28 марта 1942 Рейд на Сен-Назер
http://en.wikipedia.org/wiki/St._Nazaire_Raidhttp://commi.narod.ru/bmc/mk1ka/ka39.htmНа всем побережье Франции, оккупированной фашистской Германией, не было для британского флота цели более важной и заманчивой, чем Сен-Назер, городок на северном берегу Луары, в самом ее устье, с населением всего 50 тысяч жителей. И не только потому, что в бассейне де Сен-Назер, изолированном от океанских приливов шлюзами, в мощных железобетонных укрытиях базировались и достраивались фашистские подводные лодки. Рядом находился уникальный, единственный на всем атлантическом побережье Франции сухой док, способный вместить гитлеровский линкор "Тирпиц", появления которого в Атлантике очень опасались англичане. Вот почему в феврале 1942 года британское адмиралтейство разработало план рейда на Сен-Назер. главной целью которого было уничтожение батопорта сухого дока и вывод из строя доковых механизмов.В случае удачи этой операции равновесие сил в Атлантике должно было бы существенно, если не решающим образом. изменитьс в пользу Англии...
В ночь на 28 марта после 33-часового перехода морем отряд английских кораблей скрытно от противника подошел с юго-запада к устью Луары, перестроился и двинулся в ночной тьме к Сен-Назеру. В центре отряда шел "Кемпбелтаун" - старый американский эсминец, переданный английскому флоту в 1940 году. Со всех сторон его прикрывали катера — артиллерийский, торпедный и шестнадцать морских охотников с десантом. Тем временем над Сен-Назером появились английские бомбардировщики, на некоторое время отвлекшие внимание немцев от наблюдения за морем. Но в 01.30, когда английский отряд находился еще в двух милях от цели. его все же обнаружили и неожиданно осветили десятком прожекторов...
"Немцы сразу же открыли огонь, сначала беспорядочный, на который "Кемпбелтаун" не замедлил ответить», - вспоминал командир артиллерийского катера МGВ.314, исполнявшего в этом рейде роль штабного корабля. С катера ясно видели, как осыпаемый вражескими снарядами "Кемпбелтаун" устремился прямо в батопорт сухого дока. "При повороте вправо, - писал командир отряда капитан II ранга Р. Райдер, находившийс на МGВ.314, - мы потеряли миноносец из виду, так как он скрылся в ослепительных лучах прожекторов. В следующий раз мы увидели его в момент удара о шлюз. Корабль крепко застрял в нем и вел при этом сильный огонь из всех орудий внутрь дока». По плану операции "Кемпбелтаун» должен был протаранить батопорт в 1.30, он врезался в шлюз в 1.34...
Когда корабль основательно влез в батопорт шлюза, трюмный машинист X. Говард открыл кингстоны, чтобы затопить эсминец. Выбежав на полубак, он услышал громкие взрывы в районе сухого дока: десантники уничтожали доковые механизмы. В памяти очевидцев запечатлелось, как от внутреннего взрыва вылетели стекла насосной станции, как взорвались доковые механизмы в шлюзах, как горели подожженные доковые сооружения, бросая зловещие отблески на окружающие здания и черные воды Луары.
Приткнувшись к берегу у старого входа, справа от батопорта сухого дока, морской охотник ML.177 и МGВ.314 начали принимать на борт экипаж с "Кемпбелтауна", а Райдер, сойд на берег, убедился, что эсминец, крепко засев носовой частью, медленно погружается кормой. Вернувшись на штабной корабль, он приказал командиру МТВ.74 выпустить торпеды с взрывателями замедленного действия в шлюз бассейна де Сен-Назер, внутри которого располагалась база фашистских подводных лодок. По исполнении этого приказа Райдер дал радиограмму об отходе. "Но маловероятно, что кто-нибудь на берегу получил ее", — меланхолично констатировал он...
И действительно, получать радиограмму об отходе было практически некому. Морские охотники типа МL (от английского "мотор лонч"), участвовавшие в этой операции, устремились к местам высадки десанта сразу же, как только отряд был освещен прожекторами. Но у старого мола и у старого входа в бассейн де Сен-Назер их встретил шквальный огонь не только фашистских пушек, но и пулеметов, бивших по ним в упор - буквально с нескольких метров. Сразу вспыхнул с носа до кормы головной катер правой колонны. Головной охотник левой колонны у старого мола гитлеровцы забросали гранатами. От прямого попадания вражеского снаряда погиб ML.177. При попытке спасти людей сгорел и торпедный катер MТВ.74. К тому моменту, когда Райдер отдал приказ об отходе, из шестнадцати морских охотников одиннадцать было уничтожено, а остальные пять получили тяжелые повреждения, и до дома дотянули только три. И тем не менее сен-назерский рейд стал, по сути, настоящим триумфом морских охотников,...
Немцев, явившихся на следующее утро осматривать повреждения, нанесенные английским налетом, ожидало несколько неприятнейших сюрпризов. В полдень, когда инспекционна группа из сорока старших офицеров во главе с командующим районом находилась на борту "Кемпбелтауна", стараясь выяснить, можно ли сдвинуть его с места, раздался сильнейший взрыв. Пять тонн тола, заложенного в недра эсминца, уничтожили всю комиссию вместе со множеством солдат, собравшихся поглазеть на засевший в шлюзе корабль.
Еще через два дня район порта в Сен-Назере потряс новый взрыв - сработала одна из торпед замедленного действия, выпущенная МТВ.74. Толпы народа побежали к старому входу посмотреть, что случилось. И в это время взорвалась вторая торпеда. Это вызвало настоящую панику: людская масса бросилась к мосту, сметая со своего пути часовых. Те открыли огонь, в городе поднялась стрельба. Немецким солдатам, потерявшим от взрывов большую часть своих офицеров, казалось, что в порту за каждым углом скрываются десантники. С наступлением темноты началась перестрелка между отдельными группами фашистов, так что на следующее утро стены домов были покрыты следами пуль и дырами от снарядов. Немцы поспешили закрыть весь район гавани и приступили к эвакуации населения из старого города...
Английская воздушная разведка донесла, что внешний кессон сухого дока обрушился, а сам док полностью открыт со стороны моря и затоплен, то есть выведен из строя на неопределенное время.
Подводя итоги операции, командующий Плимутского оборонительного района писал: "Рейд на Сен-Назер был более трудным, чем атака на Зеебрюгге, так как большая, слабо вооруженная группа войск должна была пробраться незамеченной на расстоянии 400 миль к месту боя со средней скоростью в 11,3 узла сквозь район, обычно разведуемый морскими и воздушными силами противниках. Выполнить эту непростую задачу как раз и помогли морские охотники Фэрмайл МL типа В. Но вклад катеров, разработанных этой фирмой, в успех сен-назеровского рейда не ограничивался участием в нем одних только морских охотников МL типа В...