Команда же РТ-370 была сильно пьяна – поэтому они приняли за створовой огонь лампочку, которая горела у нас на клотике.
По всей реке разнеся слух, что «утопили московских ученых». Жовто-блакитный катерок, смятый в гармошку, нашли еще через пару дней выше по реке – он, видимо, за толкач зацепился. Притащили к нам, ну а в конце сезона списали, конечно. Так и не довелось ему поплавать – не судьба…
В конце августа мы вернулись к цивилизации – пришли в Томск. Сойдя на берег, первым делом всей студенческой командой отправились в кинотеатр. Только что вышел фильм «Васса» с Инной Чуриковой. Фильм, откровенно говоря, довольно занудный, но есть там один момент.. когда к Вассе Железновой приходят с известием, что ее требует явиться речная полиция. Зрители в зале недоуменно вздрогнули, когда на эту фразу мы взорвались дружным ржанием восьми молодых глоток…
А еще в тот сезон после этого случая огромной популярностью стала пользоваться песня из моего репертуара
"Так на фига ж вы ботик потопили, гады?!!"
http://ololo.fm/search/%D0%93%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA+%D0%A1%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2/%D0%91%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BA